Устройство управления реверсом судового дизеля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1 0 Cd
О !
Ф г 1 (21) 4675887/06 (22) 11,04.89 (46) 23,09.92; Бюл. N 35 (72) Я. И, Фридман, В. Е. Погольский, М. М, Пупырев и В. А. Сметанин (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1490312, кл. F 02 D 27/00, 1987. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ PEBEPСОМ СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение обеспечивает повышение надежности реверса путем анализа и учета условий реверса при волнении и выбора целесообразного момента начала операции реверса с учетом положения вала дизеля, Устройство содержит тахометрический датчик 1 частоты вращения коленчатого вала
„„ Ы„„1763702 А1 (я>л F 02 N 9/04, F 02 D 29/02 дизеля, блок 2 формирования сигнала разрешения реверса, блок 3 управления пуском и реверсом, датчик 4 положения вала дизеля, блок 5 выбора момента подачи пускового воздуха. Блок 5 выполнен в виде коммутатора 6, блока деления 7, компаратора 8, логического элемента И 9 с двумя входами и одним выходом и RS-триггера с инверсным
R-входом. При наличии единичных сигналов с выхода блока 2 формирования сигнала разрешения реверса и блока 5 выбора момента подачи пускового воздуха, который фиксирует наибольший крутящий момент при воздействии пускового воздуха на поршень обеспечивается надежность реверса судового дизеля. 3 ил.
1763702
Изобретение относится к автоматизации судовых дизелей, в чаСтности к устройствам управления реверсом судовых дизелей.
Цель изобретения — увеличение надежности реверса дизеля за счет увеличения начального крутящего момента в зависимости от угла поворота вала дизеля.
На фиг, 1 изображена структурная схема устройства для реверса главного судового дизеля, на фиг. 2 — график выходного сигнала датчика положения вала от угла поворота вала дизеля при направлении вперед, на фиг, 3 — график выходного сигнала датчика положения вала от угла поворота вала дизеля при направлении назад, Устройство для реверса главного судового дизеля содержит тахометрический датчик 1 частоты вращения коленчатого вала дизеля, блок 2 формирования сигнала разрешения реверса, блок 3 управления пуском и реверсом, датчик 4 положения вала дизеля, блок 5 выбора момента подачи пускового воздуха, который выполнен в виде коммутатора 6, блока деления 7, компаратора 8, логического элемента U9 с двумя входами с одним выходом и RS-триггера с инверсным R-входом.
Дискретный выход тахометрического датчика 1 соединен с третьим входом коммутатора 6, а аналоговый выход одновременно соединен с входом блока 2 формирования сигнала разрешения реверса, первым входом блока 3 управления пуском и реверсом и вторым входом блока деления 7. Выход блока 3 управления пуском и реверсом соединен со вторым входом блока 2 формирования сигнала разрешения реверса, Выходы датчика положения вала дизеля соединены с двумя входами коммутатора 6. Вход блока деления 7 соединен с выходом коммутатора 6, а выход — со входом компаратора 8. Первый вход логического элемента И9 соединен с выходом компаратора 8, а выход с S-входом RS-триггера 10, Второй вход логического элемента U9 и инверсный R-вход RS-триггера 10 соединены между собой и с выходом блока 2 формирования сигнала разрешения реверса. Выход
RS-триггера 10 соединен со вторым входом блока 3 управления пуском и реверсом.
Устройство для реверса главного судового дизеля работает следующим образом.
B момент подачи пускового воздуха начальный крутящий момент при прочих равных условиях зависит от угла поворота вала дизеля. Наибольший начальный крутящий момент наблюдается, когда кривошипношатунный механизм расположен так, чтобы обеспечивалось наибольшее плечо дейст15
55 вия силы, возникающей от действия пускового воздуха на поршень, На выходы коммутатора 6 поступают сигналы с датчика 4 положения вала, а на управляющий вход с выхода тахометрического датчика 4 поступает дискретный сигнал, указывающий о направлении вращения вала дизеля, который позволяет подключать к выходу коммутатора 6 тот или иной выход датчика 4 положения вала. Для правильного срабатывания компаратора 8 на выходе коммутатора должен формироваться ниспадающий сигнал, При этом, вне зависимости от направления вращения, сигнал на выходе коммутатора 6 уменьшается при подходе вала дизеля к положению, соответствующему оптимальному для реверса положению кривошипно-шатунного механизма дизеля, и в любой момент времени соответствует разности Лр =/p< — p< / /фиг, 2/. Сигнал
Лр поступает на первый вход блока деления 7, на второй вход которого поступает сигнал с тахометрического датчика 1, Блок деления 7 формирует сигнал, пропорциональный величине текущего времени, осТВВшегося до достижения угла разворота вала дизеля оптимального для реверса. Сигнал на выходе блока деления 7 пропорционален
Ло /О -л1/ величине — = - — — t, где и — частота вращения вала дизеля при авторотации винта, об/мин, Учитывая время задержки подачи пускового воздуха при прохождении по тракту сигнал разрешения реверса подается с упреждением на время сз, Сигнал с выхода блока деления 7 сравнивается компаратором 18 с установкой з и при с з он формирует единичный сигнал, который поступает на вход триггера 10 через логический элемент И при наличии сигнала с выхода блока 2 формирования сигнала разрешения реверса, С выхода триггера 10 единичный сигнал поступает на второй вход блока 3 управления пуском и реверсом, что соответствует разрешению реверса. При отсутствии разрешающего сигнала с блока 2 формирования сигнала разрешения реверса сигнал с компаратора 8 блокируется логическим элементом и, а триггер 10 сбрасывается в нуль.
Таким образом, устройство обеспечивает повышение надежности реверса путем выбора целесообразного момента начала операции реверса < учетом положения вала дизеля, Это обес. ечивает начало реверса с максимальным крутящим моментом, Формула изобретения
Устройство управления реверсом судового дизеля, содержащее тахометрический
1763702
5 о ьФ Рог. 5
Составитель Е.Прозоровский
Техред М,Моргентал Корректор Э.Лончакова
Редактор Г,Бельская
Заказ 3440 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 датчик, блок управления пуском и реверсом, первый вход которого соединен с аналоговым выходом тахометрического датчика и блока формирования сигнала разрешения реверса, вход которого соединен с выходом 5 тахометрического датчика, а выход — с вторым входом блока управления пуском реверсом,отл ича ю щееся тем,что,с целью увеличения надежности реверса дизеля за счет увеличения начального крутя- 10 щего момента в зависимости от угла поворота вала дизеля, оно снабжено блоком выбора момента подачи пускового воздуха, тахометрическим датчиком, выполненным с дискретным выходом, дополнительным дат- 15 чиком положения вала дизеля с двумя выходами, а блок выбора момента подачи пускового воздуха включен в линию связи блока формирования сигнала разрешения реверса с вторым входом блока управления 20 пуском и реверсом и выполнен в виде коммутатора с тремя входами и одним выходом, блока деления с двумя входами и одним выходом, компаратора, элемента И с двумя входами и одним выходом и RS-триггера с инверсным R-входом, выходом соединенно го с вторым входом блока управления пуском и реверсом, причем первые два входа коммутатора соединены с выходами датчика положения вала дизеля, третий вход соединен с дискретным выходом тахометрического датчика, первый вход блока деления соединен с выходом коммутатора, второй вход — с аналоговым выходом тахометрического датчика, вход компаратора соединен с выходом блока деления, вход элемента И одновременно соединен с инверсным R-входом
RS-триггера и выходом блока формирования сигнала разрешения реверса, а выход элемента И соединен с S-входом RS-триггера.