Сцепное устройство автопоезда
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам, предназначенным для соединения транспортных средств. Сущность изобретения: на одном звене автопоезда установлен сцепной шар, охваченный верхним и нижним зажимными элементами, затяжное приспособление связано с верхним зажимным элементом болтом и штифтом. В шаре и хвостовике вдоль центральной оси выполнены каналы. В каналы может быть установлен штифт, оставляя системе одну степень свободы. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я>5 В 60 0 1/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ilO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4810298/11 (22) 14.02.90 (46) 07.01,93, Бюл, ¹ 1 (71) Кутаисский автомобильный завод им.
Г.К. Орджоникидзе (72) И.С,Качахидзе; В.Г.Мумладзе, З.С.Кочахидзе и П.Г. Гоги аш вили (56) Патент CLUA
¹ 3618985, кл. В 60 0 1/06, 1971. (54) СцЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА (57) Использование: относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепИзобретение относится к транспортномумашиностроению, в частности к сцепным устройствам, предназначенным для соединения транспортных, средств.
Известно сцепное устройство автопоезда, содержащее установленную на одном зъене автопоезда шаровую опору, шарнирно связанные и расположенные на другом звене автопоезда два зажимных элемента и затяжное приспособление.
Недостатки известного устройства— сложная технология. изготовления, а также возможность возникновения дополнительного момента за счет плеча, что вызывается вертикальным расположением сферического элемента на раме автомобиля
Наиболее близко к предлагаемому сцепное устройство, содержащее установленный на одном звене автопоезда сцепной шар, охваченный верхним и нижним зажимными элементами . Фиксация поворотного
„„« Я „„1785917 А1 ным устройствам, предназначенным для соединения транспортных средств. Сущность изобретения: на одном звене автопоезда установлен сцепной шар, охваченный верхним и нижним зажимными элементами. затяжное приспособление связано с верхним зажимным элементом болтом и штифтом. В шаре и хвостовике вдоль центральной оси выполнены каналы. В каналы может быть установлен штифт, оставляя системе одну степень свободы. 2 ил. нижнего зажимного элемента выполнена слишком сложной.
Предлагаемое техническое решение позволяет значительно упростить фиксацию зажимных элементов относительно друг друга, а также дает прицепу возможность дополнительного разворота и стабилизации движения прицепа задним ходом.
На фиг. 1 приведено сцепное устройство в рабочем положении; на фиг. 2 — то же, в нерабочем положении.
Сцепное устройство автопоезда содержит шарнирно закрепленную на поперечине рамы 1 тягача при помощи болта 2 шаровую опору 3. которая дополнительно своим фланцем связана посредством пружин 4 с поперечиной рамы 1 тягача. Шаровую опору 3 охватывают зажимные элементы: верхний элемент 5 с проушиной
6 и нижний элемент 7 с хвостовиком 8. связанные между собой пальцем 9. Затяжное
1785917 приспособление 10 связано с верхним зажимным элементом болтом l1 и штифтом
12, В шаровой опоре 3 и хвостовике 8 нижнего зажимного элемента 7 вдоль центральной оси выполнены каналы l3 и 14, в которые при необходимости устанавливается штифт, который связывает оба звена, оставляя системе одну степень свободы.
Сцепное устройство автопоезда работает следующим образом.
Для сцепки тягача с полуприцепом шар шаровой опоры 3 входит в разъемную сферу, образуемую эажимными элементами 5 и
7, смыкаются и фиксируются в замкнутом положении посредством затяжного приспособления 10 и штифта l2, Прижимное уст.ройство 10 упирается в выступ, находящийся на хвостовике 8 неподвижного элемента 7, что не дает возможности ему само раскрываться, Шарнирная связь шаро вой опоры со звеном автопоезда дает возможность прицепу дополнительного разворота. а пружины 4 смягчают усилия, а также служат для стабилизации движения прицепа при заднем ходе. При необходимости транспортировки прицепа. задним ходом в заданном направлении сцепное. устройство соединяем специальным штифтом, который вставляется в каналы 13 и 14.
° находящиеся в центре шаровой опоры и хвостовике 8 неподвижного зажимного элемента 7, При этом у системы остается одна степень свободы за счет шарнира 2, пружины 4 вынуждают прицеп стабилизировать направление. Если прицеп займет по отношению к тягачу какой-нибудь угол, то одна из пружин сжимается", а другая расжимается, при этом система стремится к равновесию, что и заставляет прицеп двигаться в нужном направлении.
Для отсоединения тягача от полуприцепа вынимают из гнезда штифт 12, откидывают верхний подвижный зажимной элемент
5 и освобождают шаровую опору от сцепки.
Формула изобретения
Сцепное устройство автопоезда, содержащее установленный на одном звене автопоезда посредством расположенной в продольном направлении опоры сцепной
10 шар. охваченный связанными с помощью продольного хвостовика с другим звеном автопоезда верхними и нижними зажимными элементами, один из которых жестко связан с хвостовиком, а другой шарнирно
15 соединен с первым и снабжен фиксатором его поворота, отл и ча ю щ ее с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, нижний зажимной элемент жестко связан с хвостовиком, а верхний за>кимной
20 элемент шарнирно соединен с нижним с. возможностью поворота в продольном направлении, причем опора сцепного шара шарнирно установлена на звене автопоезда, с возможностью поворота в горизонтальной
25. плоскости и подпружйнена относительно него двумя пружинами, оси которых размещены в одной горизонтальной плоскости и расположены симметрично относительно оси опоры, при этом в опоре. сцепном шаре
30 и хвостовике вдоль продольной оси выполнены соосные сквозные отверстия для установки в них штифта, а фиксатор поворота верхнего за>кимного элемента выполнен в виде рычага, шарнирно связанного одним
35 концом с верхним элементом, а другим концом выполненного с возможностью взаимодействия с выступом хвостовика. причем средняя часть рычага может взаимодействовать с пойеречно расположенным и установ40 ленным на верхнем зажимном элементе съемным дополнительным штифтом, 1785917
Составитель Г.Гандыбин
Техред М,Моргентал Корректор A. Козориз
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 220. Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5