Опорно-возвращающее устройство тележек локомотива
Реферат
Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Опорно-возвращающее устройство тележек локомотива состоит из гнезда, подвижной опорной плиты, жестко присоединенной к корпусу, закрепленному на раме тележки и заполненному осевой смазкой. На корпусе установлен цилиндр с подвижно размещенным в нем поршнем, шток которого присоединен к подвижной опорной плите. Внутренняя полость корпуса при помощи трубопроводов связана с подпоршневой и надпоршневой полостями цилиндра. Упомянутые полости цилиндра снабжены дополнительными трубопроводами, концы которых через воздушный зазор примыкают к гребням колес колесной пары тележки. Перечисленные трубопроводы снабжены клапанами одностороннего пропускного действия осевой смазки. Технический результат – расширение эксплуатационных характеристик локомотива. 4 ил.
Предлагаемое изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции тепловозов и электровозов.
Известно опорно-возвращающее устройство тележек локомотива ТЭЗ и 2ТЭ10Л. (А.А. Камаев и др. Конструкция, расчет и проектирование локомотивов: Учебник. - М.: Машиностроение, 1981, с. 99-100, рис.64.) Такое устройство состоит из гнезда, передающего нагрузку от кузова тепловоза на верхнюю опорную плиту, опирающуюся на ролики, взаимодействующие с нижней опорной плитой, жестко закрепленной на раме тележки совместно с корпусом. Сам корпус заполнен осевой смазкой. Такое опорно-возвращающее устройство является достаточно эффективным и надежным, однако не обладает универсальностью, например, в части использования его накопительной емкости со смазкой для смазывания гребней колес колесных пар локомотива при входе в кривые пути. Поэтому в практике приходится использовать сложные по конструкции дополнительные устройства, не всегда работоспособные, для смазки гребней колес локомотивов, усложняющие их конструкцию в целом.
Известно также опорно-возвращающее устройство тележек локомотива 2ТЭ166 (Конструкция и динамика тепловозов. / Под ред. Иванова В.И. Изд. 2, доп. - М.: Транспорт, 1974, с.123, рис.75). Конструкция такого опорно-возвращающего устройства в целом аналогична вышеописанной, и поэтому недостатки их подобны.
Поэтому целью предлагаемого изобретения является расширение эксплуатационных характеристик локомотива и повышение долговечности гребней колес колесных пар тележек.
Поставленная цель достигается тем, что на корпусе опорно-возвращающего устройства установлен цилиндр с подвижно размещенным в нем поршнем, шток которого присоединен к подвижной опорной плите, внутренняя полость корпуса при помощи трубопроводов связана с подпоршневой и надпоршневой полостями цилиндра, причем упомянутые полости цилиндра снабжены дополнительными трубопроводами, концы которых через воздушный зазор примыкают к гребням колес колесной пары тележки, а перечисленные трубопроводы снабжены клапанами одностороннего пропускного действия осевой смазки.
На фиг.1 показано опорно-возвращающее устройство, вид сверху на тележку локомотива, на фиг.2 - его часть по стрелке А в разрезе, на фиг.3 - эта же часть при виде по стрелке В, также в разрезе; на фиг.4 - узел примыкания трубопровода к гребню колеса колесной пары тележки.
Опорно-возвращающее устройство тележек локомотива состоит из корпуса 1, жестко закрепленного на раме 2 тележки 3. В корпусе 1 расположена неподвижная опорная плита 4, контактирующая через ролики 5 с подвижной опорной плитой 6, на которой размещено гнездо 7. Опорная плита 6 с помощью шарнира 8 связана со штоком 9 поршня 10, подвижно расположенного в цилиндре 11, жестко закрепленного на корпусе 1. Надпоршневая полость 12 цилиндра 11 с помощью трубопровода 13, имеющего клапан 14, связана со внутренней полостью корпуса 1 и с помощью трубопровода 15, снабженного клапаном 16, через воздушный зазор контактирует с гребнем 17 колеса 18 колесной пары 19 тележки 3. Подпоршневая полость 20 цилиндра 11 трубопроводом 21, имеющим клапан 22, соединена с внутренней полостью корпуса 1, и трубопроводом 23, имеющим клапан 24, через воздушный зазор контактирует с гребнем 17 другого колеса 18 этой же колесной пары 19 тележки 3. Внутренняя полость корпуса 1 заполнена осевой смазкой 25.
