Устройство для поворота прицепа автопоезда
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: транспорт, а именно автотракторные поезда. Сущность изобретения: устройство содержит дышло 1, соединенное через механизм 3 с управляемыми колесами 4, реверсирующее устройство в виде одинарной зубчатой передачи, остов 7 которой установлен на оси, связанной с осью прицепа 6 с возможностью поворота и снабженный подпружиненным стопором 12. При воздействии момента внешних сил передняя часть дышла 1, связанная с тягачом, остается в первоначальном положении, а задняя перемещается в сторону, что приводит к повороту управляемых колес 4 в сторону поворота. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК Ы 1773786 А1 (я}5 В 62 0 53/00
ГОСУДАРСТВЕННЫИ vKOMVITET
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР I
" .! !".: ЫЗЯЯ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4806704/11 (22) 26.03,90 (46) 07.11.92. Бюл. № 41 (71) Ташкентский автомобильно-дорожный институт (72) Ю.В.Ронгинский, В.А,Топалиди, А.M,Ôåäoòoa, Ш.Х.Усманов и E.W.Çàáoòêèí (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1541104, кл. В 62 0 53/00, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА ПРИЦЕПА АВТОПОЕЗДА (57) Использование: транспорт, а именно автотракторные поезда, Сущность изобретения: устройство содержит дышло 1, соединенное через механизм 3 с управляемыми колесами 4, реверсирующее устройство в виде одинарной зубчатой передачи, остов 7 которой установлен на оси, связанной с осью прицепа 6 с возможностью поворота и снабженный подпружиненным стопором 12, При воздействии момента внешних сил передняя часть дышла 1, связанная с тягачом, остается в первоначальном положении, а задняя перемещается в сторону, что приводит к повороту управляемых колес 4 в сторону поворота. 2 ил.
1773786
Изобретение относится к транспорту, а конкретнее — к автотранспортным поездам.
Мажет быть использована при конструировании новых прицепов, а также при модерниэации выпущенных.
Известно устройство для поворота прицепа автопоезда. включающее управляемые колеса, дышло, отличающееся тем, что дышло выполнено удлиненным, Устройство позволяет повысить критическую скорость, но требует для достижения нормальной маневренности применения переламывающегася дышла, что усложняет конструкцию и делает ее малонадежнай (см. авт. св.
¹ 1457349).
Известно также устройство для поворота прицепа автапоезда, принятое нами за прототиг1 (см. авт. св, № 1541104). Устройства вкл ачает управляемые колеса, дышло, ренерсирующий механизм, стопор и упор, Недостаткам прототипа является необходимость в специальном прицепном устройстве, чта затрудняет эксплуатацию„и необходимость устранения зазоров в четырех шарнирах реверсирующего механизма, что приводит к ненадежности его действия, Цель изобретения — повышение надежности рабочего процесса..
Достигается зта цель тем, что реверсирующ .е устройство выполнено в виде одинарной зубчатой передачи, остов которой установлен на оси, связанной с осью прицепа с возможностью поворота и снабженный подпружиненным стопором, На фиг. 1 показана предлагаемое устройство (вид сбоку); на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Устройство состоит из дышла 1 (фиг. 1), задний конец которого шарнирно связан с щечками 2, укрепленными на поперечине четырехзвеннага механизма 3, управляемых колес 4, реверсирующего устройства, включающего палец 5, жестко связанный с передней осью прицепа б. Причем на пальце 5 помещен остов 7 зубчатой передачи, несущий ведомую шестерню 8, Ведущая шестерня 9 также сидит на пальце 5 и связана с четырехэвенным механизмом. На конце ведомой шестерни имеется рычаг 10, подви>кно связанный с трапецией 11 управляемых колес 4. Кроме того, остов снабжен подпружиненным стопором 12, фиксирующим его в центральном положении. С двух сторон ведущей шестерни 9 приварены упоры13, установленные по отношению к остову 7 зубчатой передачи с зазором t, Работает предлагаемое устройство следующим образом, При воздействии момента внешних сил.действующего, допустим, 10
50. поворота на пальце, связанном с передней
55 осью прицепа, при этом остов и палец свя30
40 против часовой стрелки, передняя часть прицепа за счет упругости шин переместится влево. При этом передняя часть дышла, будучи связанной, с тягачам, останется в первоначальном положении, задняя же часть переместится влево, Это вызовет паворот четырехзвенника и в конечном счете ведущей шестерни 9 по часовой стрелке.
Ведомая шестерня 8, будучи связанной с ведущей, повернет рычаг 10 против часовой стрелки, чта приведет, в свою очередь, к повороту управляемых колес 4 влево. Этот поворот будет совпадать с направлением увода передних колес, что даст эффект повышения эластичности передних колес в боковом направлении, А это, в свою очередь, повысит устойчивость прямолинейного движения автопоезда.
Такая кинематика, т,е, поворот колес в сторону их увода, будет иметь место в основном при прямолинейном движении тягача, являясь стабилизирующим фактором.
При этом стопор 12 удер>кивает реверсирующий механизм в центральном положении.
При значительном повороте автопоеэда, допустим, влево более интенсивное силовое воздействие на дышло со стороны тягача заставит стопор 12 под воздействием упора 13 выйти из своего гнезда, и ведущая шестерня, связанная с четырехзвенником, повернет весь реверсирующий механизм с рычагом против часовой стрелки, что и даст необходимый для поворота прицепа поворот ведущих колес влево. Подобная же картина будет иметь места при повороте в другую сторону, Повышение критической скорости, т.е, скорости, при которой начинаются виляния прицепа, позволит увеличить производительность автопоездов, повысить безопасность движения, повысить надежность сцепных устройств.
<формула изобретения
Устройство для поворота прицепа автопоезда, содержащее управляемые колеса, установленные на передней аси и кинематически связанйые посредством реверсирующего механизма с дышлом, и упор, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, реверсирующий механизм выполнен в виде. зубчатой передачи, остов которой установлен с возможностью заны между собой подпру>киненным фиксатором, а упоры установлены для воэможности ограничения угла поворота зубчатой передачи относительно пальца..
1773?86
Составитель Ю.Ронгинский
Техред М.Моргентал Корректор И. Шмакова
Редактор Т.Федотов
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 3900 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5