Система сбора и обработки информации для централизованной охраны транспортных средств и объектов недвижимости
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к технике централизованной охраны транспортных средств (ТС) и объектов недвижимости. Внутри охраняемых зданий установлены стационарные комплексы охранной сигнализации. В каждом из них предусмотрены охранные извещатели, связанные с помощью шлейфов с прибором приемно-контрольным, к которому подключены стационарное устройство оконечное радиоканальное, выполненное с возможностью передачи сообщений по радиоретрансляционной сети, стационарный передатчик сотовой сети, выполненный с возможностью передачи сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, и устройство оконечное телефонное. Имеется также радиоприемное устройство. На припаркованных около охраняемых зданий ТС установлены возимые комплексы охранной сигнализации. Каждый из них содержит охранные извещатели, связанные с контроллером, который подключен к возимому устройству оконечному, выполненному с возможностью передачи сообщений по радиоретрансляционной сети, к возимому передатчику сотовой сети, выполненному с возможностью передачи извещений по стандартной сотовой сети подвижной связи, и к блоку спутниковой навигации. Имеется также радиопередающее устройство, выполненное с возможностью передачи на высокочастотной несущей сообщений об изменениях состояния возимого комплекса охранной сигнализации к радиоприемному устройству стационарного комплекса охранной сигнализации. Центр сбора и обработки информации содержит последовательно соединенные приемник сотовой сети, выполненный с возможностью приема сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, и пультовое оконечное устройство, выполненное с возможностью приема сообщений из радиоретрансляционной сети и передачи принятых извещений на пульт централизованного наблюдения. В последний входят адаптер ввода информации, процессор обработки информации и блок хранения карты-схемы района. Процессор осуществляет обработку картографической информации и отображает на карте-схеме района местоположения припаркованного около охраняемого здания ТС. Изобретение позволяет расширить класс охраняемых объектов за счет включения в него припаркованных у зданий ТС. При этом в случае угона ТС рассматриваемая система обеспечивает его мониторинг и иформационную поддержку операции "перехват" в масштабах городской территории. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к системам охранной сигнализации и может быть использовано для централизованной охраны транспортных средств (ТС) и объектов недвижимости (квартир, коттеджей, дач) с использованием сил и средств вневедомственной охраны.
Системы охранной сигнализации относятся к техническим средствам охраны, применяемым подразделениями вневедомственной охраны, и включают в себя следующие основные узлы: установленные на охраняемых объектах датчики (охранные извещатели), связанные с помощью шлейфов охранной сигнализации с одним или несколькими приборами приемно-контрольными, пульт централизованного наблюдения (ПЦН) и систему передачи извещений, связывающую прибор приемно-контрольный с ПЦН (например, "Справочник инженерно-технических работников и электромонтеров технических средств охранно-пожарной сигнализации", Москва, МВД России, 1997).
Эксплуатация систем охранной сигнализации и реагирование подразделений вневедомственной охраны на попытки проникновения на охраняемые объекты осуществляются в соответствии с "Наставлением", утвержденным приказом МВД России от 16 августа 2003 года №647.
Согласно пункту 5.2 указанного "Наставления", для оборудования объектов охраны должны использоваться технические средства охраны, включенные в ежегодно утверждаемый руководством вневедомственной охраны "Перечень технических средств, разрешенных к применению во вневедомственной охране (в текущем году)", далее "Перечень". При отсутствии в "Перечне" какого-либо технического средства охраны с необходимыми для защиты объекта характеристиками допускается, по согласованию с вневедомственной охраной, использовать другие технические средства, имеющие российские сертификаты соответствия (как правило, требуются сертификаты соответствия, полученные в соответствующих сертификационных органах МВД и МЧС России).
Как показывает анализ последнего (за 2004 год) выпуска вышеупомянутого "Перечня" (П 78.36.001-2004), основное место в нем занимают технические средства охраны стационарных объектов (объектов недвижимого имущества юридических и физических лиц). Технические средства охраны подвижных объектов представлены лишь двумя средствами - системами мониторинга автотранспортных средств "Арго-Страж" (НС.468239.010 ТУ) и "Алмаз" (ТУ 322110-095-011814181-02).
