Устройство дистанционного переключения передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам командного и автоматического переключения передач транспортных средств с механической ступенчатой трансмиссией . Цель изобретения - повышение надежности устройства в работе путем бесступенчатого изменения усилия включения передач. Устройство содержит автоматически управляемый дроссель в виде подпружиненного золотника 16с пояском, пневматически связанный с рабочими полостями испопнительного механизма 1 пе173 172727 10 сл о ю ш ю сл Фиг J

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 Г 1 6 Н 59/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ гоищ Ю A-А (21) 4695674/11 (22) 19.05.89 (46) 23,12.91. Бюл. М 47 (71) Белорусский политехнический институт

{72) M.Ñ.Ëåáåäåâ, О.А.Маханьков, M.B.Ñå÷ко,.А,П.Бомбешко, А.А.Цереня, А,В.Евстратовский и В.А.Куцеволов (53) 629.113-585,2 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1632818, кл. В 60 К 20/14, 27.03.89. (54) УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОГО

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА,, SU,, 1699825 А1 (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам командного и автоматического переключения передач транспортных средств с механической ступенчатой трансмиссией. Цель изобретения — повышение надежности устройства в работе путем бесступенчатого изменения усилия включения передач. Устройство содержит автоматически управляемый дроссель в виде подпружиненного золотника 16 с пояском, пневматически связанный с рабочими полостями исполнительного механизма 1 пе l699825

20 реключения переда(через распределитель и кинематически Взаимодействугощий через двуплечий рычаг 11, установленный на ш.оке 5 механ(лзма 1, с г((эвод„(ом вилки 12 переключения передач, Вилка! 2 установлена на штоке 13 с возможностью относителького углового переме»цe(I(lr(по пазу 15, выполненному по дуге oкружност((. П ((и r(oдаче питания на соответствующий электромагнит (например, 22), одна из полостей механизма 1 (силового пневмоцилиндра) соединяется с атмосферой через поясок золотника 16. Шток 5 и связанная с ним В(ллка 12 начинают перемещаться в осевом направлении . Перемещение Вилки 12 в Осевом направлении вызь(вает ((аявл ние момента трения между

И эоб рет8н ((е О (((с сит(1 я к транспортноМУ M3lU(»(HOCTPOB!(И(О, I!PB»1Ì ÙBCTÂBHÍO K системам командного и автоматического переключения перецач В автомеханических трансмисс ;ях.

UBfIb иэобрете(-(((я — повышенле надежности работы устройства г(утем бесступен:атого изменения, с(ллия Вкл:очения пepед«»ч, Н а ф(»,"г ((loка»а",,,;тр»»(((цип(«ал(ная злектропневматическая схема устрсйства; на фиг.2 — устройсгво силового цилиндра

r(8P8K(1(oчBHлЯ (IBР» Ца-I (1 HBI(TP»»льно»м» по" ложен(»и) и 8(о coeäìHBHHB с ((Орсбкой передач и распределителем; на ф. -.(.3 - разрез А-А на фиг 2 (-(а»»» (1». 4 — сече(-» ив 5 — (, 1.(а фиг 3

Ъ стройс гBG с»(стоит иэ исг1О1(лителычого механизма 1 и распределителя 2, соединенных мех(ду собой системой воздухопроводов 3, !4с iofi(-(.«1тельиый механизм представляег собой ..Рехпоэиционный цилиндр с пневматической нейтралью, Выполненныл в Вице корпуса 4, в ко(ором жестко установленьг и:-: ((и»тке 5 поошни 6 и плаВаЮЩИ ПОРШНИ (Основов г(оремешение пОРL(1((BA (тграничено расточками В KGpn»c и крыш,<ами 8, служащими Одновременно для подвода

Воздуxe под давлениBм и его ВыпуcKB иэ рабочих полостей В и Г через воздухопроводы 9 и tO. На штоке 5 жестко установлен

В Осевои;-гаправлени(л Рычаг 11, ВэаимодейстВу(бши 1 с поводкОм Вил. (и 1 2 (18peключения перецач, эакрепле;(нол В î"eçoì направлении с помощью стопорных ког(ец и шайб на шт Оке 13,, cT3(-ICRf(BHI- Ом В КерТВконцами вилки и вращающейся муфтой синхронизатора, что приводит к угловом перемещению вилки 12 относительно штока 13 благодаря наличию в ней сквозного паза 15, Перемещение вилки ведет к повороту относительно штока 5 двуплечего рычага 11 и осевому перемещению связанно о с ним золотника 16, Смещение золотника 16 возможно при условии, что момент трения вилки и муфты синхронизатора больше усилия пружины 18, Перемещение золотника

16 увеличивает про.(одное сечение, что способствует быстрому опорожнению олости силового цилиндра, сообщеннол с атмосферой, и увеличению усилия включения передачи. 4 ил. ре или крышке 14 коробки передач. Вилка имее возможность ограниченного перемещения относительно штока 13 благодаря наличию в ней сквозного паза 15, выполH8HHoro по дуге окружности, В корпусе силового цилиндра 4 установлен ступенчатый золотник 16 дросселя, имеющий с

Одной стороны дросселирующий поясок для пропуска воздуха В атмосфер, из рабочих и",.:лостей силового цилиндра через воздухопровод 17, Среднее (нейтралы(ое) положение золотника дросселя обеспечивается пружиной 18, шайбами 19 и крышкой 20. В этом

".îëoæåíèè проходное сечение дросселя минимальное. Золотник 16 кинематически взаимодействует с двухплечим рычагом 11 через шип, Эг(ектропневматический распределитель. состоит иэ электромагнитов 21 и 22 с толкателем 23, корпуса 24, в котором установлен клапан 25 и пружина 26. Подвод воздуха под давлением осуществлен через воэдухопровод 27, подсоединенный к крышке 28, Устройство работает следующим образом.

