Дверь задка транспортного средства
Реферат
Изобретение относится к транспортной технике, в частности к уплотнительному узлу в боковых зонах оконного проема двери задка. Устройство включает в себя несколько панелей, например наружную 2 и внутреннюю 3, жестко соединенные между собой с образованием кромочной части 6 каркаса 7, образующей оконный проем 9, перекрываемый стеклом 8, кромочная часть которого и кромочная часть 6 каркаса 7 размещены в уплотнительном узле 10. Новым является то, что уплотнительный узел 10 представляет собой как минимум два уплотнения 15 и 16, установленных раздельно на кромочной части 6 каркаса 7 и кромочной части стекла 8, с выполненным на каждом как минимум одном выступающем элементе 21 и 32, соответственно, направленных навстречу друг другу и взаимно перекрывающих друг друга, что защищает кромочные части стекла 8 и каркаса 7. Технический результат заключается в том, что такое выполнение позволяет облегчить позиционирование стекла 8 при вклейке его в оконный проем 9, компенсировать отклонения стекла 8 и каркаса 7, обусловленные технологией изготовления и сборки узла, особенно в условиях массового производства. 11 з.п.ф-лы, 10 ил.
Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к уплотнительному узлу в боковых зонах оконного проема двери задка автомобиля. Уплотнительный узел оконного проема двери задка транспортного средства выполняет роль позиционирующего и декоративного элемента; защищает кромочную часть как стекла, так и каркаса двери от возможности внешних воздействий, например мелких камней, песка, которые могут привести к разрушению стекла и нарушению лакокрасочного покрытия кромочной части каркаса двери; способствует созданию целостного восприятия задней части кузова транспортного средства в целом.
Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится конструкция двери задка транспортного средства (прототип - заявка ФРГ N3935611, кл. B 60 J 1/18, B 62 D 25/10, публ. 03.05.90 г.), включающая в себя стекло, перекрывающее с внешней стороны двери оконный проем и каркас, образованный штампованными панелями, и жестко закрепленное посредством клея к каркасу. В боковых зонах двери кромочная часть стекла соединена с кромочной частью каркаса посредством уплотнительного узла представляющего собой одно уплотнение с двумя независимыми друг от друга пазами, выполненными по всей длине уплотнения, в одном из которых размещена кромочная часть стекла, а в другим кромочная часть каркаса. Описанная конструкция представляет собой наиболее распространенное техническое решение, позволяющее защитить кромочную часть стекла от возможности нежелательных внешних воздействий. К недостаткам данной конструкции можно отнести необходимость жестких допусков на изготовление стекла для соответствия его кривизны с кривизной поверхности двери, точного позиционирования при установке, наличие специального приспособления для установки узла, что в целом повышает трудоемкость процесса сборки. Задача изобретения направлена па защиту кромочной части стекла и кромочной части каркаса двери задка от нежелательных внешних воздействий, на возможность позиционирования стекла при вклейке его в оконный проем двери задка, компенсацию отклонений изготовления стекла и каркаса двери задка, а также на улучшение внешнего вида двери задка. Для решения этой задачи дверь задка транспортного средства включает в себя несколько панелей, жестко соединенных между собой с образованием кромочной части каркаса, образующей оконный проем перекрываемый стеклом, кромочная часть которого и кромочная часть каркаса в боковых зонах двери размещены в уплотнительном узле, представляющим собой как минимум два уплотнения, имеющих в поперечном сечении C-образную часть и установленных раздельно на кромочной части каркаса и кромочной части стекла, с выполненным на каждом как минимум одном выступающем элементе, направленных навстречу друг другу и взаимно перекрывающих друг друга, причем выступающий элемент уплотнения, установленного на кромочной части каркаса, представляет собой отгиб, центральная часть которого упирается во внутреннюю поверхность кромочной части каркаса, а кромочная часть направлена к стеклу, причем отгиб выполнен по всей длине уплотнения; на внутренней поверхности основной стенки C-образной части уплотнения, установленного на кромочной части каркаса, выполнен бортик, упирающийся в наружную поверхность кромочной части каркаса и выполненный по всей длине C-образной части уплотнения, установленного на кромочной части каркаса; а на C-образной части уплотнения, установленного на кромочной части стекла, выполнен бортик, расположенный вблизи кромочной части каркаса и по всей