Устройство для контроля тормозной сети подвижного состава

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к тормозному оборудованию подвижного состава и предназначено для использования при реализации контроля состояния пневматических сетей локомотива, вагонов и поезда в целом. Датчик перепада давления в главных резервуарах локомотива выполнен с реле-повторителем с переключающими контактами, а измеритель времени понижения давления на величину перепада - в виде задатчика временных интервалов, подключенного выходом через контакт реле-повторителя к счетчику импульсов. Задатчик нормативного расхода воздуха имеет выход на делитель. Одна группа переключающих контактов упомянутого реле-повторителя связана со счетчиком импульсов с возможностью запуска раздельного отсчета импульсов продолжительности падения и повышения давления в главных резервуарах в соответствии с работой компрессора, а вторая группа контактов - с делителем с возможностью его подключения попеременно к цифровым индикаторам показателя плотности и производительности компрессора. К счетчику импульсов подключен блок памяти фиксированного контрольного показателя плотности с элементом сравнения этого показателя с результатом текущего измерения. Выход блока памяти соединен с цифровым индикатором. Изобретение повышает безопасность движения за счет автоматизации контроля состояния пневматической сети и компрессорной установки. 2 ил.

Реферат

Предполагаемое изобретение относится к тормозному оборудованию локомотива, преимущественно к приборам безопасности, и предназначено для контроля состояния пневматических сетей локомотива, вагонов и поезда в целом.

Известно устройство для контроля тормозной сети подвижного состава (авторское свидетельство СССР №1512840, кл. В 60 Т 17/22, 1988), содержащее датчик перепада давления с реле-повторителем и его управляющим контактом, измеритель времени понижения давления на величину перепада, выполненный в виде задатчика временных интервалов, подключенного выходом через контакт реле-повторителя к счетчику импульсов; устройство отсчитывает число импульсов - время понижения давления в главных резервуарах локомотива на величину установленного перепада - и выдает результат контроля плотности по расходу сжатого воздуха в виде числа условных вагонов с нормированным расходом, которое сравнивается с фактическим числом вагонов в поезде с учетом показателя локомотива.

Недостатком известного устройства является его ограниченная функциональность, направленная только на определение показателей плотности по величине расхода сжатого воздуха.

Предлагается устройство для контроля тормозной сети подвижного состава, свободное от указанного недостатка и обладающее расширенными функциями за счет придания ему возможности контролировать состояние компрессорной установки по ее избыточной и абсолютной производительности, а также выявлять в автоматическом режиме отклонение показателя плотности пневматических сетей поезда на 20% в соответствии с требованиями п.9.4 Инструкции [1].

Такая расширенная функциональность достигается использованием реле с переключающими контактами, что позволяет устройству для контроля тормозной сети подвижного состава работать на отсчете показателей также в режиме работы компрессора, и введением блока памяти числа отсчитанных импульсов в режиме падения давления в главных резервуарах после отключения компрессора.

На фиг.1 приведена функциональная схема предлагаемого устройства для контроля тормозной сети подвижного состава, которое содержит датчик перепада давления 1 в главных резервуарах 9, реле-повторитель 2 с переключающими контактами 2.1 и 2.2, измеритель времени изменения давления на величину перепада, выполненный в виде задатчика 3 временных интервалов, выход которого подключен к счетчику импульсов 4 переключающими контактами 2.1 реле повторителя, задатчик 5 нормативного расхода воздуха на один вагон с выходом на делитель 6, который переключающими контактами 2.2 реле-повторителя 2 связан с цифровыми индикаторами 7.1 и 7.2, фиксирующими число нормативных по расходу воздуха вагонов; счетчик импульсов связан также с элементом памяти 10, имеющим выход на цифровой индикатор 11; датчик перепада давления 1 в позиции минимального давления замыкает цепь управления компрессора 8, который подает сжатый воздух в главный резервуар 9.

Компрессор локомотива работает в повторно - кратковременном режиме, циклограмма которого представлена на фиг.2. Запас сжатого воздуха из главных резервуаров после остановки компрессора расходуется на питание утечек из пневматических сетей подвижного состава (локомотива или поезда) за период времени tн=t2-t1 и затем компрессор при достижении в главном резервуаре давления Рн включается снова. За период времени tв=t3-t2 компрессор нагнетает сжатый воздух в главный резервуар и после достижения установленного максимального давления Рв датчик перепада выключает компрессор.

Устройство действует следующим образом.

