Способ лова кальмаров
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к промышленному рыболовству, в частности способам лова кальмаров на свет. Способ включает поиск скоплений кальмара, постановку судна в дрейф с использованием плавучего якоря и паруса, постановку вертикальных ярусов, включение световых гирлянд, лов кальмара ярусами. В качестве плавучего якоря используют подхват, при этом лов кальмара после выборки ярусов дополнительно осуществляют подхватом. Обеспечивается эффективность лова кальмара. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к способам лова кальмаров на свет.
Известен способ лова кальмаров, включающий поиск скоплений кальмара, постановку ловушки, концентрирование кальмара светом под корпусом судна, подъем и выливку улова (патент РФ №2093025 от 14.04.1995, кл. МПК 6 А01К 74/00).
Известен способ лова кальмара, включающий постановку подхвата с кормы, подъем и выливку улова (патент РФ №2170013 от 22.12.1999, кл. МПК 7 А01К 79/00 "Способ лова рыбы и морских беспозвоночных").
Недостатком данных способов является то, что облов кальмара осуществляют только ловушками. В результате чего облов скопления кальмаров осуществляется не достаточно.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению по количеству существенных признаков и достигаемому результату является способ лова кальмара с помощью ярусов (Полутов А.И. Промысел тихоокеанских кальмаров. - М.: Агропромиздат. 1985. С.14-15). При обнаружении скопления кальмаров судно останавливается и ложится в дрейф. Для уменьшения ветрового дрейфа судна, который сносит его со скопления, применяют стабилизирующее устройство парашютного типа, которое устанавливают с носовой части судна и кормовой парус. При этом судно становится носом на ветер. Включают осветительные гирлянды и спускают вдоль бортов вертикальные яруса на глубину всего косяка, при этом последний крючок располагается на нижней кромке скопления.
Главным недостатком данного способа лова является низкая эффективность за счет потери большой части скопления кальмара, привлеченного в зону облова.
Задачей, решаемой данным изобретением, является увеличение эффективности лова кальмара.
Поставленная задача решается тем, что в известном способе лова кальмара, включающем постановку судна в дрейф с использованием плавучего якоря и паруса, постановку вертикальных ярусов, включение световых гирлянд, лов кальмара ярусами, согласно изобретению в качестве плавучего якоря используют подхват, парус устанавливают на носовой мачте, а лов кальмара после выборки ярусов дополнительно осуществляют подхватом, причем подхват устанавливают с кормы.
Предлагаемое техническое решение соответствует критериям "новизна", "изобретательский уровень" и "промышленное применение".
Новым является:
в качестве плавучего якоря используют подхват, установленный с кормы, который одновременно является и орудием лова;
парус устанавливают на носовой мачте;
лов кальмара в зоне скопления, не задействованного ярусами, после их выборки дополнительно осуществляют подхватом;
оснастка ярусов выполняет также и роль приманки.
Использование в качестве плавучего якоря подхвата, который в отличие от прототипа выставляют с кормы, значительно облегчает его постановку и выборку, за счет наличия промысловых механизмов на промысловой палубе. Подхват представляет собой сетной мешок с аккумулирующей и залавливающей частями. Аккумулирующая часть выполнена в виде усеченной полусферы, оснащенной гидродинамическими пластинами, а залавливающая в виде тралового мешка.
Установление паруса на носовой мачте, а подхвата с кормы позволяют разворачивать судно кормой на волну.
Подхват и носовой парус удерживают судно на скоплении, а также позволяют вести промысел при силе ветра до 5-6 баллов.
Лов кальмара в зоне скопления, не задействованной ярусами после их выборки подхватом, дополнительно даст увеличение улова от 1.5 до 4.5 тонн за цикл.
Осуществление способа иллюстрируется фиг.1, на которой представлена общая схема лова, вид сверху, и фиг.2 - то же, вид сбоку, где 1 - судно, 2 - световые гирлянды, 3 - ваерный барабан, 4 - слип, 5 - ваера, 6 - подхват, 7 - яруса, 8 - парус, 9 - ярусная лебедка.
