Приоритетный гидрораспределитель объединенной гидравлической системы рулевого управления транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к 10 8 1 системам рулевого управления транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности и упрощение конструкции приоритетного гидрораспределителя. Приоритетный гидрораспределитель 1 содержит корпус 5, золотник 7 с осевым отверстием ступенчатой формы, в котором размещен регулируемый упор 21 в виде пробки 22, клапан 2 в виде плунжера 3 и пружины 4, шайба 26 для взаимодействия одним своим торцом с пружиной 8, а другим - с пружиной 4, причем полость 15 управления золотником 7 гидравлически соединена с торцом 18 плунжера, а полость 14 с торцом 30. При заклинивании золотника 7 приоритетного гидрораспределителя 1 открывается клапан 2 и сообщает полость 15 с гидроаккумулятором, обеспечивая тем самым большее усилие на перемещение золотника 7. 2 ил. // гб 4 (Л С ы
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧ Е С К ИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (я)5 В 62 0 5/07
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4636924/11 (22) 12.01,89 (46) 07.11.92. Бюл. М 41 (71) Московское научно-производственное обьединение по строительству и дорожному машиностроению и Одесское производственное объединение "Стройгидравликэ" (72) А.Б.Харкун, В,Я.Обидин, В.Н. Калмыков, О.А.Зуева, Л.И,Шемпер, В,П.Лещинский, Г,К.Добринский и С.А.Налбандян (56) Авторское свидетельство СССР
N 1706907, кл, В 62 D 5/06, 1981, (54) ПРИОРИТЕТНЫЙ ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. а более конкретно — к у Ю системам рулевого управления транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции приоритетного гидрораспределителя.
Приоритетный гидрораспределитель 1 содержит корпус 5, золотник 7 с осевым отверстием ступенчатой формы, в котором размещен регулируемый упор 21 в виде пробки 22, клапан 2 в виде плунжера 3 и пружины 4, шайба 26 для взаимодействия одним своим торцом с пружиной 8, а другим — с пружиной 4, причем полость 15 управления золотником 7 гидравлически соединена с торцом 18 плунжера, а полость 14 с торцом 30, При заклинивании золотника 7 приоритетного гидрораспределителя 1 открывается клапан 2 и сообщает полость 15 с гидроаккумулятором, обеспечивая тем самым большее усилие на перемещение золотника 7. 2 ил.
Ы 4
1773783
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого. управления транспортных средств, Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции приоритетного гидрораспределителя.
На фиг. 1 изображен общий вид приоритетного гидрораспределителя объединенной гидравлической системы рулевого управления транспортного средства; на фиг, 2 изображена гидравлическая схема приоритетного гидрораспределителя.
Приоритетный гидрораспределитель 1 объединенной гидравлической системы рулевого управления транспортного средства содержит гидроуправляемый нормаль,?lo открытыйклапан 2, выполненный в виде плунжера 3 с пружиной 4, корпус 5, в осевом отверстии 6 которого размещен золотник 7 приоритетного гидрораспределителя 1 с пружиной 8, расположенной со стороны одного из его торцов 9, причем приоритетный гидрораспределитель 1 выполнен двухпозиционным, четырехлинейным, его первая линия 10 соединена с отверстием в корпусе 5 для соединения с дополнительным потребителем, вторая линия 11 — с гидрорулем, третья линия 12 — с гидроаккумулятором, а четвертая линия 13 — с насосом, неподпружиненная полосгь 14 управления приоритетного гидрораспределителя 1 гидравлически соединена с его второй линией
11, а его подпружиненная полость 15 с гидрорулем, а также с выходом 16 и с линией 17 управления клапана 2 со стороны его подпружиненного торца 18, вход 19 клапана 2 гидравлически соединен с третьей линией 12, а другая линия 20 соединена с второй линией 11, при этом в первой позиции приоритетного гидрораспределителя 1 его четвертая линия 13 соединена с первой
