Ледокольная приставка

Реферат

 

Изобретение относится к ледокольным средствам и предназначено для проводки отдельных судов в ледовых полях рек и озер. Ледокольная приставка содержит бампер, укрепленный на носу буксира, клиновой отвал с резцом-ножом, закрепленным на гребне отвала, нижняя часть которого заводится под кромку ледового поля, и полозья, закрепленные на поперечной балке, связанной с бампером с помощью двух коромысел с возможностью передачи на лед части массы буксира. Достигается снижение затрат на работу речных и озерных портов при проводке отдельных судов через ледовые поля за счет компактности оборудования и повышения скорости прокладки трассы. 3 ил.

Изобретение относится к судоходству, в частности к ледокольным средствам в портовом хозяйстве.

Известны способы продления навигации в замерзающих речных и озерных портах путем механического воздействия на лед с целью его разрушения для проводки через ледовое поле караванов или отдельных судов.

Для проводки отдельных судов применение специальных типовых ледоколов дорого, поэтому на практике прибегают к использованию для этой цели буксиров, оснащаемых подвесными или приставными устройствами. Известно устройство для разрушения льда (а.с. СССР N 359192, B 22 B 35/08), содержащее сопла, установленные с каждого борта. По этим соплам к местам соприкосновения корпуса судна со льдом подается смесь горячего пара и воздуха, плавящая лед, в результате чего вырезанная таким способом из ледяного поля полоса льда легко дробится корпусом буксира.

Недостаток такого устройства усматривается в необходимости дополнительного, специального и дорогого оборудования и является весьма энергоемким.

Такие же недостатки отмечаются и в решении разрушать лед с помощью мощных маховиков, устанавливаемых на носу судна-буксира ("Изобретатель и рационализатор", N 5, 1971, с. 9).

Более прогрессивным и перспективным решением в части снижения энергоемкости процесса разрушения льда при проводке отдельных судов является устройство "Толкаемая ледокольная приставка" (а.с. СССР, N 310837, B 63 B 35/08), выполненная в виде понтона, снабженного балластными емкостями. По его днищу у ботов установлены полозья, а в диаметральной плоскости смонтирован резец в виде вертикально расположенной полосы. Понтон выталкивается буксиром на лед и последний при этом разрушается.

Описание работы этого устройства в натурных условиях приведено в "ИР" N 6 за 1973 г., с. 12.

Принимая решение по а.с. N 310837 в качестве прототипа, отмечаются два недостатка.

Первый - необходимость в многотонном понтоне, что удорожает работы по показателю металлоемкости.

Второй - нерациональная схема воздействия на ледяное поле, что приводит к снижению коэффициента полезного действия буксира.

Задачей предлагаемого технического решения является снижение стоимости работ по проводке отдельных судов через ледовое поле за счет исключения необходимости в многотонном понтоне и повышение коэффициента полезного действия буксира за счет рациональной схемы воздействия ледокольной приставки на лед.

Поставленная задача решается следующим образом.

В известной приставке к буксиру, содержащей резец-нож и полозья, приставка выполнена в виде клинового отвала, закрепленного на носу буксира с помощью бампера, причем нижняя часть отвала, на гребне которого укреплен резец-нож, расположена под ледовым полем, а полозья, которыми приставка опирается на дневную поверхность ледового поля, жестко закреплены на концах поперечной балки, сочлененной с передними концами двух коромысел, которые своими средними частями шарнирно соединены с бампером, а задними концами соединены с тем же бампером с помощью винтовых распорок.

При таком выполнении ледокольной приставки, когда ледовый пласт, нагружаясь через резец-нож массы буксира снизу, фиксируется двумя полозьями сверху, ледовый пласт разрушается по схеме многопролетной балки, нагруженный сосредоточенной силой в середине пролета, т.е. в месте контакта его с резцом-ножом, и реакциями опор в местах контакта с ними полозьев, в опасных сечениях, ослабленных резцом-ножом и заточенными полозьями. При движении буксира срабатывает эффект клина, при котором напорное усилие буксира будет минимальным, что позволяет увеличить скорость проходки, в результате чего достигается повышение коэффициента полезного действия буксира.

На фиг. 1 показана ледокольная приставка к буксиру, вид сбоку; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид по стрелке "Б" на фиг. 1.

Ледокольная приставка содержит бампер 1, жестко закрепленный на носу буксира 2, клиновой отвал 3, сочлененный с бампером 1, резец-нож 4, жестко укрепленный на гребне клинового отвала 3, два коромысла 5, каждое из которых своей средней частью с помощью шарнира 6 соединено с бампером 1, две винтовых распорки 7, концы которых шарнирно соединены с задними концами коромысел 5 и бампером 1, поперечную балку 8, жестко соединенную с передними концами коромысел 5 и двух полозьев 9, жестко закрепленных на концах поперечной балки 8.

Прокладка канала в ледовом поле с помощью ледокольной приставки осуществляется следующим образом.

На исходной позиции бункера 2, который находится в заранее приготовленной майне, отвал 3 заводится под кромку ледового поля 10, после чего с помощью винтовых распорок 7 полозья 9 опускаются на ледовую поверхность и нагружают лед частью массы буксира 2.

При движении буксира 2 в сторону ледового поля 10 заточенные полосы 9 оставляют за собой две борозды на расстоянии друг от друга, равном ширине прохода, и, когда резец-нож 4 начинает нагружать ледовую корку снизу, то последняя ломается по бороздам, оставленным полозьями 9, и над резцом-ножом 4. Клиновой отвал отводит взломанный лед в стороны под ледовую целину.

Формула изобретения

Ледокольная приставка к буксиру, содержащая резец-нож и полозья, отличающаяся тем, что она выполнена в виде клинового отвала, закрепленного на носу буксира с помощью бампера, причем нижняя часть отвала, на гребне которого укреплен резец-нож, расположена под ледовым полем, а полозья жестко закреплены на концах поперечной балки, сочлененной с передними концами двух коромысел, которые своими средними частями шарнирно соединены с бампером, а задними концами соединены с тем же бампером с помощью винтовых распорок.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3