Транспортировочное устройство воздушных судов
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области наземного обслуживания воздушных судов, в частности к устройствам их транспортировки. Устройство содержит тягач 1, оборудованный стационарной силовой установкой 2, водило 4, соединенное с корпусом тягача и несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси воздушного судна. К основным стойкам шасси воздушного судна крепится механизм фиксации быстросъемного приспособления для передачи крутящего момента на колеса шасси воздушного судна, включающего в себя редуктор и гидромоторы и преобразующего энергию силовой установки в крутящий момент на колеса основных стоек шасси воздушного судна, делая их ведущими на момент транспортировки. Изобретение увеличивает полезную силу тяги агрегата и повышает его проходимость. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для наземного обслуживания воздушных судов.
Известно устройство для транспортировки и маневрирования воздушных судов, на раме которого установлена грузовая платформа с откидной рампой, механизм подъема рампы в виде силового цилиндра с рычагом, соединенным с рампой и механизмом фиксации носовых колес шасси воздушного судна на грузовой платформе в виде прижимных рычагов с приводом от силового цилиндра [1].
Устройство имеет сложную конструкцию, большие габариты и вес, оно не позволяет регулировать сцепной вес тягача в зависимости от конкретных условий буксирования.
Известно другое устройство для буксировки воздушных судов, содержащее тягач, водило, несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси воздушного судна, которое позволяет регулировать догрузку ведущих колес тягача в начальный период движения для преодоления сил инерции и при движении по опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления [2].
Однако, поскольку догрузка осуществляется в задней части рамы тягача, происходит уменьшение нагрузки на переднюю ось, что ухудшает его управляемость.
Известно также устройство для буксировки воздушных судов, основанное на использовании колесных тягачей, загруженных бетонными и металлическими плитами, которые увеличивают вес тягача и улучшают сцепление его колес с аэродромным покрытием [3]. Однако это ведет к непроизводительным затратам моторесурса тягача и к увеличению расхода топлива.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является транспортировочное устройство для буксировки воздушного судна, содержащее раму, электродвигатель, редуктор, а также комплект прижимных и ведущих роликов [4]. Данное устройство позволяет подводить крутящий момент к колесам шасси воздушного судна.
Однако это устройство имеет целый ряд недостатков, основными из которых являются:
- низкая мощность ввиду малых габаритов блока питания;
- недостаточная сила тяги, развиваемая агрегатом;
- невозможность транспортирования низких воздушных судов, так как оператор во время транспортировки должен находиться под фюзеляжем;
- повышенная опасность, так как устройство не оснащено тормозной системой;
- низкая маневренность в связи с большим моментом сопротивления повороту управляемого колеса воздушного судна;
- невозможность производить буксировку по опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления;
- низкий кпд.
Техническим результатом, достигаемым предлагаемым устройством, является увеличение полезной силы тяги агрегата, повышение его проходимости, возможность транспортировки тяжелых воздушных судов легкими тягачами, расширение спектра возможностей средств аэродромно-технического обеспечения полетов путем использования гидро- и электрогидроустановок, предназначенных для проверки систем воздушных судов, в качестве их буксировщиков.
Предлагаемое транспортировочное устройство воздушных судов содержит тягач, оборудованный стационарной силовой установкой, водило, соединенное с корпусом тягача и несущее на конце захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси воздушного судна, быстросъемное приспособление для передачи крутящего момента на колеса шасси воздушного судна.
Общими признаками прототипа и заявляемого устройства являются использование для буксировки тягача с установленной на его шасси стационарной силовой установкой, а также возможность передачи крутящего момента непосредственно на колеса шасси воздушного судна.
Отличительным признаком является использование быстросъемного устройства, преобразующего энергию силовой установки в крутящий момент на колеса основных стоек шасси воздушного судна, воспринимающих большую часть его веса, что позволяет развить большую силу тяги по сцеплению с опорной поверхностью.
Заявляемое устройство для транспортировки воздушных судов, содержащее тягач, оборудованный стационарной силовой установкой, в задней части которого шарнирно закреплено водило, несущее на конце вилкообразный захват и приспособление для передачи крутящего момента на колеса шасси воздушного судна, отличается тем, что содержит быстросъемное приспособление, включающее в себя механизм фиксации на стойки шасси воздушного судна, редуктор и гидромоторы. Данное устройство позволяет использовать для транспортировки воздушного судна аэродромные подвижные установки, обеспечивать возможность отбора мощности от стационарной силовой установки и передачу крутящего момента непосредственно к колесам шасси воздушного судна, тем самым делая их ведущими на момент транспортировки, что ведет к увеличению силы тяги агрегата, повышению его проходимости, возможности буксировки тяжелых воздушных судов легкими тягачами, расширению спектра использования средств аэродромно-технического обеспечения полетов.
