Дверь задка автомобиля
Реферат
Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к двери задка автомобиля. Дверь задка (3) автомобиля состоит из внутренней панели (11), включающей в себя зону крепления запасного колеса, верхнюю (15), нижнюю (16) и боковые балки (17,18), и наружной панели, жестко соединенных между собой, усиливающего каркаса (12), включающего в себя центральную часть с отходящими от нее стержневыми элементами, соединенными с зоной петель(М), размещенной на боковой балке (17), и противоположно расположенной зоной замка (N), размещенной на боковой балке (18). Усиливающий каркас (12) жестко соединен с внутренней панелью (11) с образованием конструкции коробчатой формы, причем он снабжен дополнительным стержневым элементом (34), направленным в нижний угол внутренней панели (11) и соединенным с зоной замка (N). Таким образом усиливающий каркас (12) объединяет и усиливает основные силовые зоны двери задка (3), увязывая их в единый силовой модуль, поэтому все элементы двери задка (3) равномерно нагружены и работают как одно целое, что и обеспечивает высокую жесткость и прочность конструкции. 7 з.п. ф-лы, 12 ил.
Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к двери задка автомобиля.
Известна дверь задка автомобиля (аналог - патент Российской Федерации N 2009048, кл. В 60 J 5/10, 1991 г.), состоящая из наружной и внутренней панелей, жестко соединенных между собой с образованием проема для стекла. Внутренняя панель включает в себя верхнюю, нижнюю и боковые балки, подоконный брус с зоной крепления моторедуктора, соединенный с усиливающей частью, выполненной двумя спицами, расположенными V-образно. Конструкция технологична при изготовлении и сборке, однако крепление на нее запасного колеса может вызвать деформацию двери, поэтому требуется включение в нее дополнительных силовых элементов. Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится дверь задка автомобиля, включающая в себя наружную и внутреннюю панели, жестко соединенные между собой с образованием проема для стекла. Внутренняя панель включает в себя верхнюю, нижнюю и боковые балки, а также зону крепления запасного колеса. Внутренняя панель соединена с усиливающим каркасом, выполняющим функцию усилителя под запасное колесо, выполненным в виде двух стержневых элементов, переходящих в пластину в форме рамки и направленных свободными концами в зону петель двери задка. Также дверь задка снабжена усилителем под петли двери, выполненным с открытым П-образным сечением и жестко соединенным в зоне петель с боковой балкой внутренней панели и стержневыми элементами усиливающего каркаса с образованием замкнутого контура. Конструкция технологична в изготовлении и при сборке, а также обладает повышенной жесткостью, однако при такой конструкции основная нагрузка приходится на зону петель, что требует усиления кузова автомобиля в зоне петель. Задача изобретения направлена на создание конструкции двери задка автомобиля повышенной жесткости с равномерным распределением нагрузки по всей двери, разгрузив при этом зону петель кузова автомобиля. Для решения этой задачи дверь задка автомобиля состоит из внутренней панели, включающей в себя зону крепления запасного колеса, верхнюю, нижнюю и боковые балки, и наружной панели, жестко соединенных между собой, усиливающего каркаса, включающего в себя центральную часть с отходящими от нее стержневыми элементами, соединенными с зоной петель, размещенной на одной из боковых балок и противоположно расположенной зоне замка, размещенной на второй боковой балке, усиливающий каркас жестко соединен с внутренней панелью с образованием конструкции коробчатой формы и снабжен дополнительным стержневым элементом, направленным в нижний угол внутренней панели и жестко соединенным посредством фланца с зоной замка, в частности с усиливающей пластиной под замок, также дополнительный стержневой элемент жестко соединен посредством фланца с нижней балкой внутренней панели, а центральная часть усиливающего каркаса выполнена корытообразной формы поперечного сечения, донная поверхность которой максимально приближена к наружной панели и жестко соединена с пластиной, выполненной в форме рамки. Сущность технического решения поясняется на чертежах, где на фиг. 1 - общий вид на заднюю часть кузова; на фиг. 2 - вид на внутреннюю панель; на фиг. 3 - вид на усиливающий каркас; на фиг. 4 - вид на дверь задка со стороны внутренней панели; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг.4; на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг.4; на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 8 - разрез Д-Д на фиг.4; на фиг. 9 - разрез Г-Г на фиг. 4; на фиг. 10 - разрез Е-Е на фиг.4; на фиг. 11 - разрез Ж-Ж на фиг.4; на фиг. 12 - разрез И-И на фиг.4. Задняя часть кузова 1 автомобиля включает в себя подвешенную на петлях 2 дверь задка 3 с закрепленным запасным колесом 4, замком 5, оконным проемом 6, закрываемым стеклом 7, моторедуктором очистки стекла 8, системой омыва стекла 9, установленной в верхней части двери задка 3. Дверь задка 3 состоит из наружной 10 и внутренней 11 панелей, жестко соединенных между собой с образованием оконного проема 6, и усиливающего каркаса 12, выполняющего функцию усилителя двери задка 3. Наружная 10 и внутренняя 11 панели соединены между собой по наружному контуру 13 способом зафланцовки, а по контуру оконного проема 6 - точечной сваркой. Усиливающий каркас 12 жестко соединен с внутренней панелью 11 с образованием конструкции коробчатой формы. Оконный проем 6 с одной из сторон имеет понижение 14 для улучшения обзорности заднего вида. Дверь 3 задка содержит три основные силовые зоны: зону петель M, зону замка N и зону крепления запасного колеса G. Зона петель M противоположно расположена зоне замка N, а зона крепления