Рельсовое транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к вспомогательному железнодорожному оборудованию и касается устройства для смазки гребней (7) колес тележек. Рельсовое транспортное средство содержит кузов, размещенный на тележках с колесными парами. На боковинах тележек шарнирно установлены емкости (13) с антифрикционным порошковым магнитным материалом (14), который поступает на гребни колес за счет воздействия на него магнитного поля, создаваемого магнитными стержнями (10), закрепленными в диамагнитных втулках (9), установленных в гребнях колес. Повышается долговечность гребней колес. 4 ил.

Реферат

Предлагаемое изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях железнодорожных грузовых вагонов.

Известны конструкции грузовых вагонов. Так в книге Логинов А.И., Афанаскин Н.Е. Вагоны-самосвалы. М.: Машиностроение, 1975 г. на стр.55-59, рис.30 описана и показана конструкция вагона-самосвала, состоящая из кузова, опирающегося на нижнюю раму, которая установлена на две двухосные тележки ЦНИИ-ХЗ-0. Тележки имеют две литые боковые рамы (боковины), надрессорную балку и две колесные пары с буксами (см. рис.82а стр.126 этой же книги). Колесные пары состоят из оси, на которой жестко закреплены колеса с гребнями. Несмотря на эффективность использования такого вагона-самосвала, последний обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что при движении его в составе поезда по кривым участкам пути гребни колес за счет сил трения скольжения, возникающего между ними и головками рельс, подвергаются значительному износу, что влечет впоследствии к простою вагонов в ремонте.

Известна также конструкция крытого цельнометаллического вагона, показанного на рис.7 стр.49 в книге Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. / Гл. ред. Н.С.Конарев. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994 г. - 559 с., который также состоит из кузова, взаимосвязанного с двумя двухосными тележками (см. эту же книгу стр.51, рис. Двухосной вагонной тележки). В целом конструкция ходовых частей аналога и прототипа ничем не отличается друг от друга и поэтому недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение долговечности гребней колес грузовых вагонов за счет их смазки ТСМ (твердыми смазочными материалами).

Поставленная цель достигается тем, что в гребнях каждого из колес, по крайней мере, у одной из колесных пар выполнено по два диаметрально расположенных прямоугольной формы отверстия и в них жестко закреплены диамагнитные втулки со стержнями, изготовленными из постоянных магнитов, на боковинах тележки шарнирно закреплены емкости с антифрикционным порошковым магнитным материалом, причем последние снабжены магнитными перфорированными пластинами, имеющими меньшую индуктивность магнитного поля, чем упомянутые магнитные стержни, и емкости через наружные растяжения связаны между собой тягой, контактирующей с кронштейном, жестко закрепленным на днище кузова.

На фиг.1 показана часть рельсового транспортного средства, вид сбоку, на фиг.2 - укрупненный вид места соприкосновения смазывающего устройства с гребнем колеса, на фиг.3 - эта же часть, но вид сверху фиг.2, на фиг.4 - принципиальная схема элементов привода смазывающего устройства гребней колес.

Рельсовое транспортное средство состоит из кузова 1, связанного с помощью надрессорной балки 2 через рессорные комплекты 3 с боковинами тележки 4. В боковинах тележки 4 при помощи букс 5 установлены колесные пары с колесами 6, снабженными гребнями 7. В гребнях 7 выполнены отверстия 8, в которые запрессованы диэлектрические втулки 9 и в них неподвижно размещены магнитные стержни 10. На боковинах тележки 4 жестко закреплены кронштейны 11, на которых с помощью шарниров 12 установлены емкости 13, в которых находится антифрикционный порошковый магнитный материал 14. В емкостях 13 закреплены магнитные перфорированные пластины 15 со сквозными отверстиями 16. Емкости 13 через пружины растяжения 17 соединены с тягой 18, снабженной в своей средней части пальцем 19, взаимосвязанным с вилкой 20 кронштейна 21, жестко закрепленного на кузове 1. На боковинах тележки 4 закреплены упоры 22. Колеса 6 расположены на рельсах 23. На боковинах тележки 4 установлены опоры 25 с подвижно размещенной в них тягой 18.