длине C-образной части уплотнения, установленного на кромочной части стекла; выступающий элемент уплотнения, размещенного на кромочной части стекла, представляет собой профилированный герметизирующий участок в виде лепестка с утолщением на конце, причем профилированный герметизирующий участок выполнен по всей длине уплотнения из резины или пластмассы с твердостью по ШОРy 50-60 ЕД; уплотнение, установленное на кромочной части каркаса, выполнено из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 80-90 ЕД, а C-образная часть с бортиком уплотнения, установленного на кромочной части стекла, выполнена из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 70-80 ЕД. Сущность технического решения поясняется на чертежах. Фиг. 1 - общий вид на дверь задка транспортного средства. Фиг. 2 -разрез А-А фиг. 1. Фиг. 3 -вид Б фиг. 1. Фиг. 4 -разрез Г-Г фиг. 3. Фиг. 5 - вид В фиг. 1. Фиг. 6 -разрез Д-Д фиг. 5. Фиг. 7 - горизонтальный разрез Е-Е двери задка без уплотнительного узла. Фиг. 8 -вид Ж фиг. 3. Фиг. 9 - показано уплотнение, которое размещают на кромочной части стекла. Фиг. 10 - показано уплотнение, которое размещают на кромочной части каркаса. Дверь задка 1 транспортного средства включает в себя несколько штампованных панелей, например наружную 2 и внутреннюю 3, жестко соединенных между собой по кромочным частям 4 и 5, соответственно, с образованием кромочной части 6 каркаса 7, образующей оконный проем 9 перекрываемый с наружной стороны двери задка 1 стеклом 8, кромочная часть которого и кромочная часть 6 каркаса 7 в боковых зонах N двери задка 1 размещены в уплотнительном узле 10. Стекло 8 закреплено с помощью клеевого валика 11 по всему периметру оконного проема 9, причем в боковых зонах N двери задка 1 между кромкой 12 стекла 8 и кромкой 13 кромочной части каркаса 6 имеется зазор Z, размер которого определяется: где Z1 - расстояние между противоположными кромками 13 кромочной части 6 каркаса 7; Z2 - расстояние между противоположными кромками 12 стекла 8. В боковых зонах N двери задка 1 периферийная часть кромочной части 6 каркаса 7 выполнена в виде загнутого в сторону стекла 8 фланца 14. Кромочная часть 6 каркаса 7 может быть выполнена из жестко соединенных кромочных частей 4 и 5, соответственно, наружной 2 и внутренней 3 панелей как одинаковой так и разной длины. На фигуре 2 показан один из вариантов, где кромочные части 4 и 5 имеют различные длины, а именно кромочная часть 5 внутренней панели 3 имеет большую длину, чем кромочная часть 4 наружной панели 2, таким образом фланец 14 является периферийной частью кромочной части 5 внутренней панели 3. Такое выполнение обусловлено технологическими особенностями проектирования двери задка 1 транспортного средства. Уплотнительный узел 10 представляет собой как минимум два уплотнения 15 и 16, установленных раздельно на кромочной части каркаса 6, а именно на фланце 14, и кромочной части стекла 8, соответственно. Уплотнение 15 включает в себя C-образную часть поперечного сечения 17, на внутренней поверхности основной стенки 18 которой выполнен бортик 19, а на верхней части 20 выполнен выступающий элемент в виде отгиба 21, включающий в себя центральную 22 и кромочную 23 части. Уплотнение 15 с торцевых сторон содержит стенки 24 с вырезами 25, выполненными для возможности прохода отдельных элементов двери задка 1 при сборке. Бортик 19 выполнен по всей длине C-образной части поперечного сечения 17. Отгиб 21 выполнен по всей длине уплотнения 15. Уплотнение 15 установлено на фланце 14 с охватом нижней частью 26 наружной поверхности нижней части фланца 14, при этом центральная часть 22 отгиба 21 упирается во внутреннюю поверхность кромочной части 6 каркаса 7, а именно, в верхнюю часть фланца 14, а бортик 19 упирается в наружную поверхность основной стенки 18, чтобы создать распирающее усилие остаточной деформации, удерживающее уплотнение 15 в фиксированном положении. Уплотнение 16 включает в себя C-образную часть поперечного сечения 28 с выполненным на нижней части 29 бортиком 30, а на основной стенке 31 - выступающим элементом, представляющим собой профилированный герметизирующий участок 32 в виде лепестка с утолщенным концом. Бортик 30 выполнен по всей длине C-образной части поперечного сечения 28 и имеет определенную величину размера f, необходимую для выполнения требуемой толщины клеевого шва при монтаже стекла 8, которая достигается при касании последнего к каркасу 7 двери задка 1. Профилированный герметизирующий участок 32 выполнен по всей длине уплотнения 16. Уплотнение 16 размещено на стекле 8 с охватом C-образной частью поперечного сечения 28 кромочной части стекла 8, при этом профилированный герметизирующий