Способ и устройство контроля заполнения пути

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов. Способ заключается в том, что на питающий конец первой рельсовой линии подают сигнал переменного тока, на приемном конце первой рельсовой линии путевым реле принимается данный сигнал. На питающий конец второй рельсовой линии подают сигнал переменного тока, по значениям напряжений и токов первой и второй рельсовой линии определяют их входные сопротивления. По входному сопротивлению свободной первой рельсовой линии определяют сопротивление изоляции, с учетом которого по входному сопротивлению второй рельсовой линии определяют длину свободной части пути. Устройство содержит рельсовую линию (9), блок коммутации (5), реле (14), контакты реле (19), согласующие трансформаторы (6-8), преобразователь (4), регистры (16-17), программируемое постоянное запоминающее устройство (15), дополнительно содержит вторую рельсовую линию (10), ограничивающий резистор (2), генератор (1), кабельные линии (11-13), второй преобразователь (3), второе ППЗУ (18). Достигается повышение надежности контроля заполнения пути. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности рельсовой линии, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих же участках, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [Патент РФ №2025358, МПК B61L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком этого способа является то, что он не позволяет осуществлять контроль заполнения пути.

Известен способ контроля заполнения пути, заключающийся в том, что задают уровень сигнала в рельсовой линии на свободном участке пути, определяют фактический уровень сигнала в рельсовой линии на занятом контрольном участке пути, который сравнивают с заданным, определяют разницу между ними, по которой определяют длину свободной части контрольного участка пути, задают величину входного сопротивления рельсовой линии свободного участка пути, определяют фактическую величину входного сопротивления рельсовой линии свободного контрольного участка пути, которую сравнивают с заданной, и определяют разницу между ними, по которой определяют корректирующий уровень сигнала в рельсовой линии, на который уменьшают заданный уровень сигнала в рельсовой линии свободного контрольного участка при превышении заданной величиной входного сигнала сопротивления рельсовой линии фактической [Патент РФ №2025356, МПК B61L 23/10. Способ контроля свободности путевых участков. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.]. Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль заполнения пути.

Известно устройство, позволяющее контролировать заполнения пути, содержащее рельсовую линию, блок коммутации, реле, контакты реле, согласующие трансформаторы, преобразователь, регистры, программируемое постоянное запоминающее устройство [Патент РФ №2025360, МПК B61L 23/16. Устройство для отслеживания движения поезда. Авторы: Полевой Ю.И., Секменев А.В. БИ №24, 1994 г.].

Недостатком данного устройства является низкая надежность контроля заполнения пути.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля заполнения пути.

Технический результат достигается тем, что в способе контроля заполнения пути, заключающемся в том, что на питающий конец первой рельсовой линии подают сигнал переменного тока, на приемном конце первой рельсовой линии путевым реле принимается данный сигнал, на питающий конец второй рельсовой линии подают сигнал переменного тока, по значениям напряжений и токов первой и второй рельсовой линии определяют их входные сопротивления, по входному сопротивлению свободной первой рельсовой линии определяют сопротивление изоляции, с учетом которого по величине входного сопротивления второй рельсовой линии определяют длину свободной части пути.

Устройство контроля заполнения пути, содержащее рельсовую линию, блок коммутации, реле, контакты реле, согласующие трансформаторы, преобразователь, регистры, программируемое постоянное запоминающее устройство, дополнительно содержит вторую рельсовую линию, генератор, кабельные линии, второй преобразователь, второе ППЗУ, причем выход генератора через ограничивающий резистор и первый преобразователь подключен к переключающему устройству, которое через кабельную линию и согласующий трансформатор подключено к питающему концу первой рельсовой линии, к приемному концу которой через согласующий трансформатор и кабельную линию подключена обмотка путевого реле, вторая рельсовая линия через согласующий трансформатор и кабельную линию также подключена к переключающему устройству, которое подключено ко второму регистру и общему контакту контактного тройника путевого реле, фронтовой контакт которого подключен к входу С первого регистра, выход Q которого подключен к входу А второго ППЗУ, вход В которого подключен к выходу Q второго регистра, выход первого преобразователя подключен к входу А первого ППЗУ, вход В которого подключен к выходу второго преобразователя, вход которого подключен к выводам ограничивающего резистора, выход Q первого ППЗУ подключен к входу А первого регистра и входу А второго регистра.

На чертеже представлено устройство контроля заполнения пути, которое содержит следующие элементы: генератор 1, ограничивающий резистор 2, преобразователи 3 и 4, переключающее устройство 5, согласующие трансформаторы 6, 7 и 8, рельсовые линии 9 и 10, эквивалентные сопротивления кабельных линий 11, 12 и 13, путевое реле 14, первое программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) 15, регистры 16 и 17, второе программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) 18, фронтовой контакт реле 19.

