Автоматическая бесступенчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах машин для автоматического бесступенчатого регулирования крутящего момента и угловой скорости ведомого вала в зависимости от нагрузки на нем. Целью изобретения является повышение долговечности путем иного выполнения элементов передачи. Ведущее звено выполнено в виде водила 5 с роликом 6, имеющим клиновую канавку 8 по окружности, каждый кулачок выполнен в виде изгиба витка 14 соответствующей пружины 9, а конец пружины 9 предназначен для взаимодействия с храповым колесом 4. При вращении ведущего звена ролик 6 периодически взаимодействует с витком 14 пружины 9. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ч)5 F 16 Н 33/00

ГОСУДАРСТВЕН-АЛЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4721454/28 (22) 20,07.89 (46) 15.08.91. Бюл, N 30 (71) Владимирский политехнический институт (72) М,Е.Блинников, В.Н.Филимонов и

М.В.Смирнов (53) 621.8.032.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1483140, кл, F 16 Н 33/00, 1987, (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических приводах машин для автоматического бесступенчатого регулирования крутящего момента и угловой скорости ведомого вала в зависимости от нагрузки на нем.

Целью изобретения является повышение долговечности путем иного выполнения элементов передачи.

На фиг.1 изображена автоматическая бесступенчатая передача; на фиг,2 — сечение А-А на фиг.1.

В корпусе 1 передачи размещены соосные ведущий 2 и ведомый 3 валы и закрепленное соосно им торцовое храповое колесо

4. Ведущее звено выполнено в виде закрепленного на ведущем валу 2 водила 5 с роликами 6. Ролик 6 установлен на оси 7 водила

5 с возможностью вращения вокруг нее и имеет клиновую канавку 8 по окружности.

„„5U„„1670264 А1 механических приводах машин для автоматического бесступенчатого регулирования крутящего момента и угловой скорости ведомого вала в зависимости от нагрузки на нем. Целью изобретения является повышение долговечности путем иного выполнения элементов передачи. Ведущее звено выполнено в виде водила 5 с роликом 6, имеющим клиновую канавку 8 по окружности, каждый кулачок выполнен в виде изгиба витка 14 соответствующей пружины 9, а конец пружины 9 предназначен для взаимодействия с храповым колесом 4. При вращении ведущего звена ролик б периодически взаимодействует с витком 14 пружины 9. 2 ил.

Пружины 9 кручения установлены на осях 10 ступицы 11 ведомого вала 3 предварительно закрученными на некоторый угол, а их свободные концы 12 поджаты в осевом направлении к храповому колесу 4, От раскручивания под действием момента упругости свободные концы 12 пружин 9 фиксируются упорами 13. закрепленными на ступице 11. Контактируя со специальными скосами упоров 13, свободные концы 12 занимают такое положение, при котором имеющиеся на них храповые зубья не касаются храпового колеса 4. Виток 14 пружины 11, предназначенный для взаимодействия с роликом б, имеет профиль кулачка.

Автоматическая бесступенчатая передача работает следующим образом.

При произвольной угловой скорости ведомого вала 3 и непрерывном вращении ведущего вала 2 по часовой стрелке вместе с водилом 5 установленные на его осях 7 ро1670264 лики 6 впадинами своих клиновых канавок

8 входят в контакт с одной парой пружин 9 кручения, обкатываясь по их виткам 14, имеющим профиль кулачка. В результате пру.жины 9 закручиваются в направлении вращения ведущего вала 2 на некоторый угол, величина которого зависит от момента сопротивления на ведомом валу 3. Свободные концы 12 этой пары пружин 9 выходят иэ контакта с упорами 13, но по-прежнему не касаются храпового колеса 4, удерживаясь в таком положении клиновыми канавками 8 соответствующих роликов 6.

При достаточном моменте сопротивления на ведомом валу 3 свободные концы 12 пружин 9 поворачиваются на расчетный угол и ролики 6 теряют контакт с кулачковыми профилями витков 14 пружин 9. Далее свободные концы 12 пружины 9 продолжают двигаться под действием сил упругости и инерции, пока их храповые зубья не прекратят свободный ход по храповому колесу

4 и не заклинятся на нем. С этого момента времени пружины 9 отдают накопленную энергию ведомому валу 3.

Малый момент инерции пружины 9 и движущихся вместе с ней в относительном движении масс, в силу отсутствия последних, способствует сокращению времени холостого хода храповых зубьев пружин по храповому колесу 4. Как следствие, уменьшаются износ контактирующих храповых зубьев, уровень шума и улучшаются передаточные свойства передачи в диапазоне больших передаточных отношений, Ролики 6, продолжая движение вместе с водилам 5 и ведущим валом 2, входят в контакт с кулачковыми профилями витков

14 следующей пары пружин 9, после чего процесс деформации пружин повторяется.

В последующих циклах на некоторых режимах работы передачи ролики 6 могут

40 войти в контакт с очередной парой пружин

9, еще не отдавших полностью накопленную энергию ведомому валу 3. Свободные концы

12 этих пружин еще не успели войти в контакт с упорами 13, поэтому их храповые зубья находятся в зацеплении с зубьями храпового колеса 4. В этом случае кулачковые профили витков 14 пружин 9 входят в контакт с правыми скосами клиновых канавок 8 роликов 6.

Под действием горизонтальной составляющей силы нормального давления со стороны скоса витки 14 пру» ины перемещаются в, центр клиновой канавки 8 ролика 6 до контакта с впадиной канавки, t5 результате храповой зуб, расположенный на свободном конце 12 пружины 9, выводится из контакта с храповым колесом 4. Дальнейший процесс деформации пружин аналогичен описанному выше.

Формула изобретения

Автоматическая бесступенчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем соосные ведущий и ведомый валы, торцевое храповое колесо, закрепленное в корпусе, ведущее звено, связанное с ведущим валом, пружины кручения, одними концами связанные с ведомым валом и предназначенные для взаимодействия с храповым колесом и ведущим звеном, и кулачки по числу пружин кручения, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, в ней ведущее звено выполнено в виде водила с роликами, имеющими кольцевую клиновую канавку, каждый кулачок выполнен в виде предназначенного для взаимодействия с соответствующим роликом витка пружины, изогнутого в соответствии с профилем канавки ролика, а другой конец пружины предназначен для взаимодействия с храповым колесом и имеет форму храпового зуба.

1670264

Pgq 1

Puz2

Составитель Г.Савочкина

Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Редактор Т,Клюкина

Заказ 2731 Тираж 372 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101