Способ термической обработки рельсов
Техническим результатом изобретения являются: повышение твердости и комплекса механических свойств рельсов за счет получения однородной структуры сорбита закалки по всему сечению головки, обеспечение прямолинейности рельсов. Для достижения технического результата головку рельса с прокатного нагрева погружают на 10-15 сек в негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9), при температуре 20-60°С, далее головку охлаждают в воде при температуре 10-35°С в течение 80-100 сек, после чего проводят охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки железнодорожных рельсов.
Известны способы термической обработки рельсов, включающие объемный нагрев рельса и поверхностное охлаждение головки разными охладителями: водо-воздушной смесью [1], струями воды [2] или масла [3], потоком огнеупорных частиц [4]. Недостатками данных способов являются: в случае применения воды и водо-воздушной смеси - образование недопустимых структур (верхний бейнит, мартенсит) в приповерхностном слое головки; в случае применения охлаждения маслом и потоком огнеупорных частиц - недостаточная глубина и твердость закаленного слоя.
Известен также способ термической обработки рельсов [5] - прототип, при котором поверхность головки рельса охлаждают водным раствором полимера до 450-300°С, а затем водой до 200-150°С, в качестве полимера применяют полиакриламид с концентрацией 0,1-0,5 мас.%.
Существенным недостатком данного способа является неоднородность микроструктуры рельсов по длине, образующаяся за счет применения спрейеров и приводящая к значительной анизотропии механических свойств, а также повышенная кривизна рельсов из-за значительного перепада температур от головки рельса к шейке и подошве.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение твердости и комплекса механических свойств рельсов за счет получения однородной структуры сорбита закалки по всему сечению головки, обеспечение прямолинейности рельсов.
Для этого предлагается способ термической обработки, заключающийся в том, что головку рельса с прокатного нагрева погружают на 10-15 сек в негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9), при температуре 20-60°С, далее головку охлаждают в воде при температуре 10-35°С в течение 80-100 сек, после чего проводят охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С.
Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, прямолинейности, механическим свойствам и твердости рельсов.
Негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9) при температуре 20-60°С выбран исходя из условия необходимости получения на поверхности головки теплоизолирующего слоя в виде тонкой пленки при выносе головки на воздух после погружения ее в указанный раствор. Образовавшаяся тонкая пленка при последующем охлаждении головки в воде предотвращает образование мартенсита и бейнита в приповерхностных слоях головки. С увеличением соотношения воды (более 9 частей) в водополимерном растворе, а также при температуре раствора ниже 20°С и выше 60°С на поверхности головки образуется неравномерный теплоизолирующий слой, что отрицательно сказывается на формировании однородной структуры при последующем охлаждении головки в воде. Также с повышением температуры раствора выше 60°С наблюдается ухудшение состояния окружающей среды вследствие сильного выделения пара и увеличение расхода воды в растворе. Меньшее соотношение воды в водополимерном растворе (менее 6 частей) не обеспечивает требуемую твердость и ведет к увеличению расхода полимера, что экономически нецелесообразно.
Временной интервал выдержки головки рельса в водополимерном растворе (10-15 сек) выбран исходя из условия предотвращения образования недопустимых структур в случае недостаточного времени (<10 сек) и резкого снижения твердости на поверхности катания головки в случае длительной выдержки (>15 сек).
Последующее погружение головки в воду обеспечивает благодаря интенсивному отводу тепла требуемую глубину закаленного слоя с максимально возможными значениями твердости (НВ388). Время охлаждения головки в воде выбрано в интервале от 80 до 100 сек. В случае недостаточного времени охлаждения головки в воде (<80 сек) возрастает вероятность образования в шейке и подошве недопустимых структур промежуточного превращения при последующем погружении рельса полностью в воду. При длительной выдержке (>100 сек) возрастает кривизна рельса, возникающая за счет увеличения температурного перепада от головки к шейке и подошве.
Температурный интервал воды, выбранный в пределах от 10 до 35°С, обеспечивает требуемую твердость по глубине головки. При низкой температуре воды (<10°С) возрастает вероятность образования закалочных трещин. С повышением температуры воды более 35°С не обеспечивается требуемая твердость по глубине головки ввиду малых температурных перепадов и низкой скорости охлаждения. С учетом установленных температурно-временных параметров закалки головки рельса последующее охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С приводит к выравниванию скорости охлаждения головки, шейки и подошвы, что предотвращает коробление рельса.
