Башмак тормозной с секционными колодками

Реферат

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в конструкции тормозов грузовых вагонов. Тормозной башмак содержит балансир с закрепленными на нем двумя поворотными секционными колодками и элементами для связи балансира с рычажной передачей подвагонной тележки в виде отверстия прямоугольной формы в его средней части. В средней части балансира, со стороны тормозных колодок, выполнено посадочное место для установки подвески рычажной передачи, а крепление этой подвески в балансире осуществляется с помощью чеки дугообразной формы. Пазы для установки чеки в балансире выполнены между осями тормозных колодок и отверстием прямоугольной формы балансира. Чека выполнена в форме части окружности с постоянным поперечным сечением. На концах чеки выполнены бурты, ограничивающие ее перемещение в пазах балансира. Чека имеет в своей нижней части элемент, фиксирующий ее относительно балансира, а в балансире у верхней части чеки установлен штифт, фиксирующий чеку относительно балансира. Техническим результатом от использования изобретения является повышение надежности и безопасности тормозной системы грузовых вагонов и обеспечение взаимозаменяемости с тормозными башмаками, применяемыми на этих вагонах. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в конструкции тормозов грузовых вагонов.

Известен колодочный тормоз рельсового подвижного состава (см. авт.свид. N 1330002 по кл. B 61 H 1/00, 15.08.87 г.), содержащий тормозную балку, на цапфах которой неповоротно укреплены тормозные башмаки с установленными на них симметричными колодками. При этом башмаки и колодки в концевых частях установлены с зазорами, длина которых не менее 1/3 длины сопрягаемой части колодки, причем отношение радиусов кривизны поверхностей башмака и колодки в области зазора равно 1,02-1,04.

Однако недостатком этого устройства является то, что в этой известной конструкции тормозная колодка имеет одну секцию, жестко закрепленную на тормозном башмаке, что снижает эффективность работы тормозов и ведет к повышенному износу тормозных колодок.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является тормозной башмак с секционными колодками (см. Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава. Справочник, В.И.Крылов, В.В.Крылов, В. Н. Ефремов, А.Т.Демушкин - М.: Транспорт, 1989 г., с. 360), содержащий балансир с двумя закрепленными на нем поворотными секционными колодками, которые позволяют смягчить тепловой режим при торможении и снизить удельное давление на колесо железнодорожного средства, что в конечном счете уменьшает износ колодок и повышает эффективность торможения в целом.

Существенным недостатком этого технического решения является то, что в его конструкции элементы для связи балансира с рычажной передачей не позволяют обеспечить установку башмака на грузовом вагоне, что существенно ограничивает область применения известного решения и, следовательно, снижает эффективность его использования на железнодорожном транспорте.

Целью предлагаемого изобретения является: создание тормозного башмака, обеспечивающего надежную и безопасную работу тормозной системы грузовых вагонов.

В предлагаемом устройстве, содержащем балансир с закрепленными на нем двумя поворотными секционными колодками и элементами для связи балансира с рычажной передачей подвагонной тележки, указанная цель достигается тем, что элементы для связи балансира с рычажной передачей выполнены в его средней части в виде отверстия прямоугольной формы. Одновременно в средней части балансира, со стороны тормозных колодок, выполнено посадочное место для установки подвески рычажной передачи, а крепление подвески в балансире осуществляется с помощью чеки дугообразной формы, причем пазы для установки чеки в балансире выполнены между осями тормозных колодок и отверстием прямоугольной формы балансира. Вышеназванная чека выполнена в форме части окружности с постоянным поперечным сечением. На концах этой чеки выполнены бурты, ограничивающие перемещение чеки в пазах балансира. Кроме того, чека имеет в своей нижней части элемент, фиксирующий ее относительно балансира, а в балансире у верхней части чеки установлен штифт, фиксирующий чеку относительно балансира.

