Вагон-самосвал сочлененной конструкции
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение предназначено для обеспечения боковой устойчивости кузова. Цель изобретения - повышение безопасности. Устройство содержит нижние рамы секций, опирающиеся на среднюю и крайние ходовые тележки, секции кузова, установленные на нижних рамах. Концевая поперечная балка 8 нижней рамы опирается пятником 9 на подпятник 10 надпрессорной балки 11 средней тележки. Концевая балка 12 нижней рамы опирается пятником 13 на подпятник 14 концевой балки 8. С каждой стороны вагона в полости конце/J 5 (/) i Ј СП СП 00 СО Шаг 2
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Ai (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Zf gg Y
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4789672/11 ,(22) 08.02.90 (46) 07.07.92. Вюл. У- 25 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения, Калининградский вагоностроительный завод и Лемиховский машиностроительный за." ! вод (72) Л.Д. Кузьмич, Г.Г. Музалев, В.А. Дядишев и Я.И. IIIyp (53) 629. 372. 2 (088. 8) (56) Вагоны СССР. Отраслевой каталог
18-4-84. ЦНИИТЭИГЯИМАШ, И., 1984,. с. 194-204.
Патент CHIA У 3596610,кл. 105-261, 1971. (51)5 — В 61 F 3/12, В 61 D 9/10
2 (54) ВАГОН-САМОСВАЛ СОЧЛЕНЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ . (57) Изобретение предназначено для обеспечения боковой устойчивости кузова .. Цель изобретения — повышение безопасности. Устройство содержит нижние рамы секций, опирающиеся на среднюю и крайние ходовые тележки, секции кузова, установленнЫе на нижних рамах. Концевая поперечная балка
8 нижней рамы опирается пятником 9 на подпятник 10 надпрессорыой балки t 1 средней тележки. Концевая балка 12 нижней рамы опирается пятником 13 на подпятник 14 концевой балки 8 ° С каждой стороны вагона в полости конце- ф
1,7
174558 вой поперечной балки 8 шарнирно закреплен сообщенный с пневмотрубопроводом разгрузочных цилиндров силовой цилиндр 15 с возвратной пружиной 16, шток 17 которого шарнирно соединен с одним из плеч двуплечего рычага 18 шарнирно закрепленного на концевой поперечной балке 8. Верхнее плечо рычага 18 шарнирно соединено через паз 10
19 с клиновым башмаком 20, установ4 ленным между верхним 21 и нижним 22 опорными скользунами концевых поперечных балок 8 и 12. Нижнее плечо двуплечего рычага 18 шарнирно соединено через паз 23 с клиновым башмаком
24, установленным между опорным скользуном 25 концевой поперечной балки 8 и скользуном 26 надрессорной балки .11 средней тележки. 2 ил, Изобретение относится к железнодорожному транспорту.
Известны вагоны" самосвалы традиционной (односекционной) конструкции Я с поперечно опрокидывающимся кузовом, установленным на нижней раме, опираю- щейся на две ходовые тележки, содер:жащие разгрузочные цилиндры, сообщающиеся трубопроводом с напорной маги- д стралью.
Линейные размеры, вместимость кузова и грузоподъемность вагоновсамосвалов такой конструкции ограничиваются условиями вписывания в у габарит и обеспечения устойчивости вагонов от опрокидывания.
Габаритные ограничения можно устранить при использовании схемы двухсекционной (многосекционной) сочлененной
35 конструкции вагона-самосвала.
Известен вагон-самосвал сочлененной конструкции, содержащий смонтированные на тележках сочлененные между собой концевыми балками, одна из которых опирается на надрессорную балку средней тележки; нижние рамы, на которых установлены кузова с возможностью опрокидывания посредством разгрузочных силовых цилиндров, сообщенных бесштоковой полостью с напорHofl магистралью, и элементы обеспечения боковой устойчивости вагона при разгрузке.
В этом вагоне-самосвале предусмотрена разгрузка со стороны наружных торцов секций кузова, что значительно усложняет его эксплуатацию. Наличие выносных боковых опор приводит к возрастанию металлоемкости вагона в целом и увеличивает трудоемкость обслуживания вагона при разгрузке, Цель изобретения — повышение безо\ пасности путем использования в качетве противовеса массы соседней секции.
Указанная цель достигается тем, что вагон-самосвал, содержащий смонированные на тележках сочлененные ежду собой концевыми балками, одна э которых опирается на надрессорную балку средней тележки, нижние рамы, на которых установлены кузова с возможностью опрокидывания посредством разгрузочных силовых цилиндров, сообщенных бесштоковой полостью с напорной магистралью и элементы обеспечения боковой устойчивости вагона при разгрузке, снабжен установленным между концевыми балками клиновым механизмом фиксации, включающим в себя шарнирно установленный на концевой балке сообщенный бесштоковой полостью с напорной магистралью силовой цилиндр с возвратной пружиной, шток которого шарнирно связан с одним из плеч двуплечего рычага, установленного на указанной концевой балке, верхнее плечо которого шарнирно связано с клиновым башмаком, установленным между верхним и нижним опорными скольэунами обеих концевых балок сочлененных нижних рам, а нижнее плечо шарнирно сопряжено с клиновым башмаком, установленным между скользуном концевой балки нижней рамы и скользуном надрессорной балки сред.ней тележки.
