Колесный редуктор ведущего моста транспортного средства
Реферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Колесный редуктор содержит планетарную передачу, включающую установленную на полуоси 2 солнечную шестерню 1, водило 5, сателлиты 3, коронную шестерню 6, крышку 12 водила, упорную шайбу 9, упор 8 солнечной шестерни, регулировочную гайку 10, стопорную шайбу 11. Регулировочная гайка 11 выполнена с фиксирующим пазом и размещена в центральном отверстии водила 5. Стопорная шайба 11 выполнена с усами. Наружный ус шайбы 11 размещен в фиксирующем пазу водила 5, а внутренний ус - в фиксирующем пазу гайки 10. Крышка водила имеет ребра жесткости 13, прижимающие стопорную шайбу 11 к торцевой поверхности водила 5. Такое выполнение редуктора позволяет упростить регулировку зазора полуоси. 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на транспортных средствах.
Известен колесный редуктор ведущего моста транспортного средства, содержащий планетарную передачу, состоящую из солнечной шестерни, установленной на полуоси, сателлитов, расположенных в водиле передачи, и коронной шестерни, крышку водила и упор солнечной шестерни, где регулировка зазора полуоси осуществляется при помощи регулировочного болта, установленного в крышке водила (см. рекламные материалы фирмы IYECO, мост средний M-DAG DS 340 автомобиля "Магирус 290" или IYECO 330-30/380-30 AN/ANW). Недостатком известной конструкции является возможность утечки смазки из редуктора через резьбовое соединение регулировочного болта и крышки. Наиболее близким по совокупности существенных признаков к заявляемому техническому решению является колесный редуктор ведущего моста транспортного средства, содержащий планетарную передачу, состоящую из солнечной шестерни, установленной на полуоси, сателлитов, расположенных в водиле передачи, имеющем центральное отверстие, и коронной шестерни, крышку водила, упор солнечной шестерни и установленную в центральное отверстие водила регулировочную шайбу, зафиксированную от выпадения стопорным кольцом, при помощи которой осуществляется регулировка зазора полуоси (см. журнал "Revue Techigue diesel", N 186, 1994 год, стр. 102). Недостатком известной конструкции является сложность регулировки зазора полуоси, из-за необходимости подбора толщины регулировочной шайбы. Была поставлена задача упростить регулировку зазора полуоси. Поставленная задача решается за счет того, что в колесном редукторе ведущего моста транспортного средства, содержащем планетарную передачу, состоящую из солнечной шестерни, установленной на полуоси, сателлитов, расположенных в водиле передачи, имеющем центральное отверстие, и коронной шестерни, крышку водила, упорную шайбу, упор солнечной шестерни, водило выполнено с фиксирующим пазом и снабжено регулировочной гайкой и стопорной шайбой, при этом регулировочная гайка выполнена с фиксирующими пазами и размещена в центральном отверстии водила, выполненном резьбовым, а стопорная шайба выполнена с внутренним и наружным усами, причем наружный ус размещен в фиксирующем пазу водила, а внутренний - в фиксирующем пазу регулировочной гайки, кроме того, крышка водила выполнена с ребрами жесткости, прижимающими стопорную шайбу к торцевой поверхности водила. Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, позволил установить, что аналог, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного технического решения, не обнаружен. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволило установить совокупность существенных по отношению к техническому результату отличительных признаков в заявленном техническом решении, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию "новизна". Регулировку зазора полуоси осуществляют в основном при помощи регулировочной шайбы. Недостатком такой регулировки является ее сложность из-за необходимости подбора толщины регулировочной шайбы. Устранить этот недостаток можно при помощи регулировочной гайки, но при этом возникает необходимость в стопорении гайки, которую можно застопорить следующим образом: - использовать еще одну гайку (контргайку), но для этого необходимо увеличить длину резьбовой части, а это ведет к увеличению осевых габаритов моста, которые значительно ограничены на переднем управляемом ведущем мосту; - использовать стопорную шайбу, закрепленную самоконтрящимися болтами, но в этом случае из-за ограниченности места по площади водила невозможно установить болты; - использовать стопорную шайбу, установленную между регулировочной гайкой и опорной шайбой, но при этом возникает из-за неплотного прилегания постепенный износ стопорного уса и возможность его поломки. Заявляемое техническое решение является неочевидным для квалифицированных специалистов в данной области, так как оно разрешило следующее противоречие: с одной стороны, использование регулировочной гайки требует стопорения, а с другой стороны, значительно ограничены осевые габариты моста, необходимые для размещения стопорного элемента. Выполнение крышки водила с ребрами жесткости разрешило это противоречие. Следовательно, можно сделать вывод, что заявляемое техническое решение соответствует условию "изобретательский уровень". Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен колесный редуктор ведущего моста транспортного средства, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Колесный редуктор ведущего моста транспортного средства содержит планетарную передачу с прямозубыми цилиндрическими зубчатыми колесами, которая состоит из ведущей солнечной шестерни 1, расположенной на внешнем шлицевом конце полуоси 2, сателлитов 3, установленных на игольчатых подшипниках осей 4 водила 5. Саттелиты 3 входят в зацепление с зубьями коронной шестерни 6, установленной неподвижно на шлицах цапфы картера моста 7. В цапфе картера моста 7 установлен упор 8. Водило 5 имеет центральное резьбовое отверстие и фиксирующий паз. Для регулировки зазора между торцевой поверхностью солнечной шестерни 1 и упорной шайбой 9 в центральное резьбовое отверстие водила 5 ввинчена регулировочная гайка 10, на торцевой поверхности которой выполнены фиксирующие пазы. Для предотвращения отворачивания гайки 10 предназначена стопорная шайба 11, которая выполнена с наружным и внутренним усами. Крышка 12 водила 5 выполнена с ребрами жесткости 13. Сборку осуществляют следующим образом. В центральное резьбовое отверстие водила 5 ввинчивают регулировочную гайку 10 до обеспечения нужного зазора Б между упорной шайбой 9 и солнечной шестерней 1. После регулировки зазора устанавливается стопорная шайба 11, наружный ус которой фиксируется в пазу водила 5, а внутренний ус фиксируется в пазу регулировочной гайки 10. Затем ставится крышка 12 водила, ребра жесткости 13 которой прижимают стопорную шайбу 11 к торцевой поверхности водила 5. Заявленное техническое решение возможно реализовать на обычном технологическом оборудовании.Формула изобретения
Колесный редуктор ведущего моста транспортного средства, содержащий планетарную передачу, состоящую из солнечной шестерни, установленной на полуоси, сателлитов, расположенных в водиле, имеющем центральное отверстие, и коронной шестерни, крышку водила, упорную шайбу, упор солнечной шестерни, отличающийся тем, что водило выполнено с фиксирующим пазом и снабжено регулировочной гайкой и стопорной шайбой, при этом регулировочная гайка выполнена с фиксирующими пазами и размещена в центральном отверстии водила, выполненном резьбовым, а стопорная шайба выполнена с внутренним и наружным усами, причем наружный ус размещен в фиксирующем пазу водила, а внутренний - в фиксирующем пазу регулировочной гайки, кроме того, крышка водила выполнена с ребрами жесткости, прижимающими стопорную шайбу к торцевой поверхности водила.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2