Заявляемое устройство изображено на Фиг.1 - общий вид сверху; на Фиг.2 - принципиальная схема быстросъемного приспособления данного транспортировочного устройства; на Фиг.3 - принципиальная гидравлическая схема заявляемого транспортировочного устройства.
На Фиг.1 изображено устройство для транспортировки воздушных судов, включающее следующие элементы: тягач 1, стационарную силовую установку 2, гидравлический насос 3, водило 4, колесо передней стойки 5, трубопроводы 6, редуктор 7, гидромоторы 8.
На Фиг.2 изображена принципиальная схема быстросъемного приспособления транспортировочного устройства воздушных судов, включающая следующие элементы: редуктор 7, гидромоторы 8, обод колеса шасси воздушного судна 9, механизм фиксации 10.
На Фиг.3 изображена принципиальная гидравлическая схема заявляемого транспортировочного устройства, включающая следующие элементы: гидравлический бак 11, трехпозиционный электромагнитный клапан 12, гидромоторы 8, манометры 13, 14, фильтры 15, обратный клапан 17, регулятор давления 16, гидравлический насос 3.
Транспортировочное устройство воздушных судов содержит тягач 1, оборудованный стационарной силовой установкой 2, мощность которой передается на гидравлический насос 3, на задней части рамы которого шарнирно закреплено водило 4, несущее на конце вилкообразный захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси воздушного судна 5. К колесам основных стоек шасси воздушного судна посредством механизма фиксации крепится быстросъемное приспособление, позволяющее передавать на них крутящий момент от стационарной силовой установки 2. Быстросъемное приспособление состоит из редуктора 7, гидромоторов 8 и механизма фиксации 10. Привод гидромоторов 8 осуществляется от гидравлического насоса 3, имеющего привод от стационарной силовой установки 2. При этом гидравлическая жидкость из бака 11 через фильтр 15, обратный клапан 16 подается под давлением по трубопроводам 6 к трехпозиционному электромагнитному клапану 12, с помощью которого осуществляется управление из кабины водителя приводом гидромоторов при передаче крутящего момента на колеса шасси воздушного судна.
Устройство работает следующим образом.
Перед буксировкой тягач 1 подъезжает к воздушному судну и подстыковывается посредством водила 4 к передней стойке шасси воздушного судна 5, при этом запускается двигатель стационарной силовой установки 2, и с помощью механизма фиксации 10 подсоединяется быстросъемное приспособление на колеса основных стоек шасси воздушного судна. Затем приводится в движение гидравлический насос 3, подающий под высоким давлением, величина которого определяется по манометру 13, гидравлическую жидкость из бака 11 через фильтры 15 и обратный клапан 17 к трехпозиционному электромагнитному клапану 12, с помощью которого осуществляется управление из кабины водителя приводом гидромоторов 8 при передаче крутящего момента на колеса шасси воздушного судна. Регулирование величины передаваемого крутящего момента производится при помощи регулятора давления 16, выполняющего также функцию предохранительного клапана. Контроль за величиной передаваемого крутящего момента осуществляется по манометру 14.
Изготовление транспортировочного устройства для буксировки воздушных судов производится из узлов и агрегатов, серийно выпускаемых промышленностью.
Источники информации
1. SU 171165 A1, B64F 1/22, 07.02.1992 г. Бюл. №5.
2. RU 2139227 A1, B64F 1/22, 10.10.1999 г. Бюл. №28.
3. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов (справочное пособие). Страхов Л.Н. М.: Воениздат, 1973. - 280 с.
4. SU 452527 A1, B64F 1/22, 05.12.1974 г. Бюл. №5.
Транспортировочное устройство воздушных судов, содержащее тягач, оборудованный стационарной силовой установкой, в задней части которого шарнирно закреплено водило, несущее на конце вилкообразный захват, взаимодействующий с передней стойкой шасси воздушного судна, и приспособление для передачи крутящего момента на колеса шасси воздушного судна, отличающееся тем, что приспособление для передачи крутящего момента выполнено быстросъемным, включающим в себя механизм фиксации на основные стойки шасси воздушного судна, редуктор и гидромоторы и преобразующим энергию силовой установки в крутящий момент на колеса основных стоек шасси воздушного судна, делая их ведущими на момент транспортировки.