Изобретательский уровень заявляемого технического решения подтверждается анализом вышеназванных существенных признаков с учетом всех видов общедоступных сведений и достижения конкретного технического результата.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где: на фиг. 1 изображен тормозной башмак с секционными колодками, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - тормозной башмак, установленный на рычажной передаче грузового вагона; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3 Предлагаемое устройство содержит балансир 1, на концах которого закреплены две поворотные секционные тормозные колодки 2 с помощью осей 3 и гаек 4. В средней части балансира 1 выполнено отверстие 5 прямоугольной формы для связи балансира 1 с рычажной передачей подвагонной тележки. Одновременно в средней части балансира 1 со стороны тормозных колодок 2 выполнено посадочное место 6 для установки подвески 7 рычажной передачи. Подвеска 7 закреплена в балансире 1 с возможностью поворота с помощью чеки 8 дугообразной формы.

Для установки чеки 8 имеются пазы 9, выполненные между осями 3 тормозных колодок 2 и отверстием 5 прямоугольной формы. Тарельчатые пружины 10 и шайбы 11, установленные на осях 3, служат для обеспечения фрикционного взаимодействия между балансиром 1 и тормозными колодками 2. Необходимое поджатие тарельчатых пружин 10 осуществляется с помощью гаек 4. На концах чеки 8 выполнены бурты 12 и 13, ограничивающие перемещение чеки 8 в пазах 9 балансира 1. Чека 8 имеет в своей нижней части элемент 14, фиксирующий ее относительно балансира 1. Кроме того, в балансире 1 у верхней части чеки 8 установлен штифт 15, фиксирующий чеку 8 относительно балансира 1.

Для крепления предлагаемого устройства на рычажной передаче подвагонной тележки балка 16 триангеля рычажной передачи вставлена в отверстие 5 прямоугольной формы в балансире 1 и зафиксирована с помощью шайбы 17 и гайки 16. При этом подвеска 7 размещена своей нижней частью в посадочном месте 6 в балансире 1, тогда как верхняя часть подвески 7 крепится на тележке вагона. Контакт тормозных колодок 2 с ободом 19 колеса вагона осуществляется периодически при подаче рабочего усилия на рычажную передачу.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. При подаче тормозного усилия на рычажную передачу подвагонной тележки балка 16 триангеля перемещает тормозные башмаки к ободу 19 колеса вагона, осуществляя фрикционное торможение колес вагона. Поскольку тормозные колодки 2 имеют возможность поворота вокруг осей 3, то при прижатии тормозных колодок 2 к ободам 19 колес вагона происходит самоустановка тормозных колодок 2 к ободам 19 колес вагона по всей поверхности охвата. При отпуске тормозов происходит возврат тормозных башмаков в первоначальное положение.

Применение предлагаемого устройства по сравнению с прототипом позволит: - повысить надежность и безопасность тормозной системы путем снижения износа тормозных колодок и повышения тормозной эффективности подвижного состава; - обеспечить взаимозаменяемость с применяемыми тормозными башмаками грузовых вагонов, что позволяет использовать его как для существующего подвижного состава, так и для вновь проектируемых конструкций.

Формула изобретения

1. Башмак тормозной с секционными колодками, содержащий балансир с закрепленными на нем двумя поворотными секционными колодками и элементами для связи балансира с рычажной передачей подвагонной тележки, отличающийся тем, что элементы для связи балансира с рычажной передачей выполнены в его средней части в виде отверстия прямоугольной формы, одновременно в средней части балансира, со стороны тормозных колодок, выполнено посадочное место для установки подвески рычажной передачи, а крепление подвески в балансире осуществляется с помощью чеки дугообразной формы, причем пазы для установки чеки в балансире выполнены между осями тормозных колодок и отверстием прямоугольной формы балансира.

2. Башмак по п. 1, отличающийся тем, что чека выполнена в форме части окружности с постоянным поперечным сечением.

3. Башмак по п.1, отличающийся тем, что на концах чеки выполнены бурты, ограничивающие перемещение чеки в пазах балансира.

4. Башмак по п.1, отличающийся тем, что чека имеет в нижней части элемент, фиксирующий ее относительно балансира.

5. Башмак по п.1, отличающийся тем, что в балансире у верхней части чеки установлен штифт, фиксирующий чеку относительно балансира.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4