Работает опорно-возвращающее устройство тележек локомотива следующим образом. При повороте тележки 3, который происходит в связи со входом локомотива в кривую пути, например, по стрелке Д (фиг.1), подвижная опорная плита 6 за счет ее фрикционной связи с гнездом 7 связанным с опорной частью кузова локомотива (на чертеже эта деталь не показана), как это имеет место в существующих конструкциях тепловозов, получает движение по стрелке Е, а так как подвижная опорная плита соединена со штоком 9, то и он совместно с поршнем 10 перемещается в этом же направлении. Следует отметить, что так как надпоршневая полость 12 цилиндра 11 связана трубопроводом 13 с внутренней полостью корпуса 1, а подпоршневая 20 - с ним же, но трубопроводом 21, то полости 12 и 20 постоянно заполнены осевой смазкой 25, которая, имея уровень выше, чем расположенный цилиндр 11, поступает в них, открывая клапаны 14 и 22 по стрелкам G и К. Перемещение поршня 10 по стрелке Е закрывает создающимся давлением осевой смазки 25, клапан 14, передвигая его в направлении, обратном стрелке К, но и одновременно воздействуя на клапан 16, перемещает его по стрелке L, заполняя трубопровод 15 осевой смазкой 25, подавая ее на поверхность гребня 17 колеса 18 колесной пары 19, что и обеспечивает попадание ее в зону трения гребня 17 с рельсом рельсового пути. Одновременно перемещение поршня 10 по стрелке Е позволяет за счет создаваемого им разрежения заполнять подпоршневую полость 20 цилиндра осевой смазкой 25, которая и поступает через открытый клапан 22 из корпуса 1. Как только тележка 3 локомотива, выходя из кривой пути, начинает поворачиваться в направлении, противоположном стрелке Д, поршень 10 перемещается в направлении, противоположном стрелке Е, что обеспечивает движение осевой смазки 25 в трубопровод 23, открывая при этом клапан 24 по стрелке М. Двигаясь по трубопроводу 23, осевая смазка 25 поступает к гребню 17 другого колеса 18 этой же колесной пары, что и позволяет ей попадать в зону трения этого гребня с рельсом. Движение же осевой смазки 25 в трубопровод 21 исключено, так как клапан 22 под ее действием перемещается в направлении, противоположном стрелке G. При этом такое движение поршня 10 обеспечивает закрытие клапана 16, исключая удаление смазки 25 из трубопровода 15 по направлению, противоположном стрелке L, и открытие клапана 14 по стрелке К, что создает условия по заполнению смазкой 25 надпоршневой полости 12 цилиндра 11. Как только тележка 3 выходит на прямолинейный участок пути, смазывание гребней 17 прекращается. В дальнейшем процесс подачи смазки 25 к гребням 17 колес 18 происходит подобно тому, как это описано выше при повороте тележки 3 не только по стрелке Д, но и по стрелке N.
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями очевидно, так как оно позволяет эффективно использовать опорно-возвращающее устройство в качестве привода механизма подачи смазки к гребням колес колесных пар локомотива при движении его в кривых.
Формула изобретения
Опорно-возвращающее устройство тележек локомотива, состоящее из гнезда, подвижной опорной плиты, роликов и неподвижной опорной плиты, жестко присоединенной к корпусу, закрепленному на раме тележки и заполненному осевой смазкой, отличающееся тем, что на корпусе установлен цилиндр с подвижно размещенным в нем поршнем, шток которого присоединен к подвижной опорной плите, внутренняя полость корпуса при помощи трубопроводов связана с подпоршневой и надпоршневой полостями цилиндра, причем упомянутые полости цилиндра снабжены дополнительными трубопроводами, концы которых через воздушный зазор примыкают к гребням колес колесной пары тележки, а перечисленные трубопроводы снабжены клапанами одностороннего пропускного действия осевой смазки.
РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4