Способ был реализован в полупромышленных условиях на полнопрофильных пробах длиной 1300 мм, отобранных от рельса типа Р65, изготовленного из стали марки НЭ76Ф. Нагретые до температуры 830-870°С пробы погружали головкой вниз первоначально в бак, заполненный водополимерной средой, затем в бак с водой. Закалочные баки оборудованы приспособлением, фиксирующим головку при погружении ее на глубину 30-40 мм в водополимерную среду и воду. По длине баков расположены трубки с просверленными отверстиями, через которые подавали сжатый воздух для перемешивания указанных сред. После термообработки проводили исследование микроструктуры, определение механических свойств и твердости.
Технологические параметры термообработки рельсовых проб приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.
Таблица 1 | ||||||
Технологические параметры термообработки рельсовых проб длиной 1300 мм | ||||||
№ | Температура закалки, °С | Соотношение полимера и воды в водополимерном растворе | Температура водополимерного раствора, °С | Время выдержки головки рельса в водополимерном растворе, сек | Температура воды, °С | Время закалки головки рельса в воде, сек |
1 | 870 | 1:4 | 15 | 25 | 40 | 75 |
2 | 830 | 1:4 | 10 | 20 | 30 | 40 |
3 | 830 | 1:6 | 15 | 10 | 10 | 80 |
4 | 870 | 1:7 | 20 | 15 | 40 | 85 |
5 | 860 | 1:8 | 30 | 10 | 35 | 90 |
6 | 850 | 1:9 | 40 | 15 | 10 | 70 |
7 | 830 | 1:9 | 60 | 10 | 25 | 100 |
8 | 870 | 1:10 | 65 | 9 | 8 | 105 |
Таблица 2 | |||||||||||||||
Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры | |||||||||||||||
№ | Микроструктура закаленного слоя головки рельса | Глубина закаленного слоя (сорбита закалки), мм | Микроструктура шейки и подошвы рельса | Твердость по сечению рельса, НВ | σт, Н/мм2 | σв, Н/мм2 | δ, % | Ψ, % | KCU, Дж/см2 | Стрела прогиба, мм | |||||
ПКГ | 10 | 22 | шейка | подошва | +20°С | -60°С | |||||||||
1 | Сорбит закалки | 10-15 | Перлит | 331 | 341 | 331 | 311 | 311,321 | 720 | 1170 | 15 | 41 | 37 | 20 | 3,5 |
2 | Сорбит закалки | 15-20 | Сорбит закалки с участками мартенсита | 341 | 341 | 331 | 388 | 388,375 | 740 | 1180 | 13 | 37 | 36 | 22 | 1,5 |
3 | Сорбит закалки | 20-25 | Перлит | 375 | 363 | 352 | 311 | 393,302 | 940 | 1280 | 11 | 38 | 38 | 20 | 4 |
4 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 375 | 363 | 302 | 302,302 | 960 | 1340 | 12 | 37 | 30 | 23 | 4,5 |
5 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 311 | 311,302 | 970 | 1360 | 12 | 39 | 33 | 22 | 6,5 |
6 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 388 | 375 | 302 | 321,321 | 1100 | 1380 | 12 | 39 | 30 | 23 | 5,5 |
7 | Сорбит закалки | 25-30 | Перлит | 388 | 388 | 388 | 321 | 311,321 | 1100 | 1400 | 12 | 35 | 27 | 20 | 6 |
8 | Сорбит закалки с участками мартенсита | 27-30 | Перлит | 401 | 388 | 388 | 302 | 311,302 | 1040 | 1460 | 10 | 32 | 19 | 9 | 8 |
прототип | Сорбит закалки | 20-25 | 341-388 | 331-363 | 331-352 | ||||||||||
Примечание: ПКГ - твердость на поверхности катания головки; 10 и 22- твердость соответственно на расстоянии 10 и 22 мм от поверхности катания головки; σт - предел текучести, σв - временное сопротивление разрыву; δ - относительное удлинение; Ψ - относительное сужение; KCU-ударная вязкость при +20°С и -60°С; стрела прогиба - величина прогиба пробы в положении «стоя» на подошву. |
Источники информации
1. АС СССР №522751, кл С 21 D 9/04.
2. AC СССР №2003705, кл С 21 D 9/04
3. AC СССР №269186, кл С 21 D 9/04.
4. AC СССР №289616, кл С 21 D 9/04.
5. AC СССР №1174487, кл C 21 D 9/04.
Способ термической обработки рельсов, включающий охлаждение поверхности головки водным раствором полимера, а затем водой, отличающийся тем, что головку рельса с прокатного нагрева погружают на 10-15 с в негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:(6÷9), при температуре 20-60°С, далее головку охлаждают в воде при температуре 10-35°С в течение 80-100 с, после чего проводят охлаждение всего рельса в воде до температуры 150-200°С.