Как объект охраны подвижный объект принципиально отличается от объекта недвижимости тем, что у него отсутствует постоянный "адрес". Это существенно затрудняет выполнение организационно-штатных процедур, принятых во вневедомственной охране при охране объектов недвижимости. В отличие от объектов недвижимости, подвижный объект может изменять свое местоположение. Для определения текущего местоположения подвижного объекта, например ТС, в составе технических средств охраны должны быть специальные средства, обеспечивающие возможность такого определения. Если текущее местоположение ТС определено и отображено на электронной карте-схеме, то появляется возможность "привязать" местонахождение ТС к местонахождению объектов недвижимости с известными адресами. Так, в обеих вышеупомянутых системах мониторинга автотранспортных средств ("Арго-Страж" и "Алмаз") для определения текущего местоположения ТС на его борту используются сигналы глобальных спутниковых систем навигации (GPS и ГЛОНАСС). Полученная на борту ТС координатная информация передается по каналам сотовых сетей связи стандарта GSM 900/1800 в центр контроля и управления ("Перечень" П 78.36.001-2004, с.45, 46).
В системе "Арго-Страж" терминальное оборудование, установленное на борту ТС, позволяет: определять местонахождение ТС, контролировать состояние охранных извещателей и устройств сигнализации (до 8 входов), в автономном режиме или по командам из центра контроля и управления воздействовать на функциональные узлы ТС и управлять исполнительными устройствами (до 8 выходов), с заданной периодичностью передавать в центр контроля и управления текущие координаты, проводить автоматическое тестирование узлов системы с протоколированием полученных результатов, обеспечивать организацию канала речевой связи центра контроля и управления с бортом ТС. Центр контроля и управления обеспечивает мониторинг всех терминальных устройств, установленных на охраняемых ТС, регулярно опрашивает терминальные устройства на предмет их жизнедеятельности, накапливает и обрабатывает информацию, поступающую от терминальных устройств.
Терминальное устройство системы "Алмаз" позволяет: определять местоположение ТС, контролировать состояние охранных извещателей и устройств сигнализации, установленных на борту ТС (до 8 входов), передавать в центр контроля и управления сигнал тревоги при срабатывании сигнализации или при попытке воздействия на терминальное устройство. Центр контроля и управления обеспечивает: обработку запросов по постановке на охрану и снятию с нее охраняемых ТС, визуализацию в реальном масштабе времени информации о местонахождении и текущем состоянии ТС в тревожной ситуации, накопление и сохранение всей полученной информации.
Аналогично построены и другие известные системы мониторинга и поиска ТС ("Цезарь Сателлит", "Старком", "Андромеда", "Талисман" и другие), также использующие GPS-приемник и GSM-каналы связи. Хотя они и не входят в вышеупомянутый "Перечень" П 78.36.001-2004, но достаточно хорошо известны пользователям автотранспортных средств (например, обзор "Развитие рынка систем поиска и возврата угнанных автомобилей в России", "Мастер 12 Вольт", №47, с.69-80).
Общим техническим ограничением для их применения в подразделениях вневедомственной охраны является возможность подавления преднамеренными помехами ("глушения") GSM-каналов. Использование злоумышленниками средств противодействия стандартным сотовым сетям подвижной связи стало реальностью после поступления на коммерческий рынок малогабаритных джаммеров - постановщиков помех. Так, согласно рекламной информации израильской фирмы NetLine, выпускаемый этой фирмой джаммер С-Guard LP способен "глушить" сотовую сеть подвижной связи практически всех используемых в настоящее время стандартов в любых используемых частотных диапазонах. При средней мощности излучения (5÷50) мВт и весе не более 0,6 кг это устройство обеспечивает эффективное "глушение" абонентских терминалов стандартных сотовых сетей подвижной связи в радиусе (5÷80) м вокруг себя.
Для повышения помехоустойчивости и надежности работы систем мониторинга подвижных объектов, наряду со стандартной сотовой сетью подвижной связи, применяют специализированные радиоретрансляционные сети с помехоустойчивым сигналом.
Примером построения подобного рода систем является система мониторинга "Аркан", эксплуатируемая в настоящее время в Санкт-Петербурге (Обзор "Технические средства для организации охраны автотранспорта", НИЦ "Охрана", Москва, 2004, с.19-30). В состав данной системы входят стационарная и мобильная компоненты, а также подсистема управления и связи.
Стационарная компонента включает в себя центральный пункт управления и периферийные стационарные пункты (ПСП).
Мобильная компонента содержит терминальные устройства, устанавливаемые на охраняемых подвижных объектах и на ТС сил быстрого реагирования.
Подсистема управления и связи включает в себя: аппаратно-программные средства, реализующие территориально-распределенную вычислительную сеть; распределенную базу данных; аппаратно-программные средства управления мобильной компонентой; аппаратно-программные средства взаимодействия с диспетчерским центром сил быстрого реагирования.
