Привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(2 ) 21.09.90 (4 ) 07.02.93. Бюл. N. 5 (71) Московский автомобильный завод им.
И А.Лихачева (7 ) Н.M.Íèêîíoâ, А,M.Ñàðèáàí, В.М,Старод бцев и В.И,Соколовский (5 ) Трусов С.М. Автомобильные гидротранс орматоры. М.: Машиностроение, 1977, с.
4 — 256, рис. 114 — 116
) ПРИВОД НАСОСА ПИТАНИЯ ГИДРОХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРОГО СРЕДСТВА технике, а именно к гидромеханическим rieраздачам преимущественно автомобилей.
Т (5
) Изобретение относится к транспортной ности путем обеспечения возможности прогрева насоса, уменьшения высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключения вспенивания масла, Привод состоит из ведущей шестерни 1, приводимой от ступицы 2 насосного колеса
3 гидротрансформатора 4, паразитной шестерни 5 и шестеренного насоса 6 питания внутреннего зацепления. Насос состоит из внутренней (ведомой) шестерни 7 с наружным зубчатым венцом 8, нагружной (ведущей) шестерни 9 с внутренним (насосным) зубчатым венцом 10 и внешним (привод ным) зубчатым венцом 11, корпуса 12,.крышки 13 корпуса, снабженной всасывающим
14 и нагнетающим 15 окнами. 1 з,п. ф-лы, 1 ил.
1792849
Предлагаемое изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим передачам преимущественно автомобилей, тракторов и строительно-дорожных машин.
Известен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства, осуществляемый от пазов ступицы насосного колеса гидротрансформатора к выступам внутренней шестерни насоса питания, установленной соосно ступице насосного колеса гидротрансформатора.
Недостатком такого привода является его высокая сложность, связанная с необходимостью отделения полости, в которой располагается привод, от масляного поддона, во избежание вспенивания масла и потерь на барботаж.
Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности путем обеспечения возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исключении вспенивания масла, Указанная цель достигается тем. что наружная шестерня насоса питания с внутренним зацеплением снабжена дополнительным внешним зубчатым венцом, а корпус и крышка насоса выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, располо-. женной в верхней части насоса. При этом наружная (большая) шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.
Кроме того, с целью уменьшения радиального усилия на наружную шестерню и, соответственно, снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнезд корпуса и крышки, насос установлен таким образом, что точки контакта приводной шестерни и внешнего венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.
Анализ известного решения и предложенного привода насоса показывает, что использование известных признаков в сочетании с новыми привело к достижению неизвестного ранее результата — обеспечению возможности прогрева насоса питания и уменьшение высоты всасывания при упрощении конструкции привода и исклю, чении вспенивания насоса, На чертеже представлен привод насоса питания гидромеханической передачи транспортного средства.
Привод состоит из ведущей шестерни 1, приводимой от ступицы 2 насосного колеса
3 гидротрансформатора 4, паразитной шестерни 5 и шестеренного насоса питания 6 внутреннего зацепления.
Насос состоит иэ внутренней (ведомой)
5 шестерни 7 с наружным зубчатым венцом
8, наружной (ведущей) шестерни 9 с внут- ренним (насосным) зубчатым венцом 10 и внешним (приводным) зубчатым венцом 11, корпуса 12, крышки 13 корпуса, снабженной
"0 всасывающим 14 и нагнетающим 15 окнами. Корпус 12 и крышка 13 образуют кольцевую незамкнутую полость 16, зубчатого венца 11, выступающего из полости 16 в месте зацепления его с паразитной шестер15 ней 5 выше уровня масла, находящегося в поддоне 17. Насос 6 устанавливается таким образом, чтобы радиальные усилия от зацепления шестерен насоса и шестерен привода взаимно уравновешивались, для чего
20 точки зацепления зубчатых венцов 8 и 10, а также зубчатых венцов 11 и паразитной шестерни 5 располагаются на одной прямой с центрами 18 и 19 соответственно шестерен
7 и 9.
Работа привода осуществляется следующим образом:
Крутящий момент от ступицы 2 насосного колеса 3 гидротрансформатора 4 передается на ведущую шестерню 1 и через паразитную шестерню 5 — на зубчатый ве -. нец 11 наружной шестерни 9 насоса. При этом наружная шестерня 9 своим внутренним венцом 10 приводит венец 8 внутренней шестерни 7, обеспечивая работу насоса.
35 Корпус 12 в сборе с крышкой 13 насоса, центрируя внешнюю шестерню 9, образуют кольцевую полость 16, открытую в зоне зацепления зубчатого венца 11 с паразитной шестерней 5, находящейся выше уровня
40 масла в поддоне 17, Таким образом кольцевая полость 16 изолйрует зубчатый венец 11 от масла, предупреждая вспенивание и барботаж. В то же время всасывающее окно 14 располагается под уровнем масла, уменьшая потери на всасывание
За счет изменения внутреннего передаточного числа насоса при приводе от наружной шестерни 9 к внутренней 7, а не
50 наоборот, как при традиционном приводе, повышается частота вращения насоса и его производительность, что позволяет выполнить его меньших габаритов, Для уменьшения износов в посадке наружной шестерни 9 в корпус t2 и крышку 13, насос устанавливается таким образом, что-. бы усилия от зацепления шестерни 9 с шестерней 7. и шестерней 5 уравновешивались.
1792849 осударственного комитета по изобретениям и откр
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Формула изобретения
1. Привод насоса питания гидромехани-! ческой передачи транспортного средства, сод ржащий зубчатый привод и шестеренный насос внутреннего зацепления. состоя„! щи из корпуса, крышки корпуса со вса ывающим и нагнетающим окнами, ену ренней шестерни с наружным зубчатым вен ом и наружной шестерни с внутренним зуб татым еенцом, о т а и ч а ю щ и и с а тем. что, с целью повышения эффективности путем беспечения возможности прогрева.насос уменьшения высоты всасывания при упр щении конструкции привода и исключен и вспенивания масла, наружная шестер я насоса снабжена дополнительным вне ним зубчатым венцом, а корпус и крышка выполнены с полостью, охватывающей упомянутый зубчатый венец по окружности за исключением зоны его зацепления с приводной шестерней, расположенной в верхней части насоса, при зтом наружная шестерня насоса одновременно является ведущей в насосе и ведомой в приводе.
2. Привод насоса no n.1; о т л и ч а юшийся тем; что, с целью уменьшениярадиального усилия на наружную шестерню и снижения износа в паре ее посадочной поверхности и гнезда корпуса и крышки, насос установлен так, что точки контакта приводной шестерни и внешнего зубчатого венца наружной шестерни насоса и шестерен самого насоса лежат на прямой, соединяющей центры шестерен насоса.