Способ термической обработки рельсовых накладок
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки рельсовых накладок, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути. Рельсовые накладки нагревают до температуры 860-880°С, осуществляют прошивку отверстий и охлаждение в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8, при температуре 20-60°С. Использование изобретения позволяет повысить эксплуатационную стойкость рельсовых накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, повысить ее твердость, а также улучшить экологические условия труда. 2 табл.
Реферат
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки рельсовых накладок, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути.
Известен способ термической обработки заготовок [1], включающий нагрев под штамповку и регулируемое охлаждение в водном растворе полимера акрилатного типа с температурой 65-98°С и вязкостью ν 60=сСт до температуры, находящейся в интервале между нижней границей выделения карбидной фазы и температуры начала смачивания полимером поверхности заготовки. Недостатком этого способа является то, что применяемый в качестве закалочной среды водный раствор полимера с регламентированной температурой и вязкостью может быть использован только для закалки ряда легированных сталей из-за низкой скорости охлаждения среды. Скорость охлаждения указанной среды недостаточна для закалки заготовок из углеродистой стали, она не обеспечит требуемую твердость и прочность металла.
Известно также термическое упрочнение рельсовой подкладки быстродвижущимся потоком воды [2]. Этот способ термической обработки приемлем только для закалки накладок из низкоуглеродистой стали. Из-за высокой скорости охлаждения указанная среда не может быть использована для закалки рельсовых накладок из углеродистой стали, в противном случае приведет к образованию в поверхностном слое накладок хрупкой троосто-мартенситной структуры.
Известен также способ термической обработки рельсовых накладок [3], прототип, включающий нагрев под прошивку отверстий до температуры 860-880°С и охлаждение в масле. В данном способе использование масла в качестве закалочной среды обеспечивает равномерное распределение свойств по сечению накладок, однако это не гарантирует высокую работоспособность рельсовых накладок в условиях грузонапряженного скоростного движения. Кроме этого, использование масла значительно ухудшает экологическую атмосферу в цехе.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение эсплуатационной стойкости накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, повышения ее твердости, а также улучшения экологических условий труда.
Для этого предлагается способ термической обработки рельсовых накладок, включающий нагрев под прошивку отверстий до температуры 860-880°С, причем охлаждение проводят в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8, при температуре 20-60°С.
Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, механическим свойствам и твердости углеродистой стали.
Негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:8 при температуре 20-60°С, выбран исходя из условия необходимости получения на поверхности накладок достаточно высокой твердости, образования тонкопластинчатой перлитной структуры и подавления грубых выделений избыточного феррита. С увеличением соотношения воды (более 8 частей) в водополимерном растворе, а также при температуре раствора ниже 20°С на поверхности накладок образуется тонкий теплоизолирующий слой, приводящий к образованию в поверхностных слоях хрупкой троосто-мартенситной структуры. С повышением температуры раствора выше 60°С наблюдается ухудшение состояния окружающей среды вследствие сильного выделения пара и увеличение расхода воды в растворе. Меньшее соотношение воды в водополимерном растворе (менее 8 частей) не обеспечивает требуемые механические свойства и ведет к увеличению расхода полимера, что экономически нецелесообразно.
Способ был реализован в промышленных условиях на рельсовых накладках для рельсов типа Р65. Накладки, нагретые до температуры 860-880°С после прошивки отверстий, погружали в закалочный бак, наполненный водополимерным раствором. Для перемешивания указанной закалочной среды использовали сжатый воздух, подаваемый с двух сторон закалочного бака через трубки с просверленными отверстиями. После термообработки исследовали микроструктуру закаленного металла, а также определяли механические свойства и твердость.
Технологические параметры термообработки рельсовых накладок приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.
Использование изобретения позволило повысить эксплуатационную стойкость рельсовых накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, значительно повышена твердость, исключено влияние паров масла на персонал.
Источники информации
1. А.С. СССР №1781310 А1, кл. C 21 D 1/56, 1/78.
2. A.C. СССР №1802822 A 3, кл. C 21 D 9/04.
3. ТИ 58-СП-036-2004 "Производство рельсовых скреплений".
4. ГОСТ 4133-73 "Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи".
Таблица 1Технологические параметры термообработки рельсовых накладок | ||||
№ | Температура нагрева, °С | Температура закалки, °С | Соотношение полимера и воды в водополимерном растворе | Температура водополимерного раствора, °С |
1 | 860 | 800 | 1:7 | 20 |
2 | 870 | 810 | 1:7 | 60 |
3 | 875 | 800 | 1:8 | 15 |
4 | 870 | 805 | 1:8 | 20 |
5 | 860 | 795 | 1:8 | 45 |
6 | 880 | 800 | 1:8 | 60 |
7 | 830 | 790 | 1:9 | 20 |
8 | 890 | 800 | 1:9 | 60 |
Таблица 2Результаты физико-механических испытаний и исследований микроструктуры | ||||||||||
№ | Микроструктура рельсовой накладки | Твердость рельсовой накладки, НВ | Предел текучести | Временное сопротивление разрыву | Относительное удлинение | Относительное сужение | Холодный изгиб | |||
поверхностного слоя | по сечению | на поверхности | по сечению | Н/мм2 | % | |||||
головки | шейки | |||||||||
1 | Пластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | Пластинчатый перлит + грубая сетка феррита | 321-331 | 248-255 | 223-229 | 550 | 870 | 19 | 50 | Уд. |
2 | Пластинчатый перлит + грубая сетка феррита | Пластинчатый перлит + грубая сетка феррита | 312-321 | 223 | 207-212 | 480 | 730 | 22 | 50 | Уд. |
3 | Троостит + мартенсит | Пластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | 388-401 | 277-285 | 262-269 | 660 | 1000 | 13 | 45 | Неуд. |
4 | Тонкопластинчатый перлит + обрывки ферритной сетки | Пластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | 331-341 | 269-277 | 248-255 | 650 | 990 | 18 | 42 | Уд. |
5 | Тонкопластинчатый перлит + обрывки ферритной сетки | Пластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | 321-331 | 262-269 | 248-241 | 630 | 990 | 14 | 40 | Уд. |
6 | Тонкопластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | Пластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | 312-321 | 248-255 | 231-241 | 600 | 960 | 16 | 47 | Уд. |
7 | Мартенсит + троостит | Тонкопластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | 467-534 | 301-285 | 269-277 | 700 | 1100 | 13 | 37 | Неуд. |
8 | Троостит +мартенсит | Тонкопластинчатый перлит + тонкая сетка феррита | 375-388 | 277-269 | 248-255 | 650 | 990 | 13 | 40 | Неуд. |
прототип | Пластинчатый перлит + грубая сетка феррита | 269-277 | 255 | 250 | 570 | 890 | 14 | 40 | Уд. | |
Требования ГОСТ 4133 | - | 235-388 | - | - | ≥54 | ≥86 | ≥10,0 | ≥30,0 | Уд. |
Способ термической обработки рельсовой накладки, включающий ее нагрев под прошивку отверстий до 860-880°С, прошивку отверстий и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение накладки производят в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8 при температуре 20-60°С.