10 и второй 11, а во второй — с второй 11 и третьей 12 линиями, причем он снабжен регулируемым упором 21 в виде пробки 22, установленной в осевом отверстии 23 золотника с возможностью осевого перемещения в нем, осевое отверстие золотника 7 — ступенчатой формы, причем отверстие 24 меньшего диаметра заключено между его двумя отверстиями 25 и 23 большего дламетра, которые расположены со стороны двух полостей 14 и 15 золотника 7, и шайбой 26, расположенной в отверстии 25 для взаимодействия одним своим торцом 27 с пружиной 8 золотника 7, а другим — 28 с пружиной
4 клапана 2, плунжер 3 выполнен ступенчатым по диаметру и расположен своим меньшим диаметром в меньшем по диаметру отверстии 24 золотника 7 со стороны неподпружиненной полости 14 управления приоритетного гидрораспределителя 1, а в пробке 22 выполнено отверстие 29 для соединения неподпружиненной полости 14 управления приоритетного гидрораспределителя 1 с неподпружиненным торцом 30 клапана 2, причем гидравлическое соединение входа 19 клапана 2 с третьей линией 12 выполнено в виде радиального отверстия 31 в золотнике 7, расположенного с возможностью перекрытия его плунжером 3 в одном из крайних положений, а гидравлическое соединение подпружиненной полости 15 и линии 12 выполнено в виде отверстия 32 в шайбе 26, Приоритетный гидрораспределитель объединенной гидравлической системы рулевого управления на транспортном средстве работает следующим образом, В исходном поло>кении при отсутствии подачи в четвертой линии 13, показанной на фиг. 2, подвижные элементы 3 и 6 находятся в положениях, показанных на фиг, 1, При включении гидронасоса и при нейтральном положении золотника гидроруля рабочая жидкость от гидронасоса подается к четвертой линии 13 приоритетного гидрораспределителя 1, соединяя гидронасос со второй 11, третьей 12 и полостью 14. При этом давлением, подводимым к полости 14 золотника 7, он переместится влево, соединяя четвертую линию 13 с первой и второй линиями 9 и 11, а плун>кер 3 переместится влево, отсоединяя третью линию 12 от полости 15 управления приоритетного гидрораспределителя 1.
При повороте вала гидроруля золотник
7 приоритетного гидрараспределителя 1 находится под разностью давлений в полостях
14 и 15, В результате золотник 7 перемещается в положение, при котором линия 10, ведущая к дополнительному потребителю, начинает перекрываться, а линия 11 продолжает открываться все больше, обеспечивая увеличение потока рабочей жидкости, подаваемого к гидрорулю. При большей частоте вращения вала гидроруля золотник 7 перемещается далее вправо (фиг, 1), обеспечивая увеличение подачи рабочей жидкости во вторую линию 11, В этом случае плунжер 3 находится в крайнем левом положении, третья линия 12 отсоединена от полости 15, гидроаккумулятор в управлении работой приоритетного гидрораспределителя 1 участия не принимает.
Когда подача рабочей жидкости во вторую линию 11 окажется меньшей, чем требуется, что соответствует крайнему левому поло>кению золотника 7, в работу подключается гидроаккумулятор, обеспечивающий
1773783 через третью линию 12 передачу рабочей жидкости во вторую линию 11.
При заклинивании золотника 7 в корпусе 5 в процессе поворота (т.е. когда пружина
8 не в состоянии переместить его вправо) перепад давленийв полостях 15 и 14 уменьшается за счет увеличения потребности потока рабочей жидкости в линии 11, аналогично уменьшается перепад давлений на торцах плун>кера 3, который при этом под действием пружины 4 переместится вправо до соприкосновения с пробкой 22, соединив третью линию 12 с полостью 15. Давление гидроаккумулятора усиливает действия пружины 8, которая толкает золотник 7 и заставляет его двигаться вправо (фиг, 1). Этим достигается положение золотника 7 в корпусе 5, обеспечивающее необходимую подачу рабочей жидкости во вторую линию 11, а плунжер 3 перемещается в крайнее левое положение (фиг. 1), т.к. перепад давления в полостях 14 и 15 приоритетного гидрораспределителя 1 увеличивается так же, как и на торцах 18 и 30 плунжера 3.
