Подвеска транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости и управляемости последних при движении по горным дорогам. Цель изобретения - повышение курсовой устойчивости и управляемости транспортного средства путем изменения распределения боковых сил инерции между мостами транспортно (го средства. Для этого отогнутые концы 4 и 6 торсионов 1 и 2 переднего 7 и заднего 8 мостов соответственно шарнирно соединены с их прямолинейными частями с возможностью поворота вокруг последних и снабжены в месте сочленения зубчатыми венцами 13 и 20 сочлененными с зубчатыми муАтами 15 и 22, свободно надетыми на выступающие концы И и 21 прямолинейной части торсионов 1 и 2. Муфты 15 и 22 соединены со штоками 16 и 23 электромагнитов 17 и 2k. Обмотка электромагнита 17 содержит в цепи питания выключатель 18, размещенный пол педалью 19 акселератора с возможностью включения при ее нажатии, а выключатель 25 в цели питания обмотки электромагнита 24 сблокирован с выключателем системы торможения двигателем внутреннего сгорания . 1 ил.
СОЕЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
П>2 (д1) R 60 Г 21/G4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM
ПРИ fHHT СССР (21) 465376!!!!
;(22) 22.02.89 ..(46) 15.12.91, Бюл. 46 (71) Таджикский политехнический институт (72) Я.Е.Фаробин, R..В.Лигай, И.Н.Сапаров и Я.P.Ãóí (53) 629.012.113 (088.8) ((56) Патент США !! 3448994, кл. В 60 G..11/04, 1969. (54) ПДВЕС!(А ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости и управляемости послед" них при движении по горным дорогам.
Цель изобретения - повышение курсовой устойчивости и управляемости транспортного средства путем изменения распределения боковых сил инерции между мостами транспортноИзобретение относится к средствам стабилизации поперечной устойчивости и может быть использовано на грузовых автомобилях приУ цепах и полуприцепах для обеспечения устойчивости и управляемости последних при движении по горным дорогам, Транспортное средство при этом должно быть оснащено тормозомзамедлителем, в качест ве которого в режиме наката выступает двигатель внутреннего сгорания .
Цель изобретения — повышение курсовой устойчивости и управляемости
Ф
2го средства. Дпя этого отогнутые концы 4 и 6 торсионов и 2 переднего 7 и заднего 8 мостов соответственно шарнирно соединены с их прямолинейными частями с возможностью поворота вокруг последних и снабжены в месте сочленения зубчатыми венцами 13 и 20, сочлененными с зубчатыми муфтами 15 и 22, свободно надетыми на выступаевие концы
14 и 21 прямолинейной части торси" онов 1 и 2. Муфты 15 и 22 соедине.ны со штоками 16 и 23 электромагнитов 17 и 24. Обмотка электромагнита 17 содержит в цепи питания выKllio àTeëü !8, размещенный под педалью 19 акселератора с возможностью включения при ее нажатии, а выключатель 25 в цели питания обмотки электромагнита 24 сблокирован с выключателем системы торможения двигателем внутреннего сгорания. 1 ил. транспортного средства при движе- QQ
< нии на горных дорогах путем изменения распределения боковых сил инер- . 40 ции между мостами транспортного (Л средства .
На чертеже представлена принципиальная схема подвески, Подвеска состоит из двух тпрсио" нов 1 и 2 с выполняющими роль ры.чагов отогнутыми койцами 3 и 5 и рычагов 4 и 6, установленных на подрессоренной части транспортного средства параллельно переднему 7 и заднему 8 мостам соответственно.