Сетью ПСП осуществляется радиослежение в выделенной полосе частот (150; 300 кГц). При обнаружении излучения с борта охраняемого объекта одним (или несколькими) ПСП измеряются его энергетические и координатно-информативные параметры, уточняется рабочая частота, фиксируется время измерения и определяется направление на источник излучения. Результаты измерений перечисленных характеристик передаются в центральный пункт управления по помехозащищенным каналам связи. В центральном пункте управления по совокупности информации, полученной от нескольких ПСП, осуществляется идентификация охраняемого подвижного объекта и одновременно определяется его местоположение. При этом не исключается применение на борту ТС и средств спутниковой навигации (GPS-приемников). По результатам идентификации объекта принимается решение о его принадлежности: либо к охраняемым объектам, либо к ТС сил быстрого реагирования. При обнаружении факта несанкционированного изменения состояния охраняемого объекта (например, проникновения в него посторонних лиц) об этом извещается диспетчерский центр сил быстрого реагирования. Если диспетчерским центром сил быстрого реагирования принято решение о задержании указанного объекта, то центр управления системой обеспечивает наведение на охраняемое ТС сил быстрого реагирования.
Аналогичные системе "Аркан" радиоканальные системы тревожной сигнализации для централизованной охраны ТС и объектов недвижимости описаны в патентах RU № 2182088, В 60 R 25/00; RU № 2201363, В 60 R 25/10, G 08 В 25/08; RU № 2220859, В 60 R 25/00, G 08 В 25/00; RU № 2231458, В 60 R 25/00, G 08 B 25/10.
Достоинством вышеупомянутых систем является универсальность их схемы построения и глобальная зона действия, позволяющие решать задачи охраны большого количества как подвижных, так и неподвижных объектов, находящихся в любой точке города и его окрестностей. К примеру, полнота охвата территории Санкт-Петербурга и его окрестностей зоной действия системы "Аркан" составляет 95-97%, а общее количество объектов, которые могут быть поставлены под охрану, примерно 100000 ("Технические средства для организации охраны автотранспорта", НИЦ "Охрана", Москва, 2004, с.25).
Платой за указанную универсальность является сложность и большие капитальные затраты, необходимые для развертывания и эксплуатации указанных систем.
В то же время подавляющее большинство комплексов охранной сигнализации, находящихся на вооружении подразделений вневедомственной охраны, имеют локальную зону действия и не предназначены для централизованной охраны подвижных объектов. Как правило, объектами охраны являются отдельные помещения, содержащие материальные или другие ценности, или комплексы помещений, рассредоточенные в пределах одного или нескольких зданий, объединенных общей территорией ("Справочник инженерно-технических работников и электромонтеров технических средств охранно-пожарной сигнализации", Москва, МВД России, 1997).
Общим признаком для всех указанных объектов является наличие конкретного адреса, указываемого в договоре на охрану данного объекта. Подразделения вневедомственной охраны, имеющие в своем составе ТС быстрого реагирования, рассредоточены по территории города и его окрестностей и находятся на таких расстояниях от охраняемых объектов, которые позволяют им в случае тревоги вовремя прибыть на охраняемый объект (по нормативу в течение времени от пяти до семи минут).
Указанное выше противоречие между традиционной территориально распределенной структурой организации сил и средств вневедомственной охраны и требованием централизации охраны подвижных объектов в масштабах региона препятствует широкому внедрению технических средств охраны автотранспорта подразделениями вневедомственной охраны.
Указанный недостаток отличает и радиоканальную систему тревожной сигнализации по патенту RU № 2201363, В 60 R 25/10, G 08 В 25/08, выбранную в качестве прототипа настоящего изобретения.
Указанная система содержит установленные внутри охраняемых зданий стационарные комплексы охранной сигнализации, каждый из которых включает в себя охранные извещатели стационарные, связанные с помощью шлейфов с прибором приемно-контрольным, к первому и второму выходам которого подключены, соответственно, устройство оконечное радиоканальное, выполненное с возможностью передачи извещений по радиоретрансляционной сети, и передатчик сотовой сети, выполненный с возможностью передачи извещений по стандартной сотовой сети подвижной связи, например по GSM-сети. Система содержит также установленные на охраняемых ТС возимые комплексы охранной сигнализации. Каждый из них содержит охранные извещатели возимые, связанные с контроллером, первый выход которого подключен ко входу возимого устройства оконечного, выполненного с возможностью передачи извещений по радиоретрансляционной сети. В состав данной системы входит, кроме того, центр сбора и обработки информации, содержащий последовательно соединенные приемник сотовой сети, выполненный с возможностью приема извещений по стандартной сотовой сети подвижной связи, например по GSM-сети, и пультовое оконечное устройство, выполненное с возможностью приема извещений по радиоретрансляционной сети и передачи принятых извещений на ПЦН. ПЦН содержит адаптер ввода информации, первый вход которого служит для подключения к выходу пультового оконечного устройства, а выход подключен к сигнальному входу процессора обработки информации.
