Привод компрессора транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Сущность изобретения: приводной шкив установлен на подшипнике. Подпружиненный фрикционный диск взаимодействует с торцевой поверхностью шкива и имеет ступицу, связанную шлицевым соединением с втулкой. Втулка закреплена на валу компрессора. Камера для текучей среды силового цилиндра образована корпусом, связанным с втулкой, и поршнем, взаимодействующим через подш ипник со ступицей. Подшипник снабжен опорным элементом, выполненным в виде двух концентрично расположенных трубчатых участков, соединенных между собой вертикальной стенкой. Внутренний трубчатый участок размещен на втулке, закрепленной на валу компрессора. На внешнем трубчатом участке установлен подшипник. Ступица и подшипник поршня силового цилиндра распбложены по разные стороны вертикальной стенки опорного элемента с возможностью взаимодействия через отверстия , выполненные в стенке. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

(!9) (II) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sI)s F 04 В 49/02, 35/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4950330/29 (22) 27.06.91 (46) 15.07.93; Бюл. М 26 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт .(72) Н.К;Дьячков и М.А.Болтовский (56) Авторское свидетельство СССР с

М 1603056, кл. F 04 В 49/00, 1988. (54) ПРИВОД КОМПРЕССОРАТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

{57) Сущность изобретения: приводной шкив установлен на подшипнике. Подпружиненный фрикционный диск взаимодействует с торцевой поверхностью шкива и. имеет ступицу, связанную шлицевым соедиИзобретение относится к автомобилестроению, в частности к пневматическим тормозным GMGTGMBM транспортных средств, а именно к устройствам отключения компрессора.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств привода путем снижения трудоемкости его сборки и обслуживания.

На чертеже представлен привод компрессора транспортного средства. Привод содержит компрессор 1, шкива 2 с ременной передачей 3 от двигателя (не показан) и ус. тройство 4 для отключения компрессора.

Устройство 4 для отключения компрессора включает в себя силовой цилиндр 5, фрикционный диск 6 и нажимной узел, Шкив 2 с подшипником 7 установлен иа опорном элементе 8, имеющем два коицеитрично расположенные трубчатых участка. нением с втулкой. Втулка закреплена на валу компрессора. Камера для текучей среды силового цилиндра образована корпусом, связанным с втулкой, и поршнем, взаимодействующим через подшипник со ступицей.

Подшипник снабжен опорным элементом, выполненным в виде двух концентрично расположенных трубчатых участков, соединенных между собой вертикальной стенкой. Внутренний трубчатый участок размещен на втулке, закрепленной на валу компрессора. На внешнем трубчатом участке установлен подшипник.

Ступица и подшипник поршня силового цилиндра расположены по разные стороны вертикальной стенки опорного элемента с возможностью взаимодействия через отверстия, выполненные в стенке. 1 з.п.ф-лы, 1 ил. внешний 9 и внутренний 10, соединенные между собой вертикальной стенкой 11, в которой по окружности выполнен ряд сквоз- CO . ных отверстий 12, Внутренний трубчатый 3 участок 10 установлен на втулке 13, закрепленной с помощью гайки 14 на валу 15 ком- ф прессора 1. Cd

На той же втулке 13 со стороны корпуса р компрессора установлен подшипник t6, на внешней обойме которого размещен корпус

17 силового цилиндра 5. Подшипник 16 эа- Ф фиксирован от. осевого перемещения с одной стороны торцем внутреннего трубчатого участка 10, а с другой — стопорным кольцом 18 и закрыт крышкой 19. Корпус.t7 и ступенчатый поршень 20 образуют камеру 21 для рабочей среды. Входной канал 22 камеры.2.1 подключен к пневматической системе (источнику давления), Для

1827434 управления приводом может быть использован сигнал от регулятора давления через управляющий орган 23. Камера 21 снабжена .уплотнительными кольцами 24, Во внутренней .полости поршня 20 с противоположной от рабочей камеры стороны расположена внешняя обойма нажимного подшипника 25, внутренняя обойма которого установлена на нажимной втулке

26, имеющей на торце осевые выступы 27.

Фрикционный диск 6 снабжен фрикционной накладкой 28, взаимодействующей с торцевой поверхностью шкива 2; и имеет ступицу 29. установленную с помощью шлицев на противоположном от компрессора участке втулки 13. Фрикционный диск 6 поджат к„торцевой поверхности шкива тарельчатой пружиной 30..усилие нажатия которой регулируется гайкой 31. При этом осевые выступы 27 втулки 26 торцами контактируют с торцевой поверхностью ступицы 29 фрикционного диска, а внутренняя поверхность осевых выступов 27 опирается на кольцевой выступ указанной ступицы 29,образуя дополнительную опору для поршня 20. От загрязнения подшипник 7 шкива. закрыт крышкой 31.

Привод компрессора работает следующим образом.