При замедленном срабатывании приоритетного гидрораспределителя 1 клапан
2 функционирует аналогично, как и при заклинивании золотника 7, т.е, открываясь, соединяет гидроаккумулятор с полостью 15 управления.
При подклинивании плун>кера 3 работоспособность приоритетного гидрораспределителя не теряется, но в случае остановки золотника 7 в корпусе 5 при его движении влево давление, возникающее во второй линии 11, а значит,n в полости 14 создаст усилие для дальнейшего перемещения золотника 7 и плунжера 3 в сторону, противоположную действию пружины 8 фиг, 1. А в случае остановки золотника 7 в корпусе 5 при его движении вправо, например при заклинивании, возникает сила инерции плунжера 3, направленная в сторону действия пружины 4 в сторону открытия клапана 2, что приведет к сохранению работоспособности приоритетного гидрораспределителя 1.
Существен н ы M и ре имуществом предложенной конструкции является то, что размещение плунжера 3, пробки 22, шайбы 25, пружины 4 в осевом канале золотника 7 отличается простотой и надежностью в работе, Надежность повышается за счет возможности работы приоритетного гидрораспределителя 1 при заклинивании золотника 7 в момент подклинивания плунжера 3, т.к. используются динамические свойства подвижнь х элементов.
Формула изобретения
Приоритетный гидрораспределитель обьединенной. гидравлической системы рулевого управления транспортного средства, содержащий гидроуправляемый нормально открытый клапан, выполненный в виде плунжера с пружиной, размещенной со стороны одного иэ его торцев,корпус, в осевом отверстии которого размещены золотник приоритетного гидрораспределителя с пружиной, расположенной со стороны одного из его торцев, причем приоритетный гидрораспределитель выполнен двухпозиционным, четырехлинейным, его первая линия соединена с отверстием в корпусе для соединения с дополнительным потребителем, вторая — с гидрорулем, третья — с гидроаккумулятором, а четвертая — с насосом, неподпружиненная полость управления приоритетного гидрораспределителя гидравлически соединена с его второй линией, а его подпружиненная полость — с гидрорулем, а также с выходом и линией управления клапаном со стороны его подпружиненного торца, вход клапана гидравлически соединен с третьей линией, а другая линия управления соединена со второй линией, при этом в первой позиции приоритетного гидрораспределителя его четвертая линия соединена с первой и второй, а во второй — c второй и третьей линиями, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, он снабжен регулируемым упором, выполненным в виде пробки, установленной в осевом отверстии золотника, имеющем ступенчатую форму, отверстие меньшего диаметра заключено между его двумя ступенями большего диаметра, которые располо>кены со стороны двух торцев золотника, и шайбой, распола>кенной в отверстии большего диаметра, для взаимодействия одним своим торцом с пру>киной золотника, а другим — с пружиной клапана, плунжер выполнен ступенчатым по диаметру и расположен своим меньшим диаметром в меньшем по диаметру отверстии золотника со стороны неподпружиненной полости управления приоритетного гидрораспределителя, а в пробке выполнено отверстие для соединения неподпружиненной полости управления приоритетного гидрораспределителя с неподпружиненной торцегой полостью клапана, причем гидравлическое соединение входа клапана с третьей линией выполнено в виде радиального отверстия в золотнике, расположенного с возможностью перекрытия его
1773783
Ктдрорулю б(дололнительнаму лотреСоставитель В.Ионова
Редактор Т.Федотов Техред М.Моргентэл Корректор И. Шмакова
Заказ 3900 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/6
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 плунжером в одном из крайних положений, ненных полостей выполнено в виде отвера гидравлическое соединение подпружи- стия в шайбе.