Идея настоящего изобретения заключается в использовании того факта, что штатные оконечные устройства, размещенные на охраняемых вневедомственной охраной объектах недвижимости, помимо информации о состоянии охраняемых помещений, могут передавать на ПЦН информацию о состоянии ТС, припаркованных около этих объектов недвижимости. Эксперименты по передаче тревожных извещений с борта ТС на стационарный комплекс охранной сигнализации успешно проведены в НИЦ "Охрана" с использованием серийно выпускаемой предприятием-заявителем аппаратуры охранной сигнализации "REEF PAGE" модель RP-101RS. По результатам этих экспериментов разработаны "Рекомендации по подключению и эксплуатации систем централизованной охраны автотранспортных средств, припаркованных около зданий" (Обзор "Технические средства для организации охраны автотранспорта", Москва, НИЦ "Охрана" ГУВО МВД России, 2004, с.31-51). Настоящее изобретение является системой, реализующей указанные рекомендации по централизованной охране ТС и объектов недвижимости.
Предметом изобретения является система сбора и обработки информации для централизованной охраны ТС и объектов недвижимости, содержащая установленные внутри охраняемых зданий стационарные комплексы охранной сигнализации, каждый из которых включает в себя охранные извещатели стационарные, связанные с помощью шлейфов с прибором приемно-контрольным, который связан со стационарным приемопередатчиком сотовой сети, выполненным с возможностью приема и передачи сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, а к выходу прибора приемно-контрольного подключено стационарное устройство оконечное радиоканальное, выполненное с возможностью передачи сообщений по радиоретрансляционной сети, а также установленные на припаркованных около охраняемых зданий ТС возимые комплексы охранной сигнализации, каждый из которых содержит охранные извещатели возимые, связанные с помощью шлейфов с контроллером, первый выход которого подключен ко входу возимого устройства оконечного, выполненного с возможностью передачи сообщений по радиоретрансляционной сети, а второй выход - ко входу возимого передатчика сотовой сети, выполненного с возможностью передачи сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, и центр сбора и обработки информации, содержащий последовательно соединенные приемник сотовой сети, выполненный с возможностью приема сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, и пультовое оконечное устройство, выполненное с возможностью приема сообщений по радиоретрансляционной сети, выход которого подключен к первому входу ПЦН, в состав которого входит процессор обработки информации и адаптер ввода информации, вход которого является первым входом ПЦН, а первый выход подключен к сигнальному входу процессора обработки информации, - при этом в возимый комплекс охранной сигнализации введены радиопередающее устройство, выполненное с возможностью передачи на высокочастотной несущей сообщений об изменениях состояния возимого комплекса охранной сигнализации, и блок спутниковой навигации, выполненный с возможностью приема и обработки сигналов глобальной спутниковой системы навигации, в стационарный комплекс охранной сигнализации введены радиоприемное устройство, выполненное с возможностью приема от соответствующего радиопередающего устройства на высокочастотной несущей сообщений о состоянии возимого комплекса охранной сигнализации, и устройство оконечное телефонное, выполненное с возможностью передачи сообщений по телефонной сети, а в центр сбора и обработки информации введен блок хранения карты-схемы района, при этом прибор приемно-контрольный выполнен с дополнительным входом, к которому подключен выход радиоприемного устройства, и с дополнительным выходом, к которому подключен вход устройства оконечного телефонного, контроллер выполнен с дополнительным входом, к которому подключен выход блока спутниковой навигации, и с дополнительным выходом, к которому подключен вход радиопередающего устройства, адаптер ввода информации выполнен с возможностью приема сообщений по телефонной сети, а его второй выход, являющийся выходом ПЦН, соединен со входом блока хранения карты-схемы района, выход которого соединен со вторым входом ПЦН, являющимся картографическим входом процессора обработки информации, выполненного с возможностью обработки картографической информации и отображения на карте-схеме района местоположения припаркованного около охраняемого здания ТС.
Частными существенными признаками заявленного технического решения являются следующие.
Введенные в возимый комплекс охранной сигнализации - радиопередающее устройство, а в стационарный комплекс охранной сигнализации - радиоприемное устройство являются, соответственно, передатчиком и приемником автомобильной системы оповещения - автопейджера.
