Энергопоглощающая часть транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к задней части кузова автомобиля. Энергопоглощающая часть кузова транспортного средства содержит концевую часть кузова (3), наружную (2) и внутреннюю (1) панели. Внутренняя панель (1) имеет четыре точки крепления к кузову с помощью кронштейнов (4, 5), которые увеличивают жесткость конструкции, и точки крепления по верхним продольным полкам, совмещенные с точками крепления наружной панели, что облегчает установку бампера. Внутренняя панель (1) в средней части выполнена с ребрами распределения удара (11), а по верхней продольной полке в концевых частях - с ребрами жесткости (10). Технический результат заключается в повышении жесткости конструкции, увеличении энергопоглощающих свойств задней части транспортного средства и упрощении монтажа и демонтажа бампера. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к задней части кузова автомобиля.

Из уровня техники известно техническое решение конструкции кузова автомобиля с бампером (аналог - патент Японии 3-71290, кл. В 60 R 19/18, 19/24, публикация 12.11.91г., 2-1783), состоящей из кузова, балки бампера и расположенной между ними ударопоглощающей пластины, расположенной поперек кузова и по длине балки бампера. Балка бампера и пластина соединены кронштейнами, установленными друг от друга на определенном расстоянии с зазором, допускающим деформацию балки. Кузов и пластина соединены также кронштейнами с зазором, во избежание деформации пластины.

Применение такой конструкции повышает энергопоглощающие свойства кузова, но наличие пластины и крепежных элементов, фиксирующих детали кузова с зазором, ведет к дополнительной регулировке балки бампера и пластины и к удорожанию конструкции, что особенно актуально в массовом производстве.

Наиболее близким техническим решением к заявляемой конструкции относится конструкция задней части кузова с бампером (прототип - патент Германии 10041064 А1, кл. В 60 R 19/26, публ. 19.04.01г.), состоящая из концевой части кузова, включающая в себя задние лонжероны (17) и пластину (18), распределяющую удар, внутренней панели (23) желобообразного сечения, прикрепленной к кузову ударопоглощающими крепежными элементами (22) и наружной панели (24), выполненной из пластмассы и прикрывающей все элементы конструкции задней части.

Такая конструкция имеет хорошую энергопоглощающую способность, но выполнение концевой части кузова с плоской пластиной направляет воздействие удара на кузов и допускает деформацию кузова, а наличие крепежных элементов по концевым частям внутренней панели, оставляет среднюю часть панели, а следовательно, бампера без жесткого соединения с кузовом и без дополнительных энергогасящих элементов.

Задача изобретения направлена на повышение жесткости конструкции, увеличение энергопоглощающих свойств задней части транспортного средства и упрощения монтажа и демонтажа бампера.

Для решения поставленной задачи энергопоглощающая часть кузова транспортного средства содержит концевую часть кузова, наружную и внутреннюю панели. Внутренняя панель имеет четыре точки крепления к кузову с помощью кронштейнов, которые увеличивают жесткость конструкции, и точки крепления по верхним продольным полкам, совмещенные с точками крепления наружной панели, что уменьшает трудоемкость монтажа бампера. Внутренняя панель в средней части выполнена с ребрами распределения удара, а в концевых частях верхней продольной полки - с ребрами жесткости. Такая конструкция внутренней панели позволяет повысить энергопоглощающие свойства задней части кузова и упростить монтаж и демонтаж бампера.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 - общий вид задней части.

Фиг.2 - сечение А-А.

Фиг.3 - сечение Б-Б.

Заявляемая конструкция представляет собой внутреннюю (1) и наружную (2) панели бампера, которые соединены с концевой частью (3) кузова, выполненной коробчатым сечением.

Внутренняя (1) панель бампера имеет четыре точки крепления с кузовом (3) по средней зоне - с помощью двух кронштейнов (4) коробчатой формы и по концевым частям - с помощью еще двух кронштейнов (5), это позволяет эффективно гасить энергию удара по всей ширине энергопоглощающей части транспортного средства. Посредством кронштейнов (4, 5) к кузову крепится и наружная панель (2) (фиг.1, 3) в общих точках (6) крепления с внутренней панелью (1) болтовыми соединениями (7). Внутренняя (1) и наружная (2) панели имеют верхние продольные полки (8) и на них совмещенные, общие точки (9) крепления к кузову (3), по которым панели (1, 2) соединены также болтовыми соединениями с кузовом (фиг. 1, 2) и ,следовательно, внутренняя (1) панель является опорой для наружной панели (2) бампера.

Внутренняя (1) панель бампера выполнена из стали и имеет по верхней продольной полке (8) в концевых частях ребра жесткости (10), каждое из которых расширено по направлению к наружной панели (2). По средней зоне вертикальной плоскости панели (1) размещены ребра (11) распределения удара, для распределения энергии удара при столкновении. Такое выполнение внутренней панели (1) позволяет увеличить жесткость задней части транспортного средства и повысить ее энергопоглощающие свойства. На концевых частях вертикальной плоскости панели (1) выполнены отверстия (12) для буксирных проушин.

Совмещенные точки крепления панелей (1, 2) с концевой частью кузова (3) позволяют быстро произвести монтаж и демонтаж панелей (1, 2) бампера (например, после столкновения), уменьшая трудоемкость работы.

Во время столкновения с препятствием происходит деформация наружной панели (2) и первичное поглощение удара, потом энергию удара берет на себя внутренняя панель (1) и кронштейны (4, 5). При малых скоростях за счет своей коробчатой формы кронштейны (4), наружная панель (2) и стальная внутренняя панель (1) берут всю энергию гашения на себя. При высоких скоростях остаточную часть энергии удара гасит концевая часть кузова (3).

Формула изобретения

1. Энергопоглощающая часть транспортного средства, содержащая концевую часть кузова, внутреннюю панель бампера желобообразного сечения с крепежными элементами, открытой стороной обращенную к кузову, и наружную панель, отличающаяся тем, что наружная и внутренняя панели соединены по своим верхним продольным полкам и посредством дополнительных крепежных элементов, выполненных в виде кронштейнов коробчатой формы, болтовыми соединениями в общих точках крепления для каждой детали с концевой частью кузова, выполненной коробчатого сечения, причем на вертикальной поверхности средней зоны внутренней панели выполнены ребра распределения удара.

2. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя панель выполнена с ребрами жесткости по верхней продольной полке, каждое из которых расширено к наружной панели.

3. Энергопоглощающая часть транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что внутренняя панель выполнена с отверстиями для буксирной проушины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3