Гидравлическая тормозная система для автогрейдеров
Реферат
Использование: в дорожного машиностроения, в частности в гидропневматических системах тормозов. Сущность изобретения: в тормозной системе, содержащей насос, педаль управления, соединенную с гидроусилителем проточного типа с золотником управления и перепускным клапаном, между насосом и гидроусилителем установлен клапан "ИЛИ", соединенный с клапаном управления, взаимодействующим с педалью тормоза, канал которого соединен с полостью, находящейся под давлением в транспортом режиме, причем указанный клапан снабжен пружиной, сила предварительного сжатия которой больше силы перемещения золотника гидроусилителя. 1 с. п. ф.-лы, 2 ил.
Изобретение относится к дорожному машиностроению, в частности к гидропневматическим системам тормозов.
Известна конструкция гидравлической тормозной системы по авт. св. N 654466, В 60 Т 13/14, 1972, содержащая тормозную педаль, связанную с золотниковым распределительным устройством, насос, сообщенный с баком, гидроцилиндр. Недостатком указанной тормозной системы является неработоспособность ее при аварийной ситуации (отказ двигателя или насоса). При этом водитель усилием ноги должен преодолеть сопротивление гидроусилителя и создать давление в тормозной системе. Усилие на педали резко возрастает, а эффективность торможения минимальная. Цель изобретения обеспечение работоспособности тормозной системы при аварийной ситуации. Поставленная цель достигается тем, что в тормозной системе, содержащей насос, педаль тормоза, соединенную с гидроусилителем проточного типа с золотником управления и перепускным клапаном, между насосом и гидроусилителем установлен клапан "ИЛИ", соединенный с клапаном управления, взаимодействующий с педалью тормоза, канал которого соединен с полостью, находящейся под давлением в транспортном режиме, причем указанный клапан снабжен пружиной, сила предварительного сжатия которой больше силы перемещения золотника гидроусилителя. На фиг. 1 изображена гидравлическая схема аварийной тормозной системы; на фиг. 2 вариант исполнения клапана управления. Гидронасос 1 через клапан "ИЛИ" 2 подает гидрожидкость в гидроусилитель тормозов 3, который соединен с магистралью слива в бак. Полость гидроцилиндра 4, находящаяся под давлением от внешней силы Р1 (например, давление в гидроцилиндре подъема от веса рабочего органа), соединена с клапаном 5 (полость "А"). Второй канал (полость "Б") клапана управления 5 соединен с клапаном "ИЛИ" 2. Педаль тормоза 6 действует на гидроусилитель тормоза 2 через клапан управления 5. Клапан управления состоит из корпуса 7 штока 8 и пружины 9. Причем диаметр седла клапана должен быть примерно равен диаметру штока, а усилие пружины должно быть больше, чем усилие перемещения золотника гидроусилителя. В этом случае давление в полости гидроцилиндра 4 не влияет на усилие открытия клапана, а открытие клапана происходит только после закрытия золотника управления гидроусилителя. Предложенная тормозная система работает следующим образом. При работе насоса 1, жидкость через клапан "ИЛИ" 2 попадает в гидроусилитель 3 и сливается в бак. При нажатии на педаль тормоза 6 (сила Р2) водитель перемещает золотник управления гидроусилителя 3 и насос развивает давление в цилиндровой части гидроусилителя. При этом происходит значительное увеличение усилия (сила Р3). Клапан 5 при этом перемещается вместе с тормозной педалью в закрытом состоянии, так как усилие пружины 9 больше усилия перемещения золотника гидроусилителя. При отказе насоса 1 потока жидкости через гидроусилитель 3 нет и, нажав на педаль тормоза 6 (сила Р1), водитель не получит увеличения силы аварийная ситуация. Незначительно увеличив усилие на педали тормоза 6, водитель преодолевает усилие пружины 9 клапана управления 5. Клапан управления 5 откроется, полости "А" и "Б" соединяются и гидрожидкость из полости гидроцилиндра 4 под давлением через клапан управления поступит к клапану "ИЛИ" 2. Клапан "ИЛИ" переключится и направит поток жидкости в гидроусилитель 3. Золотник управления гидроусилителя в этот момент будет уже закрыт, так как усилие перемещения золотника меньше усилия открытия клапана управления. В цилиндровой части гидроусилителя возникает давление равное давлению в полости гидроцилиндра 4. Произойдет значительное увеличение усилия Р2. Если давление в полости гидроцилиндра 4 меньше давления настройки клапана гидроусилителя 3, то во время торможения нет утечки жидкости в бак и только при возврате педали тормоза 6 сначала закрывается клапан управления 5, потом открывается золотник управления гидроусилителя 3 и жидкость из цилиндровой полости гидроусилителя сливается в бак. Гидроусилитель возвращается в исходное положение и система готова к повторному торможению. Система будет работать идеально, когда давление в полости гидроцилиндра 4 близко к давлению настройки клапана гидроусилителем 3, но меньше его. В этом случае торможение в аварийной ситуации по эффективности не отличается от торможения с работающим насосом, а запас жидкости в полости гидроцилиндра 4 позволяет сделать большое количество торможений, так как жидкость расходуется только при расторможении. Вместо гидроцилиндра источником давления может быть гидроаккумулятор или любой другой источник. Использование предлагаемой конструкции позволяет значительно повысить работоспособность тормозной системы в аварийной ситуации.Формула изобретения
Гидравлическая тормозная система для автогрейдеров, содержащая насос, сообщенный с масляным баком и через клапан с управляемой педалью, гидроусилительное устройство с тормозными цилиндрами, отличающаяся тем, что клапан, установленный между насосом и гидроусилительным устройством, выполнен в виде клапана ИЛИ и сообщен с введенным в линию, сообщающую гидроцилиндр подъема рабочего оборудования с клапаном ИЛИ, управляемым клапаном, взаимодействующим с педалью тормоза.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2