В положении, представленном на фиг.1, силовая цепь компрессора выключена, происходит отсчет времени tн по нисходящей ветви циклограммы; после достижения минимального давления Рн происходит включение компрессора датчиком 1 и срабатывание реле 2. В процессе понижения давления в главных резервуарах задатчик 3 формирует временные интервалы, поступающие на вход счетчика импульсов 4 через переключающие контакты 2.1. После срабатывания реле результат отсчета временных интервалов от счетчика 4 и величина нормативного расхода сжатого воздуха от задатчика 5 поступает на делитель 6, который вычисляет показатель плотности тормозной сети. Контакты 2.2 реле замыкаются на цифровой индикатор 7.2, где высвечивается показатель плотности пневматических сетей подвижного состава в виде числа вагонов с нормированным расходом (локомотива Nл или поезда Nn).

Делитель 6 производит вычисление показателя плотности (например, поезда Nn) по формуле

где V - объем главных резервуаров; q0 - нормированный расход сжатого воздуха на один условный вагон.

Предлагаемое устройство для контроля тормозной сети подвижного состава не ограничивается контролем плотности подвижного состава. После включения компрессора контакты 2.1 реле-повторителя 2 включают отсчет времени tв по восходящей ветви циклограммы; после достижения максимального давления Рв происходит выключение компрессора датчиком 1 и обесточивание реле 2; контакты 2.2 реле замыкаются на цифровой индикатор 7.1, где высвечивается показатель производительности компрессора 8 локомотива в виде числа вагонов Nк с нормированным расходом сжатого воздуха.

Делитель 6 производит вычисление показателя производительности компрессора по формуле

Полученный результат Nк представляет собой избыточную производительность компрессора, т.е. количество условных вагонов, которое может еще обеспечить компрессор сжатым воздухом.

Разность (Рвн), необходимая для вычисления показателя плотности Nn и производительности компрессора Nк, определяется датчиком (реле) перепада давления 1 в главном резервуаре 9.

В соотношениях (1) и (2) произведение (Рвн)V является постоянной величиной для определенного типа локомотива, под который настраивается делитель 6. Поэтому функциональным назначением блока 6 является деление постоянной величины (Рвн)V на показатель нормированного расхода q0 сжатого воздуха на один условный вагон и результат отсчета импульсов счетчиком 4.

В процессе работы компрессор не только заполняет главные резервуары сжатым воздухом, но и компенсирует расход сжатого воздуха на утечки.

Придание устройству для контроля тормозной сети подвижного состава дополнительной функции расчета показателя расхода на восходящей ветви циклограммы позволяет также определить абсолютную производительность компрессора [Nк] и в поезде, и на одном локомотиве

или

Определив производительность компрессора в виде числа условных вагонов, можно определить стандартную производительность в принятых единицах измерения (м3/мин) по формуле

Расход на один условный вагон составляет 20 л/мин, поэтому абсолютная производительность компрессорной установки составит

ПК=0,02×[Nк] м3/мин.

Выявление нормативного отклонения показателя плотности пневматических сетей поезда производится следующим образом. В элемент памяти 10 вводится команда запоминания последнего измеренного контрольного показателя tн и постоянного сравнения его с результатом текущего измерения; при отклонении текущего показателя на 20% от фиксированного в памяти контрольного показателя сигнал от делителя 6 передается в блок памяти 10 и запускает мигающий режим цифрового индикатора 11, на котором попеременно высвечиваются значения текущего и фиксированного в памяти показателя tн.

Источники информации

1. Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. 2002 г.

Устройство для контроля тормозной сети подвижного состава, содержащее датчик перепада давления в главных резервуарах локомотива с реле-повторителем и его управляющим контактом, измеритель времени понижения давления на величину перепада, выполненный в виде задатчика временных интервалов, подключенного выходом через контакт реле-повторителя к счетчику импульсов, задатчик нормативного расхода воздуха с выходом на делитель, отличающееся тем, что в нем применено реле-повторитель с переключающими контактами, одна группа которых связана со счетчиком импульсов с возможностью запуска раздельного отсчета импульсов продолжительности падения и повышения давления в главных резервуарах в соответствии с работой компрессора, а вторая группа контактов реле-повторителя связана с делителем с возможностью его подключения попеременно к цифровым индикаторам показателя плотности и производительности компрессора, к счетчику импульсов подключен блок памяти фиксированного контрольного показателя плотности с элементом сравнения этого показателя с результатом текущего измерения, при этом выход блока памяти соединен с цифровым индикатором.