Система для управления колесами прицепного звена автопоезда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в системах управления колесами прицепного звена автопоезда. Сущность изобретения: система для управления колесами прицепного звена автопоезда , который состоит из тягача 1 и прицепного звена 2, связанных между собой промежуточной рамой 3, содержит вые рычажные трапеции, связанные с поворотными колесами 4, качающийся рычаг 17, кинематически соединенный с копиром 20 и со штоком задающего гидроцилиндра 13, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра 14, шток которого соединен с пружинным стабилизатором 15 и с четырехлинейным гидрораспределителем 12, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции прицепного звена. При криволинейном движении автопоезда управляемые колеса находятся в повернутом положении, дополнительный гидрораспределитель 27 отсоединен от насоса. При повороте автопоезда копир 20 перемещает шток задающего гидроцилиндра 13 и рабочая жидкость подается к силовому гидроцилиндру 11.2 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 62 D 13/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4903792/11 (22) 26.10.90 (46) 15.09.92. Бюл, N 34 (71) Конструкторское бюро "Мотор" и Московский автомобильно-дорожный институт (72) М.И.Макаров, Ю.Б.Моторин, В.И.Сливинский, А.В.Титов, А, Ю. Ш ведов и Г. И, Гладов (56) Авторское свидетельство СССР

N 509485, кл, В 62 D 13/00. 1970. (54) СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПРИЦЕПНОГО ЗВЕНА АВТОПОЕЗДА (57) Использование: в системах управления колесами прицепного звена автопоезда.

Сущность изобретения; система для управления колесами прицепного звена автопоезда, который состоит из тягача 1 и прицепного звена 2, связанных между соИзобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевому управлению автопоезда, состоящего из тягача и прицепного звена, связанных между собой шарнирно опирающейся на них промежуточной рамой, Известно устройство для управления колесами большегрузного автопоезда, содержащее рулевые трапеции, связывающие поворотные колеса посредством рычагов и тяг, силовые гидроцилиндры, соединенные через распределительный золотник с напорной и сливной магистралями, копир, размещенный на .втулке шкворня опорно-сцепного устройства, качающийся Ы 1761576 А1 бой промежуточной рамой 3, содержит рулевые рычажные трапеции, связанные с поворотными колесами 4, качающийся рычаг 17, кинематически соединенный с копиром 20 и со штоком задающего гидроцилиндра 13, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра 14, шток которого соединен с пружинным стабилизатором 15 и с четырехлинейным гидрораспределителем 12, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции прицепного звена. При криволинейном движении автопоезда управляемые колеса находятся в повернутом положении, дополнительный гидрораспределитель 27 отсоединен от насоса, При повороте автопоезда копир 20 перемещает шток задающего гидроцилиндра 13 и рабочая жидкость подается к силовому гидроцилиндру 11. 2 ил. рычаг, взаимодействующий с копиром посредством ролика, задающий и исполнительный гидроцилиндры, пружинный стабилизатор нейтрального положения и подпиточное устройство, которое кинематически связано с копиром, а гидравлически— с задающим и исполнительными гидроцилиндрами и со сливной магистралью.

Подпиточное устройство данной системы позволяет при прямолинейном движении автопоезда, состоящего из тягача и полуприцепа, пополнять возможные утечки рабочей жидкости, а также за счет действия пружин стабилизатора устранять рассогласование в действии задающего и исполни1761576

10 тельного гидроцилиндров, которое может происходить в результате утечек и тем самым повышать точность отслеживания поворота колес прицепного звена по углу складывания звеньев автопоезда.

Однако данная система не позволяет устранять рассогласование в действии задающего и исполнительного гидроцилиндров автопоезда, состоящего из тягача и прицепного звена, связанных между собой шарнирно опирающейся на них промежуточной рамой из-за того, что пружинный стабилизатор при прямолинейном движении указанного автопоезда всегда находится в нейтральном положении и не может оказывать силового воздействия на шток исполнительного гидроцилиндра, Целью изобретения является повышение точности работы системы за счет устранения рассогласования действий задающего и исполнительного гидроцилиндров при прямолинейном движении.

Для достижения цели система рулевого управления автопоезда, состоящего из тягача и прицепного звена, связанных между собой промежуточной рамой, содержащая рулевые рычажные трапеции, связанные с поворотными колесами, качающийся рычаг, кинематически соединенный с копиром и со штоком задающего гидроцилиндра, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра, шток которого с одной стороны кинематически связан с пружинным стабилизатором нейтрального положения, а с другой — через пружинный компенсатор с основным четырехлинейным золотниковым гидрорасп ределителем, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции прицепного звена, а гидравлически соединен со сливной магистралью гидробака, напорной магистралью колеса и с силовым гидроцилиндром, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции, и подпиточное устройство, которое кинематически связано с копиром, а гидравлически — с задающим и исполнительным гидроцилиндром и со сливной магистралью, снабжена закрепленными на прицепном звене трехлинейным электроуправляемым гидрораспределителем, установленным в напорной магистрали и дополнительным четырехлинейным золотниковым гидрораспределителем, который посредством пружинного компенсатора кинематически связан с качающимся рычагом копира, а гидравлически соединен двумя линиями с силовым гидроцилиндром, третьей линией со сливной магистралью ичетвертой линией с упомянутым трехлинейным гидрораспре15

55 делителем, который второй линией соединен с насосом, а третьей линией с указанным основным четырехлинейным золотниковым гидрораспределителем.

