Главный полюс электрической машины постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: сердечник главного полюса из стальной ленты навит плашмя на бобину овального сечения. К нему прикреплен полюсный наконечник. Вдоль продольной оси полюсного наконечника выполнено углубление. В углублении установлен закладной стержень с винтами крепления полюса. 3 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s1)s Н 02 К 1/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4728931/07 (22) 07.08,89 (46) 15.12.92. Бюл. М 46 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта и Рижский политехнический институт им, A.ß.Ïåëüøå (72) А,С,Курбасов, Д.Санява, В.Я.Узарс, В.П.Феоктистов и Ю.Ю.Чуверин (56) Авторское свидетельство СССР

М 1234915, кл. Н 02 К 1/06, 1986.

Авторское свидетельство СССР

М 375733, кл. Н 02 К1/08, 1973.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в крупных электрических машинах постоянного тока.

Известен главный полюс электрической машины постоянного тока, содержащий сердечник из листов электрической стали с шихтовкой поперек оси машины и обмотку, закрепленную на сердечнике.

Недостаток этого полюса связан с тем, что сердечник под обмоткой имеет прямоугольное поперечное сечение, Поскольку s крупных машинах обмотку последовательного возбуждения выполняют иэ медной шины, намотанной на ребре, то изгиб этой шины на 90о при намотке на сердечник приводит к трещинам шины на сгибах и усложняет технологию изготовления обмотки. В результате имеем, что надежность обмоток главных полюсов у тяговых двигателей ниже, чем надежность их якорной обмотки, работающей в гораздо более тяжелых условиях.

В качестве прототипа целесообразно принять главный полюс электрической машины постоянного тока, содержащий сер,5U,, 1781770 А1

2.. (5 4) ГЛАВНЫЙ ПОЛЮС ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Сущность изобретения: сердечник глав- ного полюса из стальной ленты навит плашмя на бобину овального сечения. К рему прикреплен полюсный наконечник. Вдоль продольной оси полюсного наконечника выполнено углубление. В углублении установлен закладной стержень с винтами крепления полюса. 3 ил.

Рк Ью ! ч дечник из стальной ленты, навитой плашмя:. на бобину овального сечения, и полюсный наконечник.

Недостаток этого полюса — нетехноло-: Я гичность изготовления обмотки, низкое магнитное сопротивление сердечника полюса для магнитного потока реакции якоря, низкая надежность в эксплуатации, что ухудша- 4 ет энергетические характеристики полюса и QO машины в целом. а

Цель изобретения — улучшение энерге- с„ тических характеристик путем уменьшения реакции якоря и упрощения изготовления полюса.

Эта цель достигается за счет того, что на поверхности полюсного наконечника со стороны, противоположной сердечнику полюса, вдоль его продольной оси выполнено углубление, в котором размещен закладной стержень с винтами крепления полюса.

Изложенные существенные отличия позволяют достичь поставленную цель изобретения. При проведении патентных исследований и анализе признаков заявляемого объекта с известными решениями

1781770 сходных и эквивалентных признаков не обнаружено. Следовательно, предложение соответствует критерию "существенные отличия" и обладает новизной (см. патентную справку), 5

На фиг, l изображен предложенный главный полюс в сборе; we фиг.2- лист шихтовки полюсного наконечника; на фиг,3— сердечник главного йолюса.

Главный полюс содержит сердечник 1, 10 полюсный наконечник 2 М обмотку 3. Сердечник 1 представляет собои рулон из листовой стали 1А, намотанный на бобину 4, которая выполйена из литой стали или из порошкового магнитного материала. l5

Полюсный наконечник 2 набран из листов 2А, скрепленных заклепками 5. Соединение наконечника 2 и сердечника 1 с бобиной 4 и обмоткой 3, а также крепление всех указанных элементов к остову машины 20 осуществляется при помощи винтов 6 и 7, завинченных в стержень 8, уложенный в выемке в наконечнике 2. Эти винты проходят в отверстия в-бобине 4 и в соосные с ними отверстия в полюсном наконечнике 2. На 25 фиг.3 отдельно показан сердечник 1 полюса. т.е. рулон листовой электротехнической стали 1А на бобине 4.

Технология изготовления полюса включает следующие этапы: — намотку сердечни- 30 ка 1 на бобину 4; — сборку шихтованного наконечника 2; — изготовление обмотки 3 и посадка ее на сердечник 1;

-сборку полюса и крепление его косто- 35 ву при помощи стержня 8, винтов 6 и 7.

Полюс работает следующим образом.

При протекании тока возбуждения по обмотке 3 сердечник. 1 намагничивается: магнитный поток замыкается по контуру через остов, якорь и воздушный зазор между наконечником 2 и якорем машины. В сердечнике поток направлен вдоль оси рулона, что обеспечивает минимальное магнитное сопротивление. Переход потока из сердечника 1 в наконечник 2 происходит в местах контакта стального листа 1А сердечника 1 и листов 2А наконечника 2, так что переходное магнитное сопротивление здесь практически равно нулю, Технико-экономическая эффективность предложенного полюса определяется высокой технологичностью изготовления обмотки по повышению его надежности в эксплуатации. По сравнению с тяговыми двигателями ТЛ2К и НБ418К стоимость полюса. снижается íà 21, надежность в эксплуатации возрастает на 16-18, Формула изобретения . Главный полюс электрической машины постоянного тока, содержащий сердечник из стальной ленты, навитой плашмя на бобину овального сечения, и полюсный наконечник, отл и ча ю щи йс я тем,что. с целью улучшения энергетических характеристик путем уменьшения реакции якоря и упрощения изготовления полюса, на поверхности полюсного наконечника со стороны, противоположной сердечнику полюса, вдоль его продольной оси выполнено углубление, в котором размещен закладной стержень с винтами крепления полюса.

178177Q

1781770

Фиг.3

Составитель В. Феоктистов

Техред M.Mîðláíòàë Корректор 3, Салко

Редактор С. Кулакова

Заказ 4279 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101