Способ осуществляют следующим образом.
Судно 1, оснащенное рыбопоисковой аппаратурой, для поиска кальмара, обнаружив скопление, включает световые гирлянды 2 (в случае обнаружения скоплений кальмара в светлое время суток, гирлянды включают с наступлением сумерек) и приступает к постановке подхвата 6 (фиг.1), который одновременно является плавучим якорем и орудием лова. Для уменьшения рыскания судна на носовой мачте устанавливают парус 8.
Спуск подхвата осуществляется с кормы судна путем его стаскивания через слип 4. После схода подхвата в воду ваера 5, которые намотаны на ваерный барабан 3, стравливают до нужной длины.
По завершению этих операций судно ложится в дрейф. Включают световые гирлянды и спускают вдоль бортов вертикальные яруса 7 лебедками 9 на глубину всего косяка, при этом последний крючок располагается на нижней кромке скопления.
В результате этих операций подхват и вертикальные яруса занимают положение, показанное на фиг.2.
Длина вертикальных ярусов и глубина нахождения подхвата зависят от глубины места лова и горизонта нахождения скопления кальмара под корпусом судна.
В результате проведенных нами наблюдений и по данным (Полутов А.И. Промысел тихоокеанских кальмаров. - М.: Агропромиздат. 1985. С.15) было установлено, что наиболее интенсивно промысел кальмара ярусами ведется с наступлением сумерек и до полуночи. Во второй половине ночи интенсивность ярусного лова уменьшается, но при этом кальмар начинает концентрироваться под корпусом судна в зоне с определенной освещенностью, располагаясь при этом в горизонте 30-130 м. Размеры образующегося скопления вокруг судна зависят при прочих равных условиях от размеров судна и характеристик светового поля, создаваемого гирляндами, и продолжительности лова вертикальными ярусами, так как крючки, движущиеся в противоположных направлениях в поле зрения кальмаров, способствуют образованию и удерживанию более плотного скопления кальмаров под днищем судна (Полутов А.И. Промысел тихоокеанских кальмаров. - М.: Агропромиздат. 1985. С.28). Скопление кальмаров фиксируется на мониторе эхолота и его плотность достигает 0,1-0,3 кг/м3. Дождавшись образования плотного скопления под корпусом судна, с кормы опускаем подхват на такую глубину, чтобы нижняя подбора была на уровне или чуть ниже нижней кромки скопления. Полностью выбираем яруса ярусными лебедками на борт. Даем судну ход, подводим подхват к задней кромке косяка и приступаем к его выборке. Скорость судна и скорость выборки подхвата регулируем таким образом, чтобы максимально обловить скопление кальмара и не намотать на винт подхват, если под корпусом судна остается достаточно плотное скопление кальмаров, проводят еще несколько обловов подхватом. Для более полного облова скопления и дальнейшей концентрации скопления под корпусом судна продолжают промысел кальмара ярусами.
Дополнительный облов кальмара подхватом приобретает особую актуальность при промысле кальмара в предрассветное время. С учетом времени наступления рассвета и времени выборки подхвата утром производим облов кальмара подхватом, который накапливался под корпусом судна практически всю ночь. Если этого не сделать, образовавшееся за темное время суток под корпусом судна скопление просто рассеется.
Одновременное использование в заявленном способе подхвата и в качестве плавучего якоря, и в качестве орудия лова, а также попеременный облов кальмара вертикальным ярусом и подхватом позволяет значительно интенсифицировать промысел кальмара судами, имеющими траловый комплекс. При этом постановка подхвата значительно проще, чем плавучего якоря и полностью механизирована.
1. Способ лова кальмара, включающий поиск скоплений кальмара, постановку судна в дрейф с использованием плавучего якоря и паруса, постановку вертикальных ярусов, включение световых гирлянд, лов кальмара ярусами, отличающийся тем, что в качестве плавучего якоря используют подхват, при этом лов кальмара после выборки ярусов дополнительно осуществляют подхватом.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что подхват устанавливают с кормы.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что парус устанавливают на носовой мачте.