На фиг, 1 представлена схема прямолинейного движения автопоезда; на фиг. 2— схема системы управления прицепного звена.

Система рулевого управления автопоезда, состоящего из тягача 1 и прицепного звена 2, связанных между собой шарнирно опирающейся на них промежуточной рамой

3, выполнена следующим образом, Колеса 4 прицепного звена 2, поворачивающиеся на шкворнях 5, соединены рулевыми трапециями, состоящими из рычагов 6 и 7, шарнирно связанных тягачами 8 и 9.

Силовая и кинематическая связь между колесами разных осей прицепного звена 2 осуществляется тягами 10. Шток силового гидроцилиндра 11 закреплен на прицепном звене 2, соединен с рычагом 7, Управляющим злементом силового гидроцилиндра 11 служит основной четырехлинейный гидрораспределитель 1, который шарнирно закреплен на рычаге 7 и гидравлически соединен со сливной магистралью гидробака, напорной магистралью насоса и с силовым гидроцилиндром 11. Управление золотниковым распределителем 12 обеспечивается при помощи дистанционного привода, состоящего из задающего 13 и исполнительного 14 гидроцилиндров, гидравлически связанных между собой. Шток исполнительного гидроцилиндра 14 оснащен пружинным стабилизатором 15 нейтрального положения и посредством пружинного компенсатора 16 связан с основным золотниковым гидрораспределителем 12, Задающий гидроцилиндр 13 приводится в действие рычагом 17, качающимся на оси 18. Рычаг 17 связан с установленным на оси 19 опорно-сцепного устройства прицепного звена 2 копиром 20 посредством ролика 21, перемещающегося в пазу 22 копира

20. Для повышения точности отслеживания угла складывания и предотвращения накопления ошибки дистанционный привод золотникового гидрораспределителя 12 оснащен подпиточным устройством 23 с блоком клапанов 24, взаимодействующих с кулачком 25 копира 20, С качающимся рычагом 17 посредством пружинного компенсатора 26 связан шток дополнительного четырехлинейного золотникового гидрораспределителя 27, который первой и второй линиями соединен с силовым гидроцилиндром 11, а третьей линией— со сливной магистралью. Четвертой линиеР

1761576 дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27 соединен с первой линией электроуправляемого трехлинейного гидрораспределителя 28, который второй линией соединен с насосом, а третьей линией с основным.йетырехлинейным золотниковым гидрораспределителем 12.

Управление трехлинейным гидрораспределителем 28 осуществляется автоматически в зависимости от положения управляемых колес тягача, положение штока исполнительного гидроцилиндра 14 и угла складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2.

Подключение электропитания на электромагнит управления гидрораспределителем 28 осуществляется при одновременном выполнении трех условий: нейтрального положения управляемых колес тягача, нейтрального положения штока исполнительного гидроцилиндра 14 и не нулевого значения угла складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2. В этом случае трехлинейный гидрораспределитель 28 находится в положении при котором с гидронасосом соединяется дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27, а основной золотниковый гидрораспределитель 12 с насосом разобща ется.

Отключение электропитания от электромагнита управления гидрораспределителем 28 осуществляется автоматически, при выполнении одного из условий: отклонение управляемых колес тягача от нейтрального положения либо одновременного сочетания нейтрального положения штока исполнительного гидроцилиндра

14 и нулевого угла складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2.

Система рулевого управления колесами прицепного звена автопоезда работает следующим образом, При криволинейном движении автопоезда управляемые колеса тягача находятся в повернутом состоянии, вследствие чего электропитание на электромагнит управления гидрораспределителем 28 не подается, гидрораспределитель находится в положении, при котором с напорной гидромагистралью насоса связан основной золотниковый гидрораспределитель 12, а дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27 отсоединен от насоса. При повороте автопоезда копир 20, поворачиваясь на угол, равный углу складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2, посредством ролика 21, перемещающегося в пазу 22 воздействует на качающийся рычаг 17, который перемещает шток задающе5

55 го гидроцилиндра 13, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра 14. При этом кулачок 25 копира 20 не воздействует на блок клапанов 24, они находятся в закрытом состоянии. Шток исполнительного гидроцилиндра 14, перемещаясь, воздействует на основной золотниковый гидрораспределитель 12. От гидронасоса рабочая жидкость через трехлинейный гидрораспределитель

28 и основной золотниковый гидрораспределитель 12 поступает под давлением к силовому гидроцилиндру 11, который поворачивает колеса 4 прицепного звена ". на соответствующий угол, при котором зслотниковый гидрораспределитель 12 устанавливается в исходное положение. При этом перемещение качающегося рычага 17 относительно дополнительного четырехлинейного золотникового гидрораспределителя 27 компенсируется пружинным компенсатором 26.

