Устройство контроля величины сопротивления изолирующих стыков
Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики, в частности к технике контроля состояния изолирующих стыков. Принцип действия устройства основан на контроле равновесия электрического моста, при разбалансировке которого делается вывод о неисправности одного из изолирующих стыков между двухниточными рельсовыми цепями. В состав устройства входят передатчик, блок индикации и регистрации и два согласующих сопротивления. Между разноименными нитями соседних рельсовых цепей предусмотрена токопроводящая перемычка. Техническим результатом изобретения является повышение надежности контроля изолирующих стыков в рельсовых цепях за счет одновременного и непрерывного контроля состояния обоих изолирующих стыков и расширение функциональных возможностей путем дополнительного измерения величины их сопротивления. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики и может быть использовано для контроля сопротивления изоляции изолирующих стыков рельсовых цепей.
Известно устройство контроля сопротивления изолирующих стыков, содержащее последовательно включенные источник питания постоянного тока, амперметр, реостат и два измерительных щупа, которые при проверке подключают по разные стороны изолирующего стыка и по величине отклонения амперметра определяют состояние изолирующего стыка [Дмитренко И.Е., Устинский А.А., Цыганков В.И. Измерения в устройствах автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1982. - с.134].
Недостатком данного устройства является невысокая точность измерения, зависящая от субъективной оценки состояния стыка, а также невозможность непрерывного контроля состояния изолирующего стыка, что не позволяет выявлять кратковременные неисправные состояния изолирующих стыков.
Известно устройство контроля сопротивления изоляции изолирующих стыков, содержащее передатчик, подключенный в начале рельсовой линии одним выводом ко второй рельсовой нити, а другим выводом - ко второй рельсовой нити смежной рельсовой цепи, токопроводящую перемычку, соединяющую вторую рельсовую нить в конце рельсовой линии смежной рельсовой цепи с первой рельсовой нитью в начале рельсовой линии собственной рельсовой цепи, приемник, подключенный в конце рельсовой линии к рельсовым нитям собственной рельсовой цепи [а.с. СССР №965856, МПК B 61 L 23/16, Устройство для контроля исправности изолирующих стыков в рельсовых цепях / Дмитренко И.Е., Ефимов Г.К., Мирсанов В.Д., Скоб М.М. Опубл. 15.10.82, БИ №38].
Недостатком известного устройства является невысокая надежность, так как из-за значительного затухания сигнала в рельсовых линиях (длина 1-2.5 км) собственной рельсовой цепи приемник может выключиться и появится ложная информация о коротком замыкании сопротивления изолирующего стыка, а также невозможность контроля исправности изолирующего стыка другой рельсовой нити из-за того, что он не участвует в контуре контроля состояния изолирующего стыка.
Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.
Техническим результатом является повышение надежности контроля изолирующих стыков в рельсовых цепях за счет одновременного и непрерывного контроля состояния обоих изолирующих стыков и расширения функциональных возможностей путем дополнительного измерения величины их сопротивления.
Технический результат достигается тем, что в устройство контроля величины сопротивления изоляции изолирующих стыков, содержащее передатчик, токопроводящую перемычку, дополнительно введены блок индикации и регистрации величин сопротивления изолирующих стыков, первый и второй согласующие сопротивления, одни выводы которых объединены и подсоединены к отрицательному выходу передатчика, другой вывод первого согласующего сопротивления подсоединен к первой рельсовой нити смежной рельсовой цепи и одному выводу входа блока индикации и регистрации, другой вход его подсоединен ко второй рельсовой нити первой рельсовой цепи и другому выходу второго согласующего сопротивления.
На чертеже представлена структурная схема устройства контроля сопротивления изолирующих стыков.
Устройство контроля сопротивления изолирующих стыков состоит из передатчика 1, токопроводящей перемычки 2, блока индикации и регистрации 3, первого и второго согласующих сопротивлений 4 и сопротивления первого и второго изолирующего стыка 5. Изолирующие стыки вместе с согласующими сопротивлениями образуют замкнутый контур, к одному узлу которого подключается передатчик, а к другому, противоположному узлу согласующие сопротивления.
Работа устройства происходит следующим образом.
При исправном состоянии изолирующих стыков (Rис>30 Ом) [Дмитренко И.Е., Устинский А.А., Цыганков В.И. Измерения в устройствах автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1982. - с.98] и свободной от подвижного состава рельсовой цепи в схеме устройства образуются эквипотенциальные узлы "а" и "б" и, соответственно, ток через блок индикации и регистрации не протекает.
При уменьшении сопротивления одного из изолирующих стыков происходит разбалансировка схемы, например, при уменьшении сопротивления Rис1 измерительный ток I1, протекающий через стык Rис1, оказывается больше, чем ток I2, протекающий через Rис2 Следовательно, нарушается условие эквипотенциальности и через блок индикации и регистрации начинает протекать ток определенного направления (от точки "а" к точке "б"). Заранее отградуированная в значениях сопротивления изолирующего стыка шкала измерений блока индикации и регистрации фиксирует текущее значение сопротивления изолирующего стыка.
При изменении сопротивления изолирующего стыка Rис2, наоборот, ток протекает от точки "б" к точке "а", и это фиксируется блоком индикации и регистрации.
Предложенное устройство контроля величины сопротивления изолирующих стыков позволяет коренным образом повысить точность и достоверность контроля, обеспечить их удаленный мониторинг, существенно повысить культуру обслуживания, что значительно способствует увеличению участковой скорости и сокращению экономических потерь.
Устройство контроля величины сопротивления изолирующих стыков в рельсовых цепях, содержащее передатчик, положительный выход которого подключен к токопроводящей перемычке, подключенной к первой рельсовой нити первой рельсовой цепи и ко второй рельсовой нити смежной рельсовой цепи, отличающееся тем, что в него дополнительно введены блок индикации и регистрации величин сопротивления изолирующих стыков, первый и второй согласующие сопротивления, одни выводы которых объединены и подсоединены к отрицательному выходу передатчика, другой вывод первого согласующего сопротивления подсоединен к первой рельсовой нити смежной рельсовой цепи и одному выводу входа блока индикации и регистрации, другой вывод входа которого подсоединен ко второй рельсовой нити первой рельсовой цепи и другому выводу второго согласующего сопротивления.