Устройство для регулирования положения фары транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в транспортном машиностроении для ручного оперативного регулирования направления светового потока фары непосредственно с места водителя, например для ориентирования на местности . Сущность изобретения: устройство содержит закрепленную на крыше 2 направляющую втулку 1, расположенный в ней полый валик 3 со сферической головкой на конце и радиальным пазом на противоположном резьбовом конце, а также поводок 10, на одном конце которого закреплена фара 11, а на другом-рукоятка 12. Устройство содер жит пакет 14 колец, одно из которых, выполнено и-образно.й формы и взаимодействует со средней частью поводка, выполненной с лысками 13. Другое кольцо пакета 14 выполнено с выступами, расположено в радиальном пазу валика 3. Фиксация фары 11 в заданном положении осуществляется с помощью регулируемой пружины 8 путем обеспечения трения между внутренней и внешней полусферами 8 и 7, а также в пакете 14 чередующихся колец. 2 з.п. ф-лы, 7 ил. СО с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s В. 60 0 1/06
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фила 1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4934148/11 (22) 05.05.91 (46) 15.03.93. Бюл. М 10 (71) Производственное объединение "Волгоградский тракторный завод им, Ф;Э.Дзержинского (72) Ю.С.Беленький, В.Я.Боков, И.А.Долгов, Л.П.Клопова и В.П,Шевчук (56) Авторское свидетельство. СССР N. 742197, кл. В. 60 0 1/06, 1978, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЯ ФАРЫ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА (57) Использование: в транспортном машиностроении для ручного оперативного регулирования направления светового потока фары непосредственно с места водителя, например для ориентирования на местно„„5U„„1801817 А1 сти. Сущность изобретения: устройство содержит закрепленную на крыше 2 направляющую втулку 1, расположенный в ней полый валик 3 со сферической головкой на конце и радиальным пазом на противоположном резьбовом конце, а также поводок 10, на одном конце которого закреплена фара 11, а на другом — рукоятка 12. Устройство.содержит пакет 14 колец, одно из которых, выполнено Ц-образной формы и взаимодействует со средней частью поводка, выполненной с лысками 13. Другое кольцо пакета 14 выполнено с выступами, расположено в радиальном пазу валика 3. Фиксация фары 11 в заданном положении осуществляется с помощью регулируемой пружины 8 путем обеспечения трения между внутренней и внешней полусферами 8 и 7, а также в пакете 14 чередующихся колец. 2 з.п. ф-лы, 7 ил, 1801817
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для ручного оперативного регулирования направления светового потока фары непосредственно с места водителя, например для ориентирования на местности, Цель изобретения — повышение надежности в работе, На фиг; 1 показано предлагаемое устройство и установка его на крыше кабины; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3, 4 и 5 — конструкция колец, входящих в пакет; на фиг. 6 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 7 — разрез
В-В на фиг. 1.
Устройство содержит направляющую втулку 1, закрепленную на крыше 2, Втулка
1 выполнена со сферическим гнездом для размещения в нем соответствующей сферической головки полого валика 3. Противоположный конец валика 3 выполнен. с радиальными пазами 4. Направляющая втулка 1 содержит также радиальное отверстие, в котором свободно расположен штифт 5 с лысками, входящими в продольный паз 6 на сферической головке валика 3.
Внешняя полусфера 7 закреплена на втулке
1, а примыкающая к ней внутренняя полусфера 8 удерживается промежуточной втулкой под действием пружины 9, Поводок 10 расположен коаксиально относительно втулки 1 и пружины 9 и проходит сквозь полость валика 3, На одном конце поводка закреплен корпус фары 11, а на другом— рукоятка 13. Промежуточная часть поводка
10, расположенная в зоне радиальных пазов валика 3, выполнена с лысками 13, Устройство содержи пакет 14 чередующихся колец. одно из которых 15 выполнено 0-образной формы для взаимодействия с лысками 13, а другое 16 — с выступами для взаимодействия с радиальными пазами 4 и отверстием для размещения в нем поводка
10. Нижнее кольцо 16 выполнено с выступами 17, обращенными в сторону регулировочной гайки 18, навернутой нэ резьбовой конец полого валика 3, Гайка 18 несет радиальные пазы 19 для взаимодействия со сферическими поверхностями выступов 17. В радиальных пазах валика 3 между нижним кольцом 16 и поверхностью гайки 18 расположены бурты втулки 20, Вторая втулка 21 закреплена на поводке 10 с помощью штифта 22, Обе втулки выполнены с выступами 23 и 24 соответственно, направленными навстречу друг другу. Между верхним торцом пружины 9 и внутренней полусферой 8 расположены уплотнительное кольцо 25 и про. межуточная втулка 26.