Работает рельсовое транспортное средство следующим образом.

При входе рельсового транспортного средства в кривую пути его тележки получают угловой поворот относительно кузова 1, и тогда гребни 7 колес 6 входят в контакт с головками рельс 23. Одновременно, при угловом повороте тележек, за счет того, что кронштейн 21 жестко закреплен на кузове 1, он своей вилкой 20 взаимодействует с пальцем 19, что способствует продольному перемещению в опорах 24 тяги 18, например, по стрелке А (см. фиг.2 - 4). Так как тяга 18 связана с емкостями 13 через пружины растяжения 17, то правая емкость 13 (см. фиг.4) также получит угловой поворот на шарнире 12 и будет поворачиваться в этом направлении до тех пор, пока она не войдет в контакт с правым упором 22, жестко закрепленным на боковине 4 тележки. В дальнейшем тяга 18 будет продолжать поступательное движение по стрелке А, но при этом правая пружина растяжения 17 будет упруго деформироваться, а емкость 13 (правая) будет неподвижна. Как только правая емкость 13 подойдет к упору 22 и прекратит свой угловой поворот, между магнитной перфорированной пластиной 15 и магнитными стержнями 10, которые периодически за счет вращения правого колеса 6 проходят мимо последней, возникнет минимальный зазор, в результате чего удерживаемый силами магнитного притяжения, создаваемыми магнитной перфорированной пластиной 15, антифрикционный порошковый материал 14 под действием более мощного магнитного поля, создаваемого магнитными стержнями 10, через сквозные отверстия 16, двигаясь по стрелке В, осядет на последних. Наличие же этого материала на гребнях 7 колес 6, которые также периодически соприкасаются с головками рельс, обеспечит смазку этой зоны трения, что и создает условия по снижению износа гребня 7 этого колеса 6. Так как антифрикционный порошковый магнитный материал 14 окажется в этой зоне трения, то часть его останется на головке рельса 23 и последующие гребни 7 колес 6 других рельсовых транспортных средств (вагонов) также будут смазаны. Как только магнитный стержень 10 покинет зону магнитной перфорированной пластины 15, то за счет ее магнитного поля движение антифрикционного порошкового магнитного материала 14 по сквозным отверстиям 16 прекратится и он не будет истекать из емкости 13. В это же время левая емкость 13 будет отходить от своего гребня 7 колеса 6 в сторону движения тяги 18 по стрелке А и поэтому зазор между магнитными стержнями 10 и магнитной перфорированной пластиной 15 левой емкости 13 будет увеличиваться и, следовательно, гребень 7 этого колеса 6 не будет смазан и ненужный расход смазки будет исключен. В случае движения тяги 18 в сторону, противоположную стрелке А, описанный процесс смазки гребня 7 левого колеса 6 будет аналогичен вышеописанному.

Технико-экономические преимущества предложенного технического решения в сравнении с известными очевидно, так как оно направлено на использование твердых смазочных материалов, позволяющих повысить долговечность гребней колес не замасливая железнодорожные пути, так как это имеет место при эксплуатации рельсовых транспортных средств, использующих устройства для смазки жидкими и пластичными смазочными материалами.

Рельсовое транспортное средство, содержащее кузов, установленный на надрессорных балках тележек, снабженных колесными парами с гребнями колес и буксами, взаимосвязанными с боковинами тележек, отличающееся тем, что в гребнях каждого из колес, по крайней мере, у одной из колесных пар выполнено по два диаметрально расположенных прямоугольной формы отверстия и в них жестко закреплены диамагнитные втулки со стержнями, изготовленными из постоянных магнитов, на боковинах тележки шарнирно закреплены емкости с антифрикционным порошковым магнитным материалом, причем последние снабжены магнитными перфорированными пластинами, имеющими меньшую индуктивность магнитного поля, чем упомянутые магнитные стержни, и емкости через пружины растяжения связаны между собой тягой, контактирующей с кронштейном, жестко закрепленным на днище кузова.