Введенные в возимый комплекс охранной сигнализации - радиопередающее устройство, а в стационарный комплекс охранной сигнализации - радиоприемное устройство являются, соответственно, передатчиком и приемником hopping-сигнала.
Задачей настоящего изобретения является увеличение количества объектов, которые могли бы охранять подразделения вневедомственной охраны без существенной ломки своей организационно-штатной структуры, за счет обеспечения возможности охраны ТС, припаркованных около охраняемых зданий.
Обеспечиваемый технический результат заключается в реализации доставки информации о состоянии возимого комплекса охранной сигнализации, установленного на припаркованном около охраняемого здания ТС, до ПЦН с использованием размещенного в этом здании стационарного комплекса охранной сигнализации.
Суть изобретения поясняется на фиг.1-5.
Фиг.1 иллюстрирует общий принцип построения рассматриваемой системы.
На фиг.2 приведена структурная схема построения стационарного комплекса охранной сигнализации.
На фиг.3 приведена структурная схема построения возимого комплекса охранной сигнализации.
На фиг.4 приведена структурная схема построения центра сбора и обработка информации.
На фиг.5 показан вид экрана монитора, на котором на фоне фрагмента карты-схемы района в сопровождении поясняющей текстовой информации специальным маркером (крестом) обозначено местоположение ТС, припаркованного во дворе дома.
На приведенных чертежах использованы следующие обозначения: 1 - стационарный комплекс охранной сигнализации; 2 - охранные извещатели стационарные; 3 - прибор приемно-контрольный; 4 - центр сбора и обработки информации; 5 - стационарный приемопередатчик сотовой сети; 6 - стационарное устройство оконечное радиоканальное; 7 - устройство оконечное телефонное; 8 - возимый комплекс охранной сигнализации; 9 - охранные извещатели возимые; 10 - контроллер; 11 - возимый передатчик сотовой сети; 12 - возимое устройство оконечное; 13 - радиопередающее устройство; 14 - радиоприемное устройство; 15 - блок спутниковой навигации; 16 - приемник сотовой сети; 17 - пультовое оконечное устройство; 18 - адаптер ввода информации; 19 - ПЦН; 20 - процессор обработки информации; 21 - блок хранения карты-схемы района.
Рассматриваемая система сбора и обработки информации для централизованной охраны ТС и объектов недвижимости (фиг.1) содержит установленные внутри охраняемых зданий стационарные комплексы 1 охранной сигнализации (фиг.2), каждый из которых включает в себя охранные извещатели 2 стационарные, связанные с помощью шлейфов охранной сигнализации с прибором 3 приемно-контрольным. Прибор 3 приемно-контрольный связан со стационарным приемопередатчиком 5 сотовой сети, выполненным с возможностью приема и передачи сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, например по GSM-сети, а к выходам прибора 3 приемно-контрольного подключены стационарное устройство 6 оконечное радиоканальное, выполненное с возможностью передачи сообщений по радиоретрансляционной сети, и устройство 7 оконечное телефонное, выполненное с возможностью передачи извещений по телефонной сети. При этом дополнительный вход прибора 3 приемно-контрольного подключен к выходу радиоприемного устройства 14. Система содержит, кроме того, установленные на припаркованных около охраняемых зданий ТС возимые комплексы 8 охранной сигнализации (фиг.3), каждый из которых содержит охранные извещатели 9 возимые, связанные с помощью шлейфов с контроллером 10, соответствующие выходы которого подключены ко входам возимого устройства 12 оконечного, выполненного с возможностью передачи сообщений по радиоретрансляционной сети, и возимого передатчика 11 сотовой сети, выполненного с возможностью передачи сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, например по GSM-сети. В состав возимого комплекса 8 охранной сигнализации входит также радиопередающее устройство 13, подключенное к одному из выходов контроллера 10 и выполненное с возможностью формирования и излучения высокочастотного сигнала, несущего сообщения об изменениях состояния охраняемого ТС. Ко входу контроллера 10 подключен блок 15 спутниковой навигации, выполненный с возможностью приема и обработки сигналов глобальной спутниковой системы навигации, например GPS.
