Штангенциркуль бандажный
Реферат
Изобретение относится к измерительным приборам. Преимущественная область применения - устройства для измерения диаметров по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметров цельнокатаных колес железнодорожного подвижного состава. Штангенциркуль бандажный содержит скобу, соединяющую между собой соосно две штанги. На штангах в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены измерительные головки. Одна измерительная головка неподвижная, другая выполнена с возможностью перемещения в продольном направлении по отношению к штанге. Измерительные головки содержат опорные поверхности и наконечники. Подвижная измерительная головка также снабжена нониусом и стопорным механизмом, а штанга, на которой она установлена, - продольной направляющей и линейной шкалой с делениями и цифрами. Подвижная измерительная головка выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси штанги на угол 80 - 100o. Техническим результатом изобретения является возможность измерения с требуемой точностью диаметра по кругу катания бандажа колесных пар либо диаметра цельнокатаных колес непосредственно под локомотивом в процессе планового технического осмотра. Это позволяет сократить затраты на обслуживание и ремонт колесных пар, преждевременно выявлять наличие разности диаметров колес колесной пары, из-за которой происходит интенсивный односторонний износ гребней бандажей. 4 ил.
Изобретение относится к измерительным приборам, а именно к устройствам для измерения диаметров по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметров цельнокатаных колес железнодорожного подвижного состава.
Известен измеритель индикаторный диаметра колеса ИИДК-935-1260, состоящий из скобы, опирающейся при измерении в двух точках по кругу катания на колесо, и установленного на нее посередине между двумя опорными точками циферблатного индикатора. Данная скоба измеряет расстояние между хордой, условно проходящей через две опорные точки и точкой опирания циферблатного индикатора, лежащими на круге катания, при этом шкала индикатора проградуирована с учетом поправочного коэффициента на показания диаметра окружности, проходящей через три точки. ("Каталог нестандартного оборудования измерительного и поверочного инструмента для предприятий вагонного хозяйства", Центр "Транспорт" МПС РФ, Омск, 1999 г., стр. 41.) Недостатком известного измерителя является большая погрешность измерения. Любые микронеровности на поверхности катания сильно влияют на точность показаний измерителя. Он используется в основном для сравнительных замеров. Известна скоба ДК, предназначенная для измерения по кругу катания диаметров колесных пар локомотивов, принятая за прототип, состоящая из скобы, к концам которой присоединены две штанги, продольные оси которых соосны. На штангах, в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, укреплены подвижная и неподвижная бабки (головки) с наконечниками. На подвижной бабке имеется окно с нониусом и стопорный винт (стопорный механизм). На штанге, по которой перемещается подвижная бабка, имеется продольная направляющая, а также нанесена шкала с делениями и цифрами. (Скоба ДК. Паспорт Т 447.01.000 ПС., МПС, 1985 г.) Известная скоба позволяет замерять с требуемой точностью диаметр бандажей колесных пар по кругу катания при выкатке колесно-моторных блоков или колесных пар. Недостатком известной скобы является невозможность с ее помощью измерять диаметр колес непосредственно под локомотивом. Габарит скобы в плоскости, проходящей через подвижную и неподвижную бабки не позволяет провести скобу между колесной парой (с наружной стороны) и рамой тележки или между колесной парой (с внутренней стороны) и корпусом тягового двигателя. Техническим результатом настоящего изобретения является получение возможности измерять с требуемой точностью диаметр по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметр цельнокатаных колес непосредственно под локомотивом в процессе планового технического осмотра. Это позволит уменьшить деповские затраты на обслуживание и ремонт колесных пар, преждевременно выявлять наличие разности диаметров колес колесной пары, из-за которой происходит интенсивный односторонний износ гребней бандажей. Указанный технический результат достигается тем, что в штангенциркуле бандажном, содержащем скобу, соединяющую между собой соосно две штанги, на которых в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены подвижная и неподвижная в продольном по отношению к штангам направлении измерительные головки с опорными поверхностями и наконечниками, причем подвижная измерительная головка снабжена нониусом и стопорным механизмом, а штанга, на которой она установлена, - продольной направляющей и линейной шкалой с делениями и цифрами, одна из измерительных головок выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси штанги на угол 80-100o . На фиг. 1 изображен штангенциркуль бандажный; на фиг. 2 - вид A на фиг. 1; на фиг. 3 - штангенциркуль бандажный, одна из головок которого повернута на угол 90o; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3. Штангенциркуль бандажный состоит из скобы 1, соединяющей между собой соосно две штанги 2 и 3, на которых в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены подвижная 4 и неподвижная 5 в продольном по отношению к штангам 2 и 3 направлении измерительные головки с опорными поверхностями 6 и наконечниками 7, причем подвижная измерительная головка 4 снабжена нониусом 8 и стопорным механизмом 9, а штанга 2, на которой она установлена, - продольной направляющей 10 и линейной шкалой с делениями и цифрами (на фиг. не показаны), а одна из измерительных головок 4 или 5 выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси o-o штанг, соответственно 2 или 3 на угол 80-100o. Измерения штангенциркулем диаметров бандажей колесных пар под локомотивом или вагоном производят следующим образом. Измерительную головку 4 или 5, имеющую возможность поворота вокруг продольной оси o-o одной из штанг 2 или 3 поворачивают относительно этой продольной оси штанги на угол 80-100o (фиг. 3, 4). В таком положении габарит штангенциркуля в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы 1, позволяет ввести его между колесной парой и рамой тележки локомотива. Затем измерительную головку 4 или 5 поворачивают в обратную сторону в рабочее положение (фиг. 1, 2), штангенциркуль прижимают к внутренней поверхности бандажа либо обода цельнокатаного колеса опорными поверхностями 6 и перемещают подвижную измерительную головку 4 вдоль штанги 2 по направляющей 10, фиксируя размер наконечниками 7 в точках по кругу катания. В этом положении подвижную измерительную головку 4 стопорят от продольных перемещений вдоль штанги 2 при помощи стопорного механизма 9 и считывают с линейной шкалы штанги 2 размер диаметра колеса. Далее штангенциркуль вынимают в обратном порядке. Предложенный штангенциркуль прошел испытания и обеспечивает замеры диаметров по кругу катания бандажей колесных пар либо диаметров цельнокатаных колес непосредственно под локомотивом или вагоном.Формула изобретения
Штангенциркуль бандажный, содержащий скобу, соединяющую между собой соосно две штанги, на которых в плоскости, перпендикулярной плоскости скобы, установлены подвижная и неподвижная в продольном по отношению к штангам направлении измерительные головки с опорными поверхностями и наконечниками, причем подвижная измерительная головка снабжена нониусом и стопорным механизмом, а штанга, на которой она установлена, - продольной направляющей и линейной шкалой с делениями и цифрами, отличающийся тем, что одна из измерительных головок выполнена с возможностью поворота относительно продольной оси штанги на угол 80 - 100o.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4PC4A - Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Прежний патентообладатель:Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава Министерства путей сообщения Российской Федерации
(73) Патентообладатель:Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава"
Договор № РД0041905 зарегистрирован 10.10.2008
Извещение опубликовано: 20.11.2008 БИ: 32/2008