Лопасть воздушного винта летательного аппарата
Реферат
Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопастей воздушного винта из композиционных материалов. Лопасть воздушного винта летательного аппарата содержит лонжерон и хвостовую часть. В комле лонжерона выполнены стыковочные отверстия. Со стороны торца комель охватывают верхняя и нижняя накладки. В стыковочных отверстиях расположены втулки, выступающие над поверхностью накладок. Шайбы охватывают выступающие над поверхностью комля участки втулок. Накладки имеют отверстия под шайбы. Диаметр этих отверстий обеспечивает установку шайб с зазором. Верхние и нижние накладки расположены со стороны торца комля внахлест или встык с установкой подложки. Такое выполнение лопасти предотвращает повреждение ее комлевой части при продольных деформациях и повышает надежность лопасти. 4 ил.
Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопастей воздушного винта из композиционных материалов.
Известна конструкция лопасти воздушного винта вертолета (см. патент США N 3476484 НКИ: 416-230, 1970), наиболее близкая к предлагаемой, в которой комлевая часть лонжерона снабжена накладками, верхней и нижней, с торцевыми цилиндрическими участками, охватывающими петли композиционного материала снаружи, и с цилиндрическими участками, располагаемыми внутри петель и предназначенными для стыковки лопасти с элементами втулки. Накладки предназначены для фиксации положения петель и защиты комля лопасти от повреждения. К недостаткам описанной конструкции можно отнести возможность скалывания накладки при ударе торцевой поверхности комля лопасти об ответные элементы втулки воздушного винта с последующим расслоением материала торца комля. Технической задачей, решаемой заявляемым изобретением, является предотвращение повреждения комлевой части лопасти при возможных продольных деформациях в случае удара торцевой поверхности лопасти об ответные элементы втулки воздушного винта и повышение надежности лопасти. Указанная техническая задача решается благодаря тому, что лопасть воздушного винта летательного аппарата из композиционных материалов, содержащая лонжерон и хвостовую часть и в комле лонжерона которой выполнены стыковочные отверстия, а со стороны торца в зоне стыковочных отверстий комель охватывают верхняя и нижняя накладки, снабжена втулками, расположенными в стыковочных отверстиях и выступающими над поверхностью накладок, и шайбами, охватывающими выступающие над поверхностью комля участки втулок, при этом накладки имеют отверстия под шайбы, диаметр которых обеспечивает установку шайб с зазором, а верхняя и нижняя накладки расположены со стороны торца комля внахлест или встык с установкой подложки. Установка стыковочных шайб, охватывающих втулки, с тангенциальным зазором относительно накладок предотвращает скалывание шайб при возможных продольных деформациях накладки и при ударе торцевой поверхности комля об ответные элементы втулки воздушного винта. Установка верхней и нижней накладок внахлест или встык с установкой крепящей подложки дополнительно усиливает торцы комля лопасти. На фиг. 1 - изображен общий вид лопасти несущего винта; на фиг. 2 - комель лонжерона с двумя полками, вариант исполнения накладок внахлест; на фиг. 3 - внешний вид Г-образной накладки; на фиг. 4 - узел Б на фиг. 2 в варианте исполнения накладок встык. Лопасть воздушного винта летательного аппарата изготовлена из слоистых композиционных материалов и содержит лонжерон 1, хвостовую часть 2 и законцовку 3. Комель лонжерона 1 имеет два ряда полок 4 с отверстиями для крепления лопасти к втулке воздушного винта, в которых установлены стыковочные втулки 5. Со стороны торца на каждую полку 4 комля лонжерона 1 установлены верхняя и нижняя Г-образные накладки 6 и 7 соответственно, которые могут быть выполнены с установкой со стороны торца полки 4 как внахлест (фиг. 2, узел Б), так и встык с установкой дополнительно крепящей их подложки 8 (фиг. 4). Втулки 5 выступают над поверхностью накладок 6 и 7, а отверстия в накладках 6, 7 обеспечивают установку шайб 9, охватыватывающих выступающие над поверхностью полок 4 участки втулок 5, с зазором 10. Выступающие над поверхностью накладок 6, 7 части стыковочных шайб 9 имеют конические поверхности с углом к плоскости накладок = 15 - 45o, что обеспечивает удобство навески лопасти. При установке лопасти на втулку воздушного винта Г-образные накладки 6, 7, расположенные внахлест или встык, защищают торцевую поверхность лонжерона 1 от удара по элементам рукава втулки, предотвращая тем самым лонжерон 1 от расслоения. Установка накладок 6, 7 с тангенциальным зазором 10 относительно стыковочных шайб 9 и на высоту их цилиндрического пояса предохраняет шайбы 9 от скалывания при возможных продольных деформациях накладки 6 или 7 при ударе торцевой поверхности, а также защищает шайбы 9 от скалывания при ударе об ответные элементы втулки воздушного винта.Формула изобретения
Лопасть воздушного винта летательного аппарата из композиционных материалов, содержащая лонжерон и хвостовую часть и в комле лонжерона которой выполнены стыковочные отверствия, а со стороны торца комель охватывают верхняя и нижняя накладки, отличающаяся тем, что она снабжена втулками, расположенными в стыковочных отверстиях и выступающими над поверхностью накладок, и шайбами, охватывающими выступающие над поверхностью комля участки втулок, при этом накладки имеют отверстия под шайбы, диаметр которых обеспечивает установку шайб с зазором, а верхние и нижние накладки расположены со стороны торца комля внахлест или встык с установкой подложки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4