46 где Сп и>
Сп
2 сг1
С сто от режима движения
Ст огл<у.тые концы 3 и рыч."г 4> торсио>а 1 при помощи проне>куочнь>х звеньев 9 и 10 соответственно связаны с сс ью переднего моста 7, а отогнутый
><онец 5 и рычаг 6 торсиона 2 при помощи промек<уточнь<х звеньев 1 и
12 соответственно ш;-рнирно связаны с осью заднего л<оста 8. Рычаг 4 торсиона 1 переднего моста 7 шарнир> о соединен с прямогинейной его частьюю с возможностью .поворота вокруг последней и снаб>кен в месте сочлененияя зубчатым венцсм 13,, à нс. выс1упающий конец 14 прямолинейной части торсиона свободно надета зуб-laTa>l муфта 15, сцепленная с зубчатым венцом 13 егo ры<ага 4 (cooT гстстяует обесточен>-ому состоянию ягового реле) и жестко соединена М с подвижным штоком 16 электромагнита
17, в цепь питания обмотки которого введен нормально разомкнутый выключатель 18, размещеннь>й под педалью
19 акселератора с возможностью включения при ее нажатии (возможно установление инерцибнных сил датчиков, замыкающих цепь при появлении инерционных сил, направленных назад, что соответствует режимам движения на подъем и ускорения автомобиля) .
Рычаг 6 торсиона 2 заднего моста 8 шарнирно соединен с прямолинейной его частью с возможностью пов )pATcl вокруг последней и снабжен в месте сочленения зубчатым венцом 20, а З5 на вь>ступающий конец 21 прямолинейной части торсиона 2 свободно надезубчатая муфта 22„ сцепленная с зубчатым венцом 20 егс рычага 6
<,соответствует обесточенному состоя<ию тягового реле 24) и жестко соедин HHBR . с подви>кнь>м штоком 23 зле ;, ромас нита 24 В цеп ь пита ния l(oTo
;>ого введен нормально разомкнутый вь>ключатель 25, сблокированный с вклю- 4 чателеи тормоза-эамедпителя (при отсутствии тормоза-замедлителя возможно установление инерционных латчиков,, замыкающих цепь при появлении инерционных сил направленных @ вперед, что соответствуе-г режимам движения на спуск и замедления автомобиля) .
Подвеска работает следующим образом, При движении автол<обипя на подьем водитель нажимает на педаль 19 акселератора, котор;>я находится
5 Д
B нижнем положении, и эамь>кает выключатель 18 и тем самым цепь питания обмотки электромагнита 17, который втягивает свой шток 16, вследствие чего зубчатая муфта 15, также втягиваясь, выходит иэ зацепления с зубчатым венцом 13 на рычаге 4 с торсиона 1 (при обратном, т.е,когда цепь питания обмотки электромагнита
17 обесточена, обратная пружина электромагнита, разжимаясь, перемещает шток 16 и вместе с ним муФту 15, таким образом происходит зацепление муфты 15 с зубчатым венцом 13 на рычаге 4 торсиона 1), чем разрывают жесткую связь между прямолинейной частью торсиона 1 и рычагом 4. Связь между упомянутыми частями стабилизатора поперечной устойчивости пе" реднего моста 7 оказывается отключенной. В этом режиме дви>кеЬия рабо" тает только стабилизатор поперечной устойчивости заднего моста 8 (в этом режиме не включается тормоз-замедлитель, поэтому электромагнит 24 обесточен и обратная пружина электромагнита, прижимая зубчатую муфту
22 к венцу 20, держит их в зацепленном состоянии), что обеспечивает некоторое уменьшение недостаточной поворачивасмости и достижение улуч шения управляемости автомобиля при криволинейном движении на пс>дъем.
Увеличение поперечной силы„ приходящейся на заднюю ocb, равно: сп + c««
Ар Р
Сп + Сст + Ся + Сст . Ч
С п + Сст
Сп + Сст +Сп угловая жесткость подвески передней оси, угловая жесткость подвески задней оси; угловая жесткость стабилизатора передней оси, угловая жесткость стабилизатора задней оси; сила инерции автомобиля.