Такое выполнение вагона-самосвала сочлененной конструкции позволяет при поочередной разгрузке секций кузова исключить зазоры между скользунами нижних рам и надрессорной балки средней тележки. При этом масса неразгружаемой секции жестко соединяется с нижней рамой разгружвемой секции и служит противовесом, увеличи1 7455 вающим удерживающий момент вагойа и препятствующим опрокидыванию вагона в сторону разгрузки.
На фиг. 1 изображена схема вагонасамосвала сочлененной конструкции; на фиг. 2 — соединение нижних рам и средней тележки в узле сочленения.
Вагон-самосвал сочлененной конструкции содержит нижние рамы секций 1р
1 и 2, опирающиеся на среднюю 3 и крайние 4 ходовые тележки, секции кузова 5 и 6, установленные на нижних рамах 1 и 2.
Разгрузочные цилиндры 7 шарнирно закреплены на нижних рамах 1 и 2 и сообщены пневмотрубопроводом с напорной питающей магистралью, Концевая поперечная балка 8 нижней рамы 1 опирается пятником 9 на 2О подпятник 10 надрессорной балки 11 средней тележки 3. Концевая балка
12 нижней рамы 2 опирается пятником
14 на подпятник 13 концевой балки 8.
С каждой стороны вагона в полости Я5 концевой поперечной балки 8 шарнирно закреплен сообщенный с пневмотрубопроводом разгрузочных цилиндров 7 силивой цилиндр 15 с возвратной пружиной 16, шток 17 которого шарнирно сое динен с одним из плеч двуплечего рычага 18, шарнирно закрепленного на концевой поперечной балке 8. Верхнее плечо рычага 18 шарнирно соединено через паз 19 с клиновым башмаком 20, установленным между верхним 21 и нижним 22 опорными скользунами концевых поперечных балок 8 и 12. Нижнее плечо двуплечего рычага 18 шарнирно соедине но через паз 23 с клиновым башмаком
24, установленным между опорным скользуном 25 концевой поперечной бал ки 8 и скользуном 26 надрессорной балки 11 средней тележки 3.
В транспортном положении между клиновым башмаком 24 и скользуном 25 имеется зазор с, а между клиновым башмаком 20 и скользуном 21 — зазор Ь.
Углы (, и z (фиг .," ) выбираются с учетом расчетного коэффициента трения в контакте соответствующих деталей такими, чтобы обеспечить эффект самоторможения под действием вертикальных сил.
При разгрузке вагона сначала подается сжатый воздух в разгрузочные цилиндры 7 одной из секций. При этом ,сжатый воздух одновременно поступает
1 в силовые цилиндры 15.
89 6
В связи с относительно малым объемом этих цилиндров и малой величиной необходимого усилия их срабатывания перемещение штока 17 опережает начало наклона секции кузова 5.Под действием усилия штока 17 двуплечий рычаг 19 поворачивается и перемещает клиновые башмаки 20 и 24, которые выбирают зазоры между скользунами 21 и
22, 25 и 26. После выбора зазоров с1 и с учетом предусмотренного конструкцией пятниковых узлов размещения, шкворней замкового типа нижние рамы
1 и 2 оказываются плотно соединенными, что примерно в два раза умень-. шает амплитуду бокового и углового перемещения надрессорного строения вагона прн разгрузке, повышает запас боковой устойчивости, После окончания разгрузки и посадки на раму секции кузова 5 включается на разгрузку секция 6. Указанный процесс повторяется, только теперь противовесом является ранее разгруженная секция вагона.
Формула изобретения
Вагон-самосвал сочлененной конструкции, содержащий смонтированные на тележках нижние рамы, соединенные между собой в зоне средней тележки концевыми балками, на которых установ-. лены кузова с возможностью опрокидывания посредством разгрузочных силовых цилиндров, сообщенных бесштоковыми полостями с напорной магистралью, и элементы обеспечения боковой устойчивости вагона при разгрузке, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения безопасности путем использования в качестве противовеса массы сочлененной секции, он снабжен установленным между концевыми балками клиновым механизмом фиксации, включающим в себя шарнирно установленный на концевой балке и сообщенный бесштоковой полостью с напорной магистралью разгрузочных цилиндров дополнительный силовой цилиндр с возвратной пружиной, шток которого шар" нирно связан с одним из плеч двуплечего рычага, установленного на указанной концевой балке, верхнее плечо которого шарнирно связано с клиновым башмаком, установленным между верхним и нижним опорными скользунами обеих концевых балок сочлененных
1745589 8 балкй нижней рамы и скользуном надрессорной балки средней тележки. нижних рам, а нижнее плечо шарнирно сопряжено с клиновым башмаком, установленным между скользуном концевой
Диг. 1
Составитель Г. Музалев
Редактор А. Козориз Техред M,Моргентал
Корректор С. Шекмар
Заказ 2356 Тираж Подписное
ВНИКЛИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101