Кроме того, рассматриваемая система содержит центр 4 сбора и обработки информации (фиг.4), включающий в себя последовательно соединенные приемник 16 сотовой сети, выполненный с возможностью приема сообщений по стандартной сотовой сети подвижной связи, например по GSM-сети, и пультовое оконечное устройство 17, выполненное с возможностями: приема сообщений по радиоретрансляционной сети, формирования из сообщений, поступивших на его входы, извещений об изменении состояния охраняемого объекта и передачи указанных извещений на вход ПЦН 19. ПЦН 19 содержит адаптер 18 ввода информации, выполненный с возможностью приема сообщений по телефонной сети, и процессор 20 обработки информации. Сигнальный вход процессора 20 обработки информации подключен к первому выходу адаптера 18 ввода информации, а картографический вход - к выходу блока 21 хранения карты-схемы района, вход которого подключен ко второму выходу адаптера 18 ввода информации. При этом процессор 20 обработки информации выполнен с возможностью обработки картографической информации и отображения местоположения охраняемого здания и припаркованного около него ТС на карте-схеме района (фиг.5).
Все показанные на фиг.1-4 функциональные узлы выпускаются серийно, причем большинство из них используется в автомобильных охранно-противоугонных комплексах и в аппаратуре радиоканальных охранных систем для объектов недвижимости, производимых предприятием-заявителем. Подробная информация о них приведена в соответствующих каталогах продукции предприятия-заявителя (000 "Альтоника") и на сайте указанного предприятия www.altonika.ru.
Так, например, в качестве стационарного комплекса 1 охранной сигнализации может использоваться централизованная охранная система "REEF STRING-200" модели RS-200 (сертификат соответствия № РОСС RU.ME30.B.01020), в которой предусмотрено до четырех шлейфов охранной сигнализации. Роль стационарного устройства 6 оконечного радиоканального выполняет в нем передатчик RS-200T.
В качестве возимого комплекса 8 охранной сигнализации может быть использована одна из серийно выпускаемых предприятием-заявителем автомобильных систем тревожной сигнализации семейства "BLACK BUG SUPER" типа ВТ-84 или ВТ-85. В состав этих систем входят аналог блока 15 спутниковой навигации и аналог возимого передатчика 11 сотовой сети. Указанные системы снабжены автомобильной системой оповещения - автопейджером "REEF PAGE" моделей RP-100 или RP-101 и терминальным оборудованием "REEF GSM-3000" (сертификат соответствия №РОСС RU.MT08.B02037). При этом в качестве радиоприемного устройства 14, устанавливаемого в стационарном комплексе 1 охранной сигнализации, может быть использован персональный приемник, входящий в комплект вышеупомянутого автопейджера "REEF PAGE" моделей RP-100 или RP-101.
В другом возможном варианте реализации заявляемой системы сбора и обработки информации для централизованной охраны ТС и объектов недвижимости радиопередающее устройство 13, установленное в возимом комплексе 8 охранной сигнализации, является передатчиком hopping-сигнала - сигнала с "прыгающей" несущей частотой, перестраиваемой по псевдослучайному закону (Невдяев Л.М. "Телекоммуникационные технологии", Англо-русский толковый словарь-справочник под редакцией Горностаева Ю.М., Москва, "Связь и бизнес", 2002), который несет в себе кодовые сообщения с информацией о категории сообщения, кодах идентификационных признаков охраняемого ТС и координатах ТС, полученных из блока 15 спутниковой навигации.
При таком варианте реализации системы в стационарном комплексе 1 охранной сигнализации используется радиоприемное устройство 14 с приемником hopping-сигнала. Этот приемник выполнен с возможностью селекции в кодовых сообщениях информации о категории сообщения и об идентификационных признаках охраняемого ТС, а также данных спутниковой навигации. Благодаря применению в передатчике "прыгающей" несущей частоты, а в приемнике - алгоритма обработки на базе быстрого преобразования Фурье (БПФ), канал передачи и приема hopping-сигнала обладает высокой помехозащищенностью и в несколько раз большей дальностью действия, чем канал, в котором используется обычный частотно-модулированный сигнал.
Способ передачи извещений с помощью hopping-сигнала для систем централизованной охраны ТС и объектов недвижимости защищен патентом RU № 2228275, В 60 R 25/10, G 08 В 25/10, G 08 В 29/16. Вариант построения радиопоисковой системы с использованием hopping-сигнала представлен в патенте предприятия-заявителя RU № 2244642, В 60 R 25/00.
Радиопередающее устройство 13 и радиоприемное устройство 14 в заявляемой системе образуют радиоканал ближнего действия, предназначенный для передачи сообщений на объект недвижимости с борта припаркованного около этого объекта недвижимости ТС. При этом для приема и передачи может использоваться как серийный автопейджер, так и помехозащищенный радиоканал с hopping-сигналом.