Приборы устройства контроля заполнения пути (чертеж) соединены следующим образом. Выход генератора 1 через ограничивающий резистор 2 подключен ко входу первого преобразователя 4 и входам 5 и 6 переключающего устройства 5, входы 1 и 2 которого через эквивалентное сопротивление кабельной линии 12 и согласующий трансформатор 7 подключены к питающему концу первой рельсовой линии 9, к приемному концу которой через согласующий трансформатор 6 и эквивалентное сопротивление кабельной линии 11 подключена обмотка путевого реле 14. Вторая рельсовая линия 10 через согласующий трансформатор 8 и эквивалентное сопротивление кабельной линии 13 подключена к входам 3 и 4 переключающего устройства 5, выход 7 которого подключен к входу С второго регистра 17 и общему контакту тройника 19, фронтовой контакт которого подключен к входу С первого регистра 16, выход Q которого подключен к входу А второго ППЗУ 18, вход В которого подключен к выходу Q второго регистра 17. Выход первого преобразователя 4 подключен к входу А первого ППЗУ 15, вход В которого подключен к выходу второго преобразователя 3, вход которого подключен к выводам ограничивающего резистора 2. Выход Q первого ППЗУ 15 подключен к входу А первого регистра 16 и входу А второго регистра 17.

Работа устройства, реализующего предлагаемый способ, осуществляется следующим образом. На питающий конец рельсовой линии 9 подается сигнал переменного тока от генератора 1 через ограничивающий резистор 2, переключающее устройство 5, эквивалентное сопротивление кабельной линии 12, согласующий трансформатор 7. На приемном конце рельсовой линии 9 этот сигнал принимается через согласующий трансформатор 6, эквивалентное сопротивление кабельной линии 11 путевым реле 14. На питающий конец рельсовой линии 10 подается сигнал переменного тока от генератора 1 через ограничивающий резистор 2, переключающее устройство 5, эквивалентное сопротивление кабельной линии 13, согласующий трансформатор 8. Значения напряжений и токов питающих концов первой рельсовой линии 9 и второй рельсовой линии 10 посредством первого преобразователя ПР1 4 и второго преобразователя ПР2 3 в двоичном коде подаются на входы А и В первого ППЗУ 15, где определяются входные сопротивления рельсовых линий 9 и 10. Переключение приборов осуществляет переключающее устройство ПУ 5 (клеммы 1, 2, 3, 4, 5, 6). С выхода ППЗУ 15 двоичный код с информацией о значениях входных сопротивлений поступает на входы А первого регистра PГ1 16 и второго регистра РГ2 17, запись информации в эти регистры происходит по сигналу с устройства ПУ 5. Во второй регистр РГ2 17 записывается информация о значении входного сопротивления пути, а в первый регистр РГ1 16 - о значении входного сопротивления стрелочной секции при условии, что она свободна, то есть когда замкнут фронтовой контакт путевого реле 19. Сигналы с выходов регистров поступают на входы А и В второго ППЗУ 18, в котором по входному сопротивлению свободной первой рельсовой линии 9 определяют сопротивление изоляции, с учетом которого по входному сопротивлению второй рельсовой линии 10 определяют длину свободной части пути.

Данное изобретение позволит повысить достоверность контроля заполнения пути при пониженном сопротивлении изоляции.

1. Способ контроля заполнения пути, заключающийся в том, что на питающий конец первой рельсовой линии подают сигнал переменного тока, на приемном конце первой рельсовой линии путевым реле принимается данный сигнал, на питающий конец второй рельсовой линии подают сигнал переменного тока, по значениям напряжений и токов первой и второй рельсовой линии определяют их входные сопротивления, отличающийся тем, что по входному сопротивлению свободной первой рельсовой линии определяют сопротивление изоляции, с учетом которого по величине входного сопротивления второй рельсовой линии определяют длину свободной части пути.

2. Устройство контроля заполнения пути, содержащее рельсовую линию, блок коммутации, реле, контакты реле, согласующие трансформаторы, преобразователь, регистры, программируемое постоянное запоминающее устройство, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит вторую рельсовую линию, генератор, кабельные линии, второй преобразователь, второе ППЗУ, причем выход генератора через ограничивающий резистор и первый преобразователь подключен к переключающему устройству, которое через кабельную линию и согласующий трансформатор подключено к питающему концу первой рельсовой линии, к приемному концу которой через согласующий трансформатор и кабельную линию подключена обмотка путевого реле, вторая рельсовая линия через согласующий трансформатор и кабельную линию также подключена к переключающему устройству, которое подключено ко второму регистру и общему контакту контактного тройника путевого реле, фронтовой контакт которого подключен к входу С первого регистра, выход Q которого подключен к входу А второго ППЗУ, вход В которого подключен к выходу Q второго регистра; выход первого преобразователя подключен к входу А первого ППЗУ, вход В которого подключен к выходу второго преобразователя, вход которого подключен к выводам ограничивающего резистора; выход Q первого ППЗУ подключен к входу А первого регистра и входу А второго регистра.