Исходное положение(нейтраль в коробке передач).

Для обеспечения исходного положения воздух под давлением через Воэдухопроводы 9, I 0 и 27 (при обесточенных электромагнитах расп Ределителя) беспрепятственно поступает в рабочие полости В и Г силового цилиндра и блокирует поршни 6 и 7 на корпус 4, устанавливая тем самым рычаг 11, 1699825 шток 5 и связанную с ним вилку 12 коробки возврату золотникадросселя 16 под дейстпередач в нейтральное положение. вием пружины 18 в положение, увеличиваВключение передачи. ющее дросселирование воздуха и

При подаче питания на соответствую- соответственно снижающее усилие вклю* щий электромагнит(например,22) толкате,. :° 5 чения. Благодаря этому обеспечивается

23 передвинет клапан 25 до его упора в следящее действие изменения усилия на седло крышки 28 и перекроет подачу сжато- што <е переключения в зависимости от сого воздуха через воздухопровод 27 в раба- противления синхронизатора коробки печую полость В силового цилиндра. редач.

Одновременно клапан 25 отойдет от седла:10 Выключение передачи, корпуса 24, соединив рабочую полость В При снятии питания с электромагнита силового цилиндра 4 с атмосферой через 22 клагган 25 под действием давления воэвоздухопроводы 10 и 17 и поясок золотника духа и пружины 26,возвращается в исходдросселя 16. Всвязисуменьшениемдавле- нге положение, перекрывая сообщение ния в полости В шток 5 и связанная с ним 15 полости В силового цилиндра с атмосферой вилка 12 через рычаг 11 перемещается в путем посадки клапана 25 на седло корпуса сторону полости В под действием имеюще- 24 и соединяя указанную полость с нагнетагося давления в полости Г. Перемещение тельной маг :стралью. При подаче сжатого вилки 12 в осевом направлении вызывает воздуха в полости В шток 5 силового цилинпоявление момента трения между концами 20 дра вместе с г оршнями 6 и 7 возвращается вилки и вращающейся муфтой синхрониза- в исходное положение, устанавливая тем тора, что приводит к угловому перемеще- самы:. " в нейтральное положение кинеманию вилки 12 относительно штока 13 тически связанные со штоком 5 через ры(благодаря наличию в ней сквозного паза чаг,! вилку 12 и шток 13 переключения

15), Направление перемещения вилки 12 от- 25 передач, носительно штока 13 зависит с» соотноше- Устройство работает аналогично при ния угловых скоростей ведомой и ведущей включении электромагнита 21, обеспечивая частей синхронизатора, т.е, от необходимо- включение другой передачи. сти разгонять или тормозить ведомые эле- Формула изобретения менты коробки передач. Перемещение 30 Устройство дистанционного переклювилки ведет кповоротуотносительноштока ченкя передач транспортного средства, 5 двуплечего рычага 11 и осевому переме- содержащее r."íåâìîöèëèíäð, кинематищениюсвязанногоснимзолотника, Сме- чески свяэаннь:й со штоком переключещение золотника 16 возможно при условии, ния передач, и рабочие полости которого что момент трения вилки и муфты синхро- 35 через двухпозиционные электропневмонизатора больше усилия пружины 18. Пе- распределители соединены в одной иэ его ремещение золотника 16 увеличивает позиций с источником рабочей среды под проходное сечение дросселя, что способ- давлением, а в другой — с атмосферой, двуствует быстрому опорожнению полости В плечий рычаг, установленный на штоке сисилового цилиндра и увеличению усилия 40 лового пневмоцилиндра с возможностью включения передачи. взаимодействия первым плечом с поводТаким образом, перемещение золот- ком вилки переключения передач, устэновника дросселя 16 определяется моментом ленной на штоке, о т л и ч а ю щ е е с я тем, трения между вилкой 12 и муфтой синх- что, с целью повышения надежности в раборонизатора, величина которого является 45 те устройства путем бесступенчатого измепеременной по ходу штока включения пе- нения усилия включения передач, оно редачи. Наибольшее значение усилия на содержит автоматически управляемый штоке вилки включения передачи и, стало дроссель, выполненный в виде подпружибыть, момента трения имеет место в на- нен ого эолотн ка с пояском, пневматичечальный моменТ цикла включения (разбло- 50 ски связанный с рабочими полостями кировка фиксатора штока включения, силового пневмоцилиндра через электрораэгон инерционных масс), затем усилие пневмораспределитель и размещенный с уменьшается и определяется разностью возможностью взаимодействия своим вычастот вращения синхронизируемых эле- ступом с вторым плечом двуплечего рычага, ментов в коробке передач, и на заключи- 55 причем поводок вилки переключения перетельном этапе(включение зубчатой муфты) дач содержит сквозной фигурный паз, поусилие достигает минимального значения. средством которого он размещен на штоке

Уменьшение момента трения приводит к вилки переключения передач.

1699825

1699 25

fflll8 4

Составитель А.Барыков

Техред M.Moðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Редактор Е,Папп

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4432 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5