При отсутствии давления текучей среды в силовом цилиндре муфта замкнута. Вращение от двигателя. на вал компрессора передается через шкив 2, фрикционный диск

6 и втулку 13, В этом случае внутренняя и наружная обоймы подшипника 7 не имеют относительного вращения, а внутренние обоймы подшипников 16 и 25 вращаются с втулкой 13 относительно неподвижных внешних обойм. При этом осевые нагрузки на подшипники 16 и 25 не действуют.

По достижению заданного давления в пневматической системе автомобиля управляющий орган 23 сообщает рабочую. камеру

21 силового цилиндра с источником давления; Давление текучей среды перемещает поршень 20, который воздействуя на внешнюю обойму подшипника 25, через внутреннюю его обойму передает усилие на втулку.

26. Осевые, выступы 27 этой втулки, расположенные в отверстиях 12 вертикальной спинки 11 опорного элемента 8, передают усилие ма ступицу 29 фрикционного диска.и отводят его от торцевой поверхности шкива.

Компрессор отключен от двигателя .

При падении давления в пневматической системе пружина 30, преодолевая давление текучей среды .а рабочей камере, перемещает фрикционный диск 6 до контакта фрикционной накладки 28 с торцевой по.верхностью шкива 2. При этом в исходное

35 ным приводом компрессора порядка 5000 км замечаний по функционированию устройства не было. Износ поверхностей трения из-за его незначительной величины не определен. Во время пробега зафиксировано около 500 включений привода. Средний пробег автомобиля между двумя включениями привода составил 4 км. При этом заме40

45 чено снижение количества масла., попадающего в пневмосистему через компрессор из системы смазки двигателя.

При использовании предложенного устройства имеет место дополнительный эффект, заключающийся в увеличении срока службы деталей компрессора и pro привода.

Снижение количества масла, попадающего в пневмосистему из системы смазки двигателя и компрессора, повышает ресурс резиновых элементов тормозной пневмоаппаратуры и способствует общему повышению надежно55 сти работы тормозной пневмосистемы автомобиля.

Формула изобретения

1. Привод компрессора транспортного средства, содержащий приводной шкив. установленный на подшипнике, подпружиненположение перемещаются втулка 26, подшипник 25 и поршень 20., Сборка привода компрессора может быть произведена в следующей последовательности: на втулку 10 устанавливают опорный элемент 8 до упора торца его внутреннего трубчатого участка 10 а шлицы втулки. Затем устанавливают силовой цилиндр в сборе с подшипником 25 поршня и нажимной втулкой 26, запрессовывая.подшипник

16 корпуса на втулку до упора его внутренней обоймы в противоположный торец трубчатого участка 10 опорного элемента 8. При этом выступы 27 втулки 26 должны войти в

15 отверстия 12 вертикальной стенки 11 опорного элемента. На внешний участок опорного элемента 8 устанавливают шкив 2. с подшипником. С противоположной стороны вертикальной стенки на втулку 13 устанав20 ливают фрикционный диск.6. нажимную пружину 30 и поджимают ее гайкой 31.

Предложенное расположение деталей привода позволяет также снизить трудоемкость обслуживания устройства в процессе.

25 эксплуатации (замена уплотнительных колец 24 силового цилиндра, регулировка усилия пружины 30, замена. фрикционной накладки 28 и т.п,).

Привод компрессора обеспечивает пе30 редачу момента от двигателя в пределах 6585 Нм, тарельчатая пружина тарируется в соответствии с давлением в пневматической системе.

При пробеге автомобиля с предложен1827434

Составитель И.Дьячков

Техред M.Mîðråíòàë . Корректор О.Кравцова

Редактор,За«аэ 2347 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ный фрикционный диск, взаимодействующий с торцевой поверхностью шкива и имеющий .ступицу, связанную шлицевым соединением с втулкой, закрепленной на валу компрессора, и силовой цилиндр, камера для текучей среды которого образована корпусом, связанным с упомянутой втулкой; и поршнем, взаимодействующим через подшипник со ступицей фрикционногодиска, отл ича ющи йся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств путем снижения трудоемкости сборки и обслуживания привода, подшипник шкива снабжен опорным элементом. выполненным в виде двух концентрично расположенных трубчатых участков, соединенных между собой-вертикальной стенкой, внутренний трубчатый участок размещен на втулке, закрепленной на валу компрессора, а на внешнем трубчатом участке установлен упомянутый подшипник шкива, при этом ступица фрикционного диска и подшипник

5 поршня силового цилиндра расположены по разные стороны вертикальной стенки опорного элемента подшипника шкива с возможностью взаимодействия через отверстия, выполненные в указанной стенке.

2. Привод компрессора по п.1, о т л и ча ю шийся тем, что внутренняя обойма подшипника поршня установлена на втулке, имеющей на одном из торцов осевые высту15 пы, расположенные в отверстиях вертикальной стенки опорного элемента подшипника шкива с возможностью упора в торцевую поверхность ступицы фрикционного диска,