Вышеупомянутые возимый 8 и стационарный 1 комплексы охранной сигнализации, содержащие, соответственно, радиопередающее устройство 13 и радиоприемное устройство 14, реализованы на предприятии-заявителе в составе действующих макетов радиопоисковых систем "КАРНЕТ-2" (сертификат соответствия № РОСС RU.ME96.B.00946) и "КАРНЕТ-3" с использованием, соответственно, серийно выпускаемого оборудования - автопейджера "REEF PAGE" модели RP-101 (сертификат соответствия № РОСС RU.ME96.H00702) и радиоканальной системы "REEF STRING" модели RS-202 (сертификат соответствия № РОСС RU.ME96.H00513). В последней применены новейшие изделия вычислительной техники, серийно выпускаемые американской компанией Analog Devices, Inc. - кодек AD 1836 и цифровой процессор БПФ ADSP 21161N серии SHARK. Наименования "КАРНЕТ®" и "HOPPING®" являются зарегистрированными предприятием-заявителем товарными знаками (свидетельства №№ 202430 и 264485, соответственно).
В качестве устройства 7 оконечного телефонного в стационарных комплексах 1 охранной сигнализации может быть использовано серийно выпускаемое предприятием-заявителем оконечное устройство "РИФ БАСТИОН-1" (сертификат соответствия № РОСС RU.ME30.B.00929), предназначенное для формирования и передачи от объектовых охранно-сигнализационных устройств типа "Виста" сообщений на частоте 18 кГц по занятым телефонным линиям. При этом передача сообщений может производиться по стандартной телефонной сети общего пользования.
Стационарное устройство 6 оконечное радиоканальное и возимое устройство 12 оконечное, так же, как и в прототипе, представляют собой терминальные передающие устройства микросотовой радиоретрансляционной сети. Примером таких устройств является "КАРНЕТ-2" (сертификат соответствия № РОСС RU.ME30.B.00946, каталог "Радиоканальные охранные системы", ООО "Альтоника", Москва, 2004, с.11-14). В зависимости от местных условий (например, размеров обслуживаемой территории, наличия высотных зданий), могут использоваться различные варианты построения микросотовой радиоретрансляционной сети (радиальная, зональная). Формат сообщений, передаваемых стационарным устройством 6 оконечным радиоканальным и возимым устройством 12 оконечным, изменяется программным путем и не требует введения конструктивных изменений в эти устройства.
В качестве стационарного приемопередатчика 5 сотовой сети, возимого передатчика 11 сотовой сети и приемника 16 сотовой сети могут быть использованы обычные сотовые телефоны стандарта GSM.
ПЦН 19 с подключенными к нему пультовым оконечным устройством 17 и блоком 21 хранения карты-схемы района, являющийся ключевым узлом центра 4 сбора и обработки информации, может быть выполнен в виде обычного персонального компьютера с программным обеспечением "REEF GSM-3000 MONITOR", поставляемым предприятием-заявителем для корпоративных клиентов, например для автотранспортных предприятий. На борту ТС, принадлежащих такому автотранспортному предприятию, может быть установлена вышеупомянутая система "REEF GSM-3000" (как это указано, например, в статье "Мониторинг автопарка корпоративных клиентов", опубликованной в журнале "12 Вольт", № 10 (65), 2004, с.12-14, www.12voltmagazme.com). Назначение программы "REEF GSM-3000 MONITOR" - наблюдение за текущим местоположением и состоянием парка ТС, входящих в состав автотранспортного предприятия. Местонахождение ТС отображается специальными маркерами на электронной карте-схеме заданного района. Каждому маркеру соответствует текстовая строка, в которой указаны идентификационные признаки ТС: марка и государственный номер, фамилия, имя и отчество водителя (фиг.5). Размеры отображаемого фрагмента карты-схемы можно увеличивать и уменьшать. При увеличении масштаба отчетливо видны названия улиц, размеры и номера домов. В программном обеспечении предусмотрена возможность оповещения оператора ПЦН 19 о срабатывании возимого комплекса 8 охранной сигнализации. При этом в основном окне появляется текстовое извещение (сообщение с охраняемого ТС) с информацией о категории сообщения (ТРЕВОГА! ПРОНИКНОВЕНИЕ В АВТОМОБИЛЬ) и с идентификационными признаками охраняемого ТС (фиг.5).
Таким образом, все функциональные узлы заявленной системы известны, выпускаются серийно и апробированы на практике. Поэтому возможность практической реализации указанной системы не вызывает сомнений.
Рассматриваемая система сбора и обработки информации для централизованной охраны ТС и объектов недвижимости работает следующим образом.