запасного колеса G расположена между ними. Внутренняя панель 11 выполнена цельноштампованной и включает в себя верхнюю 15, нижнюю 16 и боковые 17, 18 балки, а также зону крепления запасного колеса 19, расположенную между последними. Зона петель M включает в себя жестко закрепленные, например при помощи сварки, на боковой балке 17 усиливающую пластину под петли 20 и сами петли 2 - верхнюю и нижнюю. На боковой балке 18, противоположно расположенной боковой балке 17, расположена зона замка N, включающая в себя жестко закрепленную, например при помощи точечной сварки, усиливающую пластину по замок 21, закрепленный при помощи разъемного соединения сам замок 5 для запирания двери, а также шип 22 для фиксации двери задка 3 в закрытом положении. Шип 22 размещен в нижней части зоны замка N. Зона крепления запасного колеса внутренней панели 19 включает в себя центральную часть 23, от которой лучами расходятся стержневые элементы 24, 25, 26 и 27. Стержневые элементы 24 и 25 свободными концами направлены к боковой балке 17 в зону петель M, к нижней и верхней петлям 2 соответственно, а стержневые элементы 26 и 27 направлены к боковой балке 18 в зону замка N, непосредственно к замку 5 и в нижний угол внутренней панели 28 соответственно. Усиливающий каркас 12 выполнен цельноштампованным, имеет сложную пространственную форму и включает в себя центральную часть 29, от которой лучами расходятся стержневые элементы 30, 31 с фланцами 32, 33 соответственно и дополнительный стержневой элемент 34 с фланцами 35 и 36. Стержневые элементы 30 и 31 свободными концами направлены к боковой балке 17 в зону петель M, к нижней и верхней петлям 2 соответственно, а дополнительный стержневой элемент 34 направлен к боковой балке 18 в нижний угол внутренней панели 28 и соединен с зоной замка N, в частности с усиливающей пластиной под замок 21. Центральная часть 29 имеет корытообразную форму поперечного сечения, донная поверхность 37 которой максимально приближена к наружной панели 10 и жестко соединена, например при помощи точечной сварки, с пластиной 38, выполненной в форме рамки, что дополнительно усиливает зону крепления запасного колеса G и исключает деформацию наружной панели 10. Усиливающий каркас 12 жестко соединен с внутренней панелью 11 соответствующими стержневыми элементами 22 и 30, 25 и 31, 27 и дополнительным стержневым элементом 34, и центральными частями 23 и 29 с образованием силовых участков 39, 40, 41 и 42, имеющих коробчатое сечение. Таким образом усиливающий каркас 12 жестко соединен с внутренней панелью 11 с образованием конструкции коробчатой формы. Стержневые элементы 30 и 31 дополнительно жестко соединены фланцами 32 и 33 соответственно, с усиливающей пластиной под петли 20 непосредственно в зоне оси петель L, а дополнительный стержневой элемент 34 жестко соединен фланцем 35 с зоной замка N, в частности с усиливающей пластиной под замок 21, а фланцем 36 жестко соединен с нижней балкой 16 внутренней панели 11, что в повышает прочность конструкции в целом. В процессе эксплуатации автомобиля на дверь задка 3 с закрепленным запасным колесом 4 действуют динамические нагрузки P1, обусловленная массой самого запасного колеса 4, и P2, обусловленная массой двери 3, расположенные в зоне крепления запасного колеса G. В вышеописанной конструкции силы P1 и P2 распределяются равномерно на зону петель M и зону замка N за счет передачи нагрузки через силовые участки 39, 40, 41 и 42. Таким образом жестко закрепленный усиливающий каркас 12 объединяет и усиливает основные силовые зоны: зону петель M, зону замка N и зону крепления запасного колеса G, увязывая их в единый силовой модуль, поэтому все элементы двери задка 3 равномерно нагружены и работают как одно целое, что и обеспечивает высокую жесткость и прочность конструкции в целом.Формула изобретения
1. Дверь задка автомобиля, состоящая из внутренней панели, включающей в себя зону крепления запасного колеса, верхнюю, нижнюю и боковые балки, и наружной панели, жестко соединенных между собой, усиливающего каркаса, включающего в себя центральную часть с отходящими от нее стержневыми элементами, соединенными с зоной петель, размещенной на одной из боковых балок, и противоположно расположенной зоной замка, размещенной на второй боковой балке, отличающаяся тем, что усиливающий каркас жестко соединен с внутренней панелью с образованием конструкции коробчатой формы и снабжен дополнительным стержневым элементом, направленным от центральной части в нижний угол внутренней панели и соединенным с усиливающей пластиной, установленной в зоне замка. 2. Дверь задка автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что дополнительный стержневой элемент жестко соединен с усиливающей пластиной. 3. Дверь задка автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что дополнительный стержневой элемент жестко соединен с нижней балкой внутренней панели. 4. Дверь задка автомобиля по п.1, отличающаяся тем, что центральная часть усиливающего каркаса выполнена корытообразной формы в поперечном сечении, донная поверхность которой максимально приближена к наружной панели. 5. Дверь задка автомобиля по п.2, отличающаяся тем, что дополнительный стержневой элемент соединен с усиливающей пластиной посредством фланца. 6. Дверь задка автомобиля по п.3, отличающаяся тем, что дополнительный стержневой элемент соединен с нижней балкой внутренней панели посредством фланца. 7. Дверь задка автомобиля по п.4, отличающаяся тем, что усиливающий каркас снабжен пластиной, установленной в зоне крепления запасного колеса и жестко соединенной с донной поверхностью центральной части усиливающего каркаса. 8. Дверь задка автомобиля по п.7, отличающаяся тем, что пластина выполнена в форме рамки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12