При прямолинейном движении автопоезда и отсутствии рассогласования в действии задающего 13 и исполнительного 14 гидроцилиндров углы складывания звеньев автопоезда равны нулю. Под действием кулачка 21 копира 20 клапаны 24 подпиточного устройства 23 находятся в открытом состоянии, при котором полости задающего

13 и исполнительного 14 гидроцилиндров связаны со сливной магистралью, Шток исполнительного гидроцилиндра

14 занимает нейтральное положение.

Трехлинейный гидрораспределитель 28 занимает положение, при котором основной золотниковый гидрораспределитель 12 связан с насосом, а дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27 разобщен с насосом.

При наличии утечек в дистанционном гидроприводе золотникового гидрораспределителя 12 возникает рассогласование в действии задающего 13 и исполнительного

14 гидроцилиндров, которое обуславливает возникновение углов складывания звеньев автопоезда при прямолинейном движении.

В этом случае трехлинейный гидрораспределитель 28 переводится в положение, при котором с гидронасосом связывается дополнительный четырехлинейный золотниковый гидрораспределитель 22, а основной золотниковый гидрораспределитель 12 разобщается, Рабочая жидкость от гидронасоса под давлением поступает через трехлинейный гидрораспределитель 28 и дополнительный четырехлинейный золотниковый гидрораспределитель 22, взаимодействующий с качающимся рычагом 17, в соответствующую полость силового гидро1761576 цилиндра 11, поворачивающего колеса 4 прицепного звена 2 в щая рулевые рычажные трапеции, связана в направлении, при ко- ные с поворотными кол тором прицепное звено 2 ст емит р тными колесами, качающийся тремится занять рычаг, кинематически соединенный положение, соосное промежуточной раме 3. диненный с копиПри этом перемещение штока основно- 5 ром и со штоком задающего ги о ил

I o 3(:."oòíèKoвого гидрораспределителя 12 ра, гидравлически соединенного д ого своими огносите IbHQ штока исполнительного гиполостями с полостями исполнит тельного роцилиндра 14 компенсируется пружинным одной сто гид- гидроцилиндра, шток кото oro coe р динен с ным одной стороны с пружинным стабилизатоПри достижении углом скл ром, а с другой — через пружинный компени углом складывания ну- 10 сатор с четырехлинейным зол левого знач ния срабатывает подпиточное гид о а устройство 23 сооб в, соо щающее полости задаю- ски соединен с рычагом левой т щего 13 и исполнительного 14 гидроцилинн н с рычагом рулевой трапеции дров со сливной магист алью. П прицепного звена, а ги дравлически соедидействием пружинного стабилизатора 15 15 и трал ью. од нен со сливной магист алью ги р дробака, нашток исполнительного гидроцилиндр 14 порной магистралью насоса и с си а гидроцилинлпом кот, ловым стремится занять нейтр л др, " орый механически соальное положение, единен с рычагом левой т по достижению которого трехл хлинеиныи гид- питочное устройство ки м рулевои трапеции, и подрораспределитель 28 переводится в пе вор — âî, кинематически начальное положение, при котором с 20 я в перво- связанное с копиром, а ги авлич др ически — с гидронасосом связывается основной золотзадающим и с исполнительным ги г дроцилиндром и со сливной магист алью, о т л и никовый четырехлинейный гидрораспреде- ю а я с щ я тем, что, с целью повышения а дополнительный точности работы системы за счет и четырехпозиционный гидрораспределитель ния а с"т мы за счет исключе27 разобщается. литель ния рассогласования действий задающего и

Таким образом, при прямолинейном . б,. и

25 исполнительного гид о илин движении автопоезда устраняется рассогйном сна жена закрепленными на и и рицепном ласование в действии задающего и испол- ги о а звене трехлинейным элект G и авля р у р вляемым н итал ь ного ги о и и испол- гидрораспределителем, установленным в го гидроцилиндров и углы напорноймагист алии опол складывания звеньев автопоезда принима- 30 и трали и дополнительным чеют нулевые значения, тем самым повышаеттырехлинейным золотниковым ги идрораспся точность отслеживания угла поворо и ределителем, кинематически сое ин е диненным р р ру ный компенсатор с качающимв рота чепез и жин го звена поуглускладыва- ся рычагом копи а и ния промежуточной рам 3 р, и гидравлически соедизвена 2.

ы и прицепного ненным двумя линиями с силовым

Формула б ула изо ретения

35 гидроцилиндром, третьей линией со сливнои магистралью, а четве той лини

Система для управления колесами прир еи — с цепного звена автопоезда, состоящего упомянутым трехлинейным ги о дрораспреде. тягача и прицепного звена тоящего из лителем, кото ый вто р рой линией соединен с на, связанных меж- насосом, а третьей линией ч ду собой промежуточной рамой, со е >к — 40 и линиеи с четырехлиней. й, содержа- 40 ным гидрораспределителем, 1761576

Составитель B. Ионова

Редактор Н, Каменская Техред М.Моргентал Корректор А. Долинич

Заказ 3224 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101