Устройство работает следующим образом.
Вращением регулировочной гайки 18 подбирают усилие пружины 9, при котором корпус фары 11 удерживается в заданном положении при отсутствии воздействия на
5 рукоятку 12, При этом усилие пружины 9 замыкается на крыше 2 кабины в одном направлении через уплотнительное кольцо 25, промежуточную втулку 26, внутреннюю полусферу 8, внешнюю полусферу 7 и болты
10 крепления направляющей втулки 1, а в другом направлении через пакет 14 чередующихся колец, бурты втулки 20, гайку 18, сферическую головку валика 3 и болты крепления втулки 1. Поворот гайки 18 сопровож"5 дается набеганием цилиндрической поверхности паза 19 на сферический конец выступа 17, благодаря чему пружине 9 сообщается дополнительная деформация, После поворота гайки 18 на угол 180 выступы 17
20 снова попадают в пазы 19, фиксируя положение гайки. Изменение направления луча фары осуществляется путем воздействия на рукоятку 12. Перемещение рукоятки в поперечной плоскости вызывает изменение по25 ложения фары 11 за счет взаимного перемещения сферических поверхностей валика 3 и втулки 1, При перемещении рукоятки 12 в продольной плоскости дополнительно происходит осевое перемещение
30 штифта 5, а положение его в пазу 6 фиксирует систему от поворота вокруг оси повод.ка 10, Изменение напрэвленйя луча фары в горизонтальной плоскости осуществляется вращением рукоятки 12, При этом происхо35 дит поворот поводка 10 и связанного. с ним корпуса фары 11 относительно валика 3.
Фиксация. корпуса фары 11 происходит под воздействием пружины за счет возникновения сил трения в паре "внешняя полусфера
40 7 — внутренняя полусфера 8", а также в пакете 14 чередующихся колец. Поворот по-, водка 10 в пределах угла ++ 850 ограничивается, втулками 20 и 21. выступй
23 и 24 которых в крайних положениях со45 прикасаются. Этим устраняется возможная травма электрического провода фары. Кольцо 25 под действием пружины 9 постоянно находится в сдеформированном состоянии,благодаря чему обеспечивается, его прилегание одновременно к поверхностям поводка 10 и валика 3.
Формула изобретения
1, Устройство для регулирования положения фары транспортного средства, содержащее закрепленную на кабине направляющую втулку, расположенный в ней полый валик, установленное в нем уплотнительное кольцо и охватываемый им поводок, одним концом связанный с корпусом фары, а другим — с управляющей рукояткой.
1801817 ную втулку и другую часть опоры связана с пружиной, взаимодействующей с регулировочной гайкой через пакет колец, а ограничительное приспособление содержит две коаксиально расположенные на поводке втулки с выступами, одна из которых закреплена на поводке, а другая — в радиальных пазах валика между гайкой и наружным кольцом пакета, при этом укаэанные выступы направлены навстречу друг другу. регулировочную гайку на полом валике, пружину, опирающуюся на гайку, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено опорой, выполненной из двух частей полусфериче- 5 ской формы, вставленных одна в другую, пакетом колец, промежуточной втулкой и ограничительным приспособлением, полый валик выполнен на-одном конце со сферической головкой для размещения ее в ответ- 10 ном элементе направляющей втулки и радиальным пазом на другом конце, взаимодействующем с одним из колец, выполненным с выступами и отверстием для размещения в нем поводка, выполненного 15 с лысками в средней части, взаимодействующими с другим кольцом, выполненным Uобразной формы, при этом промежуточная втулка, пружины и пакет колец расположе ны в полости валика, а одна из частей опоры 20 закреплена на кабине и через промежуточ2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что. с целью обеспечения фиксации гайки, наружное кольцо пакета выполнено с выступами со сферическими поверхностями для взаимодействия с радиальными пазами цилиндрической формы на торце гайки, 3. Устройство по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что уплотнительное кольцо расположено между пружиной и промежуточной втулкой.
1б
17 ф
gg Щ у. Я
Составитель И.Кулий
Техред М,Моргентал Корректор Н.Бучок
Редактор
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101
Заказ 822 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5