Синхронизатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: выравнивание угловых скоростей вращающихся элементов перед их соединением. Сущность изобретения: синхронизатор содержит вал со шлицевой частью, зубчатые колеса со шлицами, соосными шлицам вала, установленные свободно на валу, синхронизирующие кольца с двумя зубчатыми венцами и упругие элементы, закрепленные на зубчатом колесе и синхронизирующем кольце. Упругий элемент закреплен с фиксацией положения синхронизирующего кольца в осевом и окружном направлениях. Боковой зазор в соединении зубчатого венца и синхронизирующего кольца, постоянно связанного со шлицами зубчатого колеса, определяется из выражения А 2 I tg/ , где I и соответствен но длина и угол наклона блокирующих скосов зубьев синхронизирующих колец и шлицев зубчатых колес. 5 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 23/02
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К ПАТЕНТУ
В (21) 4799650/27 (22) 16.01.90 (46) 28.02.93, Бюл, N 8 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Е,Е.Богдашич, Г.В.Рыбаков, П.А.Стецко, О.К.Довнар и В,С.Давыдов (73) Институт надежности машин АН БССР (56) Патент ClllA M 2392762. кл. 192 — 53, опублик. l94 (54) СИНХРОНИЗАТОР (57) Использование; выравнивание угловых скоростей вращающихся элементов перед их соединением. Сущность изобретения: синхронизатор содержит вал со шлицевой частью, зубчатые колеса со шлицами, соосИзобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в коробках передач транспортных и тяговых машин.
Целью изобретения является разработка конструкции синхронизатора, имеющего минимальные осевые и радиальные габариты.
Синхронизатор, представленный на фиг,1 — 5, устроен следующим образом, Муфта 1 синхронизатора установлена на шлицах вала 2, на котором свободно установлены шестерни 3 и 4. Последние имвют дополнительные внутренние шлицы 5 и
6, на внутреннем диаметре которых центрируются синхронизирующие конусные кольца 7 и 8, взаимодействующие с коническими поверхностями муфты 1. Конические пружины сжатия 9 и 10 закреплены в осевом направлении одними концами на конусных кольцах 7 и 8, а другими на шестернях 3 и 4.
„„ Ы „„1 799436 АЗ ными шлицам вала, установленные свободно на валу, синхронизирующие кольца сдвумя зубчатыми венцами и упругие элементы, закреплечные на зубчатом колесе и синхронизирующем кольце. Упругий элемент закреплен с фиксацией положения синхронизирующего кольца в осевом и окружном направлениях. Боковой зазор в соедин внии зубчатого венца и синхронизирующего кольца, постоянносвязанного со шлицами зубчатого колеса, определяется из выражения Л = 2 l tgll, где 1 и
Р- соответственно длина и угол наклона блокирующих скосов зубьев синхронизирующих колец и шлицев зубчатых колес. 5 ил, Муфта 1 перемещается с помощью вилки включения 11. На каждом иэ конусных колец
7 и 8 выполнены два зубчатых венца 12 и 13.
Венец 12 имеет профиль, идентичный профилю зубчатых венцов муфты 1, Торцы зубьев
12 конусного кольца 7 и обращенные к ним торцы шлицев 5 шестерни 3 выполнены со скосами. Зубчатый венец 13 конусного кольца 7 в выключенном положении синхронизатора находится между зубьями шлицев 5 шестерни 3.
Синхронизатор работает следующим образом.
При включении передачи посредством вилки 11 перемещается муфта 1 в сторону одной из шестерен, например в сторону шестерни 3, и прижимается своей конической поверхностью к конической поверхности кольца 7. Под влиянием синхронизируемых масс и трения между фрикционными поверхностями конусное кольцо 7 поворачивает1799436 ся относительно зубьев шлицев 5 шестерни
3 в пределах зазора в шлицевом соединении в сторону того блокирующего звена, которое вращается с большей угловой скоростью. Вследствие этого окружного смещения зубья венца 12 конусного кольца 7 прижимаются своими скосами к скошенным под тем же углом внутренним зубьям шлицев 5 и конусное кольцо 7 не может перемещаться в сторону шестерни 3 до тех пор, пока угловая скорость последней не управляется с угловой скоростью вала 2. Когда угловые скорости блокируемых звеньев станут равными, исчезает блокирующее действие зубьев 12, т,к. прекращается трение фрикционных конусов,пропадаетсила,прижимавшая скошенные поверхности зубьев, и становится возможным дальнейшее перемещение конусного кольца 7, а следовательно, и муфты 1 в сторону шестерни 3. Муфта
1, сжимая пружину 9, перемещает конусное кольцо 7, зубья 12 которого проходят сквозь шлицы 5. Зубья муфты 1 входят в сцепление
: со шлицами 5. Передача включена, Для выключения передачи необходимо посредством вилки 11 переместить муфту 1 в исходное поло>кение. Конусное кольцо 7 также переместится в исходное положение под действием конической пружины 9 до полного раздвижения ее витков. Т.к. коническая пружина 9 закреплена концами на шестерне 3 и конусном кольце 7, то последнее будет занимать фиксированное положение в выключенном положении синхронизатора и т.о, будет обеспечиваться чистота выключения синхронизатора.
Технико-экономические преимущества предлагаемого синхронизатора обусловлены уменьшением радиальных и осевых габаритов и снижением трудоемкости изготовления механизма, Формула изобретения
Синхронизатор, содержащий вал со шлицевой частью, зубчатые колеса с соосными шлицам вала шлицами, размещенные
5 с противоположных сторон шлиц вала с воэ-. можностью свободного вращения на нем, зубчатую муфту со шлицами, установленную на шлицах вала с возможностью осевого перемещения и соединения с зубчатыми ко10 лесами, синхронизирующие кольца с коническими поверхностями и шлицами, соединенными со шлицами зубчатых колес, упругие элементы, установленные между зубчатыми колесами и синхронизирующими
15 кольцами, зубчатая муфта выполнена с коническими поверхностями и установлена с возможностью взаимодействия с коническими поверхностями синхрониэирующих колец, шлицы зубчатых колес выполнены с
20 блокирующими скосами, а. синхронизирующие кольца — с зубчатыми венцами, имеющими блокирующие скосы, расположенные с возможностью взаимодействия с блокирующими скосами зубчатых колес, о т л и ч а25 ю шийся тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов, концы упругого элемента закреплены на зубчатом колесе и синхронизирующем кольце с фиксацией положения . последнего в осевом и окружном направле30 ниях, при этом боковой зазор в соединении зубчатого венца синхронизирующего кольца, постоянно связанного со шлицами зубчатого колеса, определяется из выражения
Л =2 l tgP, где l и j3 — соответственно длина и угол наклона блокирующих скосов зубьев синхранизирующих колец и шлицев зубчатых
40 колес, 1799436
5 И IГ 4
Составитель Е. Богдашич
Редактор С.Кулакова Техред М.Моргентал Корректор С.Лисина
Заказ 791 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101