Рассмотрим вначале операции, общие с системой-прототипом.
При несанкционированном воздействии на охраняемый объект недвижимости, например, при попытке проникновения в квартиру клиента вневедомственной охраны, в стационарном комплексе 1 охранной сигнализации, установленном в этой квартире, срабатывают один или несколько охранных извещателей 2 стационарных. По соответствующим шлейфам охранной сигнализации тревожные извещения от сработавших охранных извещателей 2 стационарных поступают в прибор 3 приемно-контрольный.
Необходимо отметить, что шлейфы охранной сигнализации используются не только для передачи тревожных извещений на прибор 3 приемно-контрольный. Через шлейфы охранной сигнализации подключается питание к соответствующим охранным извещателям 2 стационарным, а также осуществляется обмен информацией между прибором 3 приемно-контрольным и охранными извещателями 2 стационарными при текущем контроле функционирования стационарного комплекса 1 охранной сигнализации. Обрыв шлейфа охранной сигнализации обнаруживается прибором 3 приемно-контрольным и рассматривается им как один из видов тревожного извещения.
По поступившим тревожным извещениям прибор 3 приемно-контрольный формирует соответствующие тревожные сообщения для передачи в центр 4 сбора и обработки информации.
Передача тревожных сообщений осуществляется теми же путями, что и в системе-прототипе: по стандартной сотовой сети подвижной связи - с помощью стационарного приемопередатчика 5 сотовой сети и по радиоретрансляционной сети - с помощью стационарного устройства 6 оконечного радиоканального. В рассматриваемой системе дополнительно используется передача тревожных сообщений по телефонной сети - с помощью устройства 7 оконечного телефонного. Телефонный канал передачи наиболее часто используется во вневедомственной охране.
При попытках проникновения злоумышленников в охраняемое ТС в установленном на этом ТС возимом комплексе 8 охранной сигнализации срабатывают один или несколько охранных извещателей 9 возимых. Формируемые ими тревожные извещения по шлейфам охранной сигнализации поступают в контроллер 10. При этом в возимом комплексе 8 охранной сигнализации, так же как и в стационарном комплексе 1 охранной сигнализации, шлейфы охранной сигнализации используются не только для передачи тревожных извещений на контроллер 10. Через шлейфы охранной сигнализации подключается питание к соответствующим охранным извещателям 9 возимым, а также осуществляется обмен информацией между контроллером 10 и охранными извещателями 9 возимыми при текущем контроле функционирования возимого комплекса 8 охранной сигнализации. Обрыв шлейфа охранной сигнализации обнаруживается контроллером 10 и рассматривается им как один из видов тревожного извещения.
По поступившим тревожным извещениям контроллер 10 формирует соответствующие тревожные сообщения для передачи по радиоэфиру в центр 4 сбора и обработки информации.
Как и в системе-прототипе, передача указанных тревожных сообщений осуществляется одновременно по стандартной сотовой сети подвижной связи - с помощью возимого передатчика 11 сотовой сети и по радиоретрансляционной сети - с помощью возимого устройства 12 оконечного. В заявленной системе используется, кроме того, отдельный канал связи ближнего действия - от радиопередающего устройства 13 - к радиоприемному устройству 14, установленному в ближайшем к данному возимому комплексу 8 охранной сигнализации стационарном комплексе 1 охранной сигнализации.
Примерами такого отдельного канала связи ближнего действия могут служить либо автопейджеры, либо передатчики и приемники hopping-сигнала.
При использовании в качестве канала связи ближнего действия автопейджеров RP-100 или RP-101 передача осуществляется на разрешенных для промышленного применения несущих частотах 433,92 МГц ±0,2% с помощью частотно-модулированного сигнала. Для передачи используются те же методы, что и в упомянутых выше серийно выпускаемых предприятием-заявителем автомобильных системах тревожной сигнализации семейства BLACK BUG SUPER.
При использовании в канале связи ближнего действия передатчика и приемника hopping-сигнала применяются известные методики формирования, передачи, приема и обработки hopping-сигнала. Эти методики описаны, например, в упомянутом выше патенте RU № 2228275, В 60 R 25/10, G 08 В 25/10, G 08 В 29/16.
Отличительной особенностью возимого комплекса 8 охранной сигнализации от стационарного комплекса 1 охранной сигнализации является наличие в его составе блока 15 спутниковой навигации, обеспечивающего прием сигналов глобальной спутниковой системы навигации и определение по ним текущего местонахождения ТС. Это позволяет установить точное местоположение ТС, где бы оно ни находилось в данный момен