Устройство для связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: изобретение относится к вагоностроению. Сущность изобретения: устройство содержит шкворень Т-образной формы, выполненный в виде вертикальной оси 1 и горизонтальной оси 2, связанной с кронштейнами 3 кузова 4 через резинометаллические шарниры 5. Сферический шарнир 8 установлен неподвижно на конце вертикальной оси 1 и подвижно внутри цилиндрического стакана 10 с возможностью перемещения геометрического центра шарнира 8 вниз в зависимости от загруженности кузова. Вертикальная ось 1 установлена с возможностью взаимодействия с одним из боковых упоров с образованием постоянного угла относа между ними независимо от величины перемещения. 3 ил. е
СОЮЗ СОВЕТОКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю В 61 F 5/02, 5/16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4899473/11 (22) 04.01.91 (46) 23.01.93. Бюл. № 3 (71) Мытищинский машиностроительный завод Производственного объединения
"Метровагонмаш" (72) В.Г.Катц, Н.Н,Крюков и С.В.Федькин (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1237520, кл. В 61 F 3/04, 1989. (54) УСТРОЙСТВО СВЯЗИ КУЗОВА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С
ТЕЛЕЖКОЙ (57) Использование; изобретение относится к вагоностроению. Сущность изобретения:
„„5lJ ÄÄ 1789389 Д1 устройство содержит шкворень Т-образной формы, выполненный в виде вертикальной оси 1 и горизонтальной оси 2. связанной с кронштейнами 3 кузова 4 через резинометаллические шарниры 5, Сферический шарнир 8 установлен неподвижно на конце вертикальной оси 1 и подвижно внутри цилиндрического стакана 10 с возможностью перемещения геометрического центра шарнира 8 вниз в зависимости от загруженности кузова, Вертикальная ось 1 установлена с возможностью взаимодействия с одним из боковых упоров с образованием постоянного угла относа между ними независимо от величины перемещения, 3 ил.
1789389
Изобретение относится к области вагоностроения.
Известно устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, содержащее шкворень, соединяющий кузов с тележкой посредством двуплечего рычага с тягами.
Недостатками этого известного устройства являются низкая надежность вследствие увеличения угла закрутки реэинометаллических шарниров в местах соединения тяг двуплечего рычага с тележкой при больших вертикальных перемещениях кузова, а также увеличение неравномерности распределения нагрузки по колесным парам во время разгона или торможения при больших статических прогибах пружин центрального подвешивания кузова вагона, Известно устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, содержащее шкворень, жестко связанный со средней частью горизонтальной оси, закрепленной на кузове посредством резинометаллических шарниров, закрепленный жестко на раме тележки цилиндрический стакан, через размещенный в нем сферический шарйир, связанный со шкворнем, и ограничитель поворота шкворня в поперечной плоскости тележки (2).
Недостатками этого известного технического решения являются сложность конструкции и большая материалоемкость.
Цель изобретения — упрощение конструкции устройства связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, содержащем шкворень, жестко связанный со средней частью горизонтальной оси, закрепленной на кузове посредством резинометаллических шарниров, закрепленный жестко на раме тележки цилиндрический стакан, через размещенный s нем сферический шарнир связанный со шкворнем, и ограничитель поворота шкворня в поперечной плоскости тележки, сферический шарнир неподвижно .закреплен на шкворне с возможностью вертикального перемещения относительно стакана, при этом ограничитель поворота шкворня выполнен в виде отдельных упоров, смонтированных на раме тележки с противоположных сторон шкворня.