Как известно, изменение распределения поперечной силы по осям автомобиля приводит к уменьшению или увеличению соотношения I:<1 >ению, либо увеличению недостаточной поворачиваемости автомобиля в зависимости
4690095
При движении на спуск требуется повышение курсовой устойчивости автомобиля. Это достигается следующим образом.
Подвеска, предназначенная для автомобилей горной модификации, функционирует синхронно с тормозом-замедлителем (автомобили горной модификации снабжаются тормозами-замедлителями, например автобус ПАЛ-672
"Г имеет электродинлмический тормоз-замедлитель, соответственно все другие автомобили, предназначенные для работы в горных условиях, снабжены такими устройствами, это либо выхлопного типа, либо гидравлические, электрические и т.д.).
Тормоз-замедлитель включается при движениях автомобиля на спуск.
-Включателем тормоза-замедлителя параллельно включается и выключатель
2, замыкая тем самым цепь питания обмотки электромагнита 24, котооый втягивает. свой шток 23 (при этом сжимается обратная пружина электромагнита, при обесточении пружина разжимается, приводит шток 23 в обратное движение), вследствие чего зубчатая муфта 22 также, втягиваясь, выходит из зацепления с зубчатым вен цом ?0 на ры-<аге 6 торсиона 2, чем разрывает жесткуа связь между прямолинейной частью торсионл 2 и рычага 6. Связь между упомянутыми частями стабилизатора становится шарнирной, в результате чего стабилизатор поперечной устойчивости зад-него моста 8 оказывается отключенным. В этом режиме выключатель 18 оказывается не включенным, поскольку педаль подачи топлива оказывается в верхнем положении. Обратная пружина электромагнита 17, разжимаясь, перемещает зубчатую муфту 15 до включения в зацепление зуочатым венцом 13 рычага 4, что увеличивает угловую жесткость передней оси. Пропорционально этому возрастает поперечная сила инерции, что приводит к увеличению недостаточной поворачиваемости, Увеличение поперечной силы инерции относительно прототипа выразится соотношением:
С п< + Сст<
Av Р
C«< + Сст< + Сп + Сст
Сп< + Сст<
С„, + Сп + С т
Таким обрлзоа<, предлагаемая система стабилизаторов поперечной устойчивости транспортного средства в
1g горных условиях по сравнению с прототипом позволяет повысить курсовую устойчивость и управляемость автомобиля, а тем самым увеличить безопасность движения.
15 формула изобретения
Подвеска транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания, содержащая два поперечных торсиона, установленных на полрессорной части транспортного срелства параллельно заднему и переднему мостам соответственно и выполненных с отогнутыми концами и рычагами, шарнирно связанными при помощи промежуточных звеньев с неподрессоренной частью транспортного средства, о т л и ч л ю щ ля с я тем, что, с целью повышения курсовой устойчивости и управляемо30 сти транспортного средства при движении на горных дорогRx путем изменения распределения боковых сил инерции между мостами транспортного средства, каждый рычаг торсиона шарнирно соединен с прямолинейной частью тор35 сиона с возможност ью поворота вокруг последней и снабжен в месте сочленения зубчатым венцом, л на выступающий конец прямолинейной части торсиона свобопно надета зубчатая муфта, сцепленная с зубчатым венцол< его рычага и соединенная с подвижным
lUToKoM электромагнита, при этом нормально разомкнутый выключлтель цепи питания обмотки электромагнита установлен нл торсионе переднего моста с возможност ью включения при
% нажатии на педаль акселератора транспортного средства, а нормально разомкнутый выключатель цепи питания обмотки электромагнита, установленного на торсионе заднего моста, сблокирcBàH с включателем TîðMoзлзамедлителя транспортного средства
f69509) Редактор Н,Киштулинец
Заказ 2305 Тираж Подписное
ЬНИИПИ Государственного комитета о иэобретенияям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Проиэводстненно-нэцательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, )01
ly
l (l
1 (,б
Составитель Е.Гучкова
Техред И.11оргентал Корректор А.Обручар