участок 32 направлен к кромочной части 6 каркаса 7, а именно к фланцу 14 и частично перекрывает зазор Z. Уплотнения 15 и 16 размещены в заявляемом узле таким образом, что их выступающие элементы, а именно, отгиб 21 и профилированный герметизирующий участок 32, соответственно, направлены навстречу друг другу, взаимно перекрывают друг друга, и как следствие зазор Z. Таким образом это позволяет облегчить позиционирование стекла 8 при вклейке его в оконный проем 9 двери задка 1 в условиях массового производства, а также компенсировать отклонения стекла 8 и каркаса 7 двери задка 1, обусловленные технологией изготовления и сборки узла. Уплотнение 15 может быть изготовлено из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 80-90 ЕД, что обусловлено низкой остаточной деформацией после его монтажа на кромочную часть 6 каркаса 7, обеспечивает надежное его удержание на последней и хорошую атмосферостойкость. Уплотнение 16 может быть изготовлено из однородной резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 50-80 ЕД, а также из неоднородной резины или пластмассы, например C-образная часть поперечного сечения 28 с бортиком 30 изготовлена из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 70-80 ЕД, а профилированный герметизирующий участок 32 - из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 50-60 ЕД, что обусловлено низкой остаточной деформацией после монтажа уплотнения 16 на кромочную часть стекла 8, а также обеспечивает надежное его удержание на последней и хорошую атмосферостойкость.Формула изобретения
1. Дверь задка транспортного средства, включающая в себя несколько панелей, жестко соединенных между собой с образованием кромочной части каркаса, образующей оконный проем, перекрываемый стеклом, кромочная часть которого и кромочная часть каркаса в боковых зонах двери размещены в уплотнительном узле, отличающаяся тем, что уплотнительный узел представляет собой как минимум два уплотнения, имеющих в поперечном сечении С-образную часть и установленных раздельно на кромочной части каркаса и кромочной части стекла, с выполненным на каждом как минимум одном выступающем элементе, направленных навстречу друг другу и взаимно перекрывающих друг друга, причем выступающий элемент уплотнения, установленного на кромочной части каркаса, представляет собой отгиб, центральная часть которого упирается во внутреннюю поверхность кромочной части каркаса, а кромочная часть направлена к стеклу. 2. Дверь задка транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что на внутренней поверхности основной стенки С-образной части уплотнения, установленного на кромочной части каркаса, выполнен бортик, упирающийся в наружную поверхность кромочной части каркаса. 3. Дверь задка транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что на С-образной части уплотнения, установленного на кромочной части стекла, выполнен бортик, расположенный вблизи кромочной части каркаса. 4. Дверь задка транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что выступающий элемент уплотнения, размещенного на кромочной части стекла, представляет собой профилированный герметизирующий участок в виде лепестка с утолщением на конце. 5. Дверь задка транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что уплотнение, установленное на кромочной части каркаса, выполнено из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 80-90 ЕД. 6. Дверь задка транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что уплотнение, установленное на кромочной части каркаса, выполнено из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 50-80 ЕД. 7. Дверь задка транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что отгиб выполнен по всей длине уплотнения. 8. Дверь задка транспортного средства по п.2, отличающаяся тем, что бортик выполнен по всей длине С-образной части уплотнения, установленного на кромочной части каркаса. 9. Дверь задка транспортного средства по п.3, отличающаяся тем, что бортик расположен по всей длине С-образной части уплотнения, установленного на кромочной части стекла. 10. Дверь задка транспортного средства по п.3, отличающаяся тем, что С-образная часть с бортиком уплотнения, установленного на кромочной части стекла, выполнена из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 70-80 ЕД. 11. Дверь задка транспортного средства по п.4, отличающаяся тем, что профилированный герметизирующий участок выполнен по всей длине уплотнения. 12. Дверь задка транспортного средства по п.4, отличающаяся тем, что профилированный герметизирующий участок выполнен из резины или пластмассы с твердостью по ШОРу 50-60 ЕД.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10