На фиг,1 изображено устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, общий вид; на фиг.2 — вид по стрелке А на фиг.1; на фиг,3 — схема перемещений сферического шарнира при увеличении загруженности кузова и повороте шкворня в поперечной плоскости тележки, Устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой содержит шкворень 1, жестко связанный со средней частью горизонтальной оси 2, связанной с кронштейнами 3 кузова 4 через резинометаллические шарниры 5 с гайками
6. На нижнем конце шкворня 1 неподвижно закреплен при помощи гайки 7 сферический шарнир 8, наружное кольцо 9 которого раз"0 мещено внутри цилийдрического стакана 10 с возможностью вертикального перемещения, Цилиндрический стакан 10 жестко закреплен в отверстии поперечной балки 11 рамы 12 тележки. Внутренняя полость 13
15 шкворня 1 через горизонтальные отверстия
14 соединена с кольцевой полостью 15, образованной между наружной поверхностью наружного кольца 9 сферического шарнира и внутренней поверхностью цилиндриче20 ского стакана 10. Эти отверстия 14 предназначены для подвода смазывающей жидкости к трущимся поверхностям сферического шарнира. На поперечной балке 11 рамы 12 размещены также боковые упоры
16 для ограничения поворота шкворня 1 в поперечной плоскости тележки. Упоры 16 смонтированы на раме тележки с противоположных сторон шкворня. Между кузовом
4 и рамой 12 тележки установлены пружины
30 17 вторичного подвешивания. На дне стакана 10 находится смаэывающая жидкость. На фигурах представлены размеры; а — величина поворота шкворня.1 в поперечной плоскости тележки, Ь вЂ” длина вертикальной оси
35 от геометрического центра сферического шарнира 8 до точки ее пересечения с геометрической осью горизонтальной оси 2.
Устройство работает следующим образом.
При движении рельсового транспортного средства поперечное перемещение кузова 4 осуществляется за счет поворота горизонтальной оси 2 шкворня в резинометаллических шарнирах 5 и качения шкворня
1 между боковыми упорами 16. Так как расстояние между горизонтальной осью 2 и геометрическим центром сферического шарнира 8 постоянное, то и угол закрутки резинометаллических шарниров 5 остается постоянным, А вертикальное перемещение кузова 4 происходит при сжатии пружин 17 вторичного подвешивания под действием груза кузова, при этом шкворень 1 со сферическим шарниром 8 на нижнем конце пере55 мещается внутри цилиндрического стакана
10, расстояние от геометрического центра сферического шарнира 8 до поверхности головки рельсов (по) уменьшается на Л Ь до величины hi. При разгоне или торможении тележки сила Е от цилиндрического стакана
1789389
10 через сферический шарнир 8 передается на шкворень 1, который связан с кузовом 4 через горизонтальную ось 2. С увеличением массы кузова величина ho уменьшается, что позволяет уменьшить опрокидывающий момент от силы F и более равномерно распределить нагрузку по колесным парам тележки. Угол поворота шкворня 1 в поперечной плоскости тележки а при перемещениях h, h будет постоянным и может быть определен из выражения а = aRC tq —.
Ь
Применение данного технического решения позволяет упростить конструкцию устройства связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, а также повысить надежность и увеличить срок службы сферического и резинометаллических шарниров, Формула изобретения
Устройство связи кузова рельсового транспортного средства с тележкой, содержащее шкворень, жестко связанный со
5 средней частью горизонтальной оси, закрепленной на кузове посредством резинометаллических шарниров, закрепленный жестко на раме тележки цилиндрический стакан, через размещенный в нем сфери10 ческий шарнир, связанный со шкворнем, и ограничитель поворота шкворня в поперечной плоскости тележки,о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, сферический шарнир неподвижно закреп15 лен на шкворне с возможйостью вертикаль-. ного перемещения относительно стакана, при этом ограничитель поворота шкворня выполнен в виде отдельных упоров, смонтированных на раме тележки с противойо-
20 ложных сторон шкворня.
1789389
Составитель Ф.Билалов
Техред М.Моргентал . Корректор М.Андрушенко
Редактор Т, Иванова
Производственно-издательский комб.донат "Патент", г. Ужгород. чл,Гагарина, 1(11
Заказ 321 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ГССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5