Тяговый привод локомотива
Иллюстрации
Показать всеРеферат
пц 6I7 3I2
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик, (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 21.06.76 (21) 2376472/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.78. Бюллстень № 28 (45) Дала опубл и кован ия описания 17.07.78 (51) М. Кл. В 61С
9/48
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.1.02/03:
: 621.333.2 (088.8) (72) Авторы изобретения Е. П. Акишин, Е. М. Богопольский, A. И. Гибалов, А:= Т;--Литиинев, =- — - —, С. П. Филонов и П. М. И1евченко
Ворошиловградский тепловозостроительныи завод им. Октябрьской революции (71) Заявитель (54) ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и касается локомотивостроения, а именно устройства тягового привода локомотива.
Известен тяговый привод локомотива, 5 содержащий тяговый электродвигатель, закрепленный на раме тележки, и зубчатый редукгор в силовом корпусе, опирающийся с одной стороны через подшипники качения на ступицу ведомого зубчатого колеса, напрессованную на ось колесной пары, а с другой стороны шарнирно закрепленный на раме тележки, при этом ведущая шестерня редуктора соединена с валом тягового электродвигателя. 15
Преимуществом этого тягового привода является то, что тяговый электродвигатель, закрепленный на раме тележки, являясь обрессоренным элементом привода, защищен от динамического воздействия железнодорожного пути, а также то, что зубчатый редуктор может быть выполнен с наибольшим передаточным отношением, что очень важно с точки зрения получения наибольшей силы тяги для грузового локомотива.
Однако в связи с тем, что зубчатый редуктор с одной стороны жестко опирается на ось колесной пары, в этом тяговом приводе имеет место значительное динамическое воздействие железнодорожного пути на зубчатый редуктор, что снижает долговечность редуктора и привода в целом.
Динамические нагрузки в этом тяговом приводе воспринимаются непосредственно от оси колесной пары силовыми элементами зубчатого редуктора и прежде всего подшипниками качения, через которые зубчатый редуктор опирается на ось колесной пары.
Известен также тяговый привод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, связанный с рамой тележки, и зубчатый редуктор, ведомое зубчатое колесо которого ступицей посредством упругих элементов связано с осью колесной пары, при этом зубчатый редуктор опирается одной стороной силового корпуса на подшипники качения, установленные на ступице ведомого зубчатого колеса, а другой — связан поводком с рамой тележки.
Упругие элементы, установленные между полым валом и осью колесной пары, работают на сжатие и поэтому обладают незначительной податливостью, вследствие чего они не могут обеспечить достаточное снижение динамических нагрузок от железнодорожного пути на тяговый электродвигатель и зубчатый редуктор, опирающиеся на
617312 ось колесной пары через эти упругис элементы, что снижает долговечность тягового привода.
Цель изобретения — снижение динамических нагрузок на элементы привода за счет обеспечения самоустановки редуктора.
Это достигается тем, что на оси колесной пары в вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось редуктора, установлен жестко закрепленный диск, а ступица ведомого зубчатого колеса выполнена в виде тарелок, расположенных по обе стороны диска с зазором, в котором размещены упомянутые упругие элементы, сжатые тарелками.
Кроме того, поводок может быть расположен в плоскости диска.
На чергеже показан предлагаемый тяговыйй п р и вод.
Тяговый электродвигатель 1 с полым валом 2 якоря закреплен на раме 3 тележки.
Ведущая шестерня 4 зубчатого редуктора с помощью системы, передающей крутящий момент и состоящей, например, из торсиона 5, диафрагменной резино-кордной муфты б и зубчатой муфты 7, позволяющей одновременно компенсировать относительные перемещения тягового электродвигателя и зубчатого редуктора, соединена с валом тягового электродвигателя. Ведомое зубчатое колесо 8 своей ступицей, выполненной в видиненный с осью 11 колесной пары 12, усде тарелок 9, охватывающих диск 10, соетановлено на оси колесной пары с помощью упругих элементов 13, выполненных в виде резино-металлических шайб, расположенных между торцами тарелок и диска и связанных с ними. Зубачтый редуктор с ведущей шестерней опирается с одной стороны через подшипники 14 качения на ступицу ведомого зубчатого колеса и далее через резино-металлические шайбы и диск — на ось колесной пары, а с другой — шарнирно подвешен к раме тележки с помощью поводка 15.
Между торцами тарелок, диска и резинометаллических шайб имеются каналы для прохождения воздуха, охлаждающего эти шайбы. Такое расположение упругих элементов одновременно в продольной плоскости симметрии зубчатого редуктора и вне его сокращает осевые габариты зубчатого редуктора и исключает попадание на упругие элементы смазки редуктора, что повышает их долговечность.
Резино-металлические шайбы, воспринимая нагрузки зубчатого редуктора, работа5
55 ют на сдвиг и поэтому обладают большой податливостью, так как резина имеет большую податливость при напряжениях сдвига, чем при напряжениях сжатия.
Большая податливость резино-металлических шайб обеспечивает достаточное снижение динамических нагрузок от железнодорожного пути на зубчатый редуктор.
Тяговый привод локомотива работает следующим образом.
Крутящий момент от тягового электродвигателя 1 через систему, передающую крутящий момент и позволяющую компенсировать относительные перемещения тягового электродвигателя и зубчатого редуктора, передается на ведущую шестерню зубчатого редуктора и, редуцируясь в нем, через резино-металлические шайбы — па ось пары 12.
Тяговый электродвигатель, являясь полностью обрессоренным элементом привода, защищен от динамических воздействий железнодорожного пути.
Зубчатый редуктор также защищен от динамических воздействий железнодорожного пути.
Таким образом, и тяговый электродвигатель и зубчатый редуктор защищены от динамических воздействий железнодоро>кного пути, что обеспечивает увеличение долговечности тягового привода локомотива в целом.
Формула изобретения
1. Тяговый привод локомотива, содержащий тяговый электродвигатель, связанный с рамой тележки, и зубчатый редуктор, ведомое зубчатое колесо козорого ступицей посредством упругих элементов связано с осью колесной пары, при этом зубчатый редуктор опирается одной стороной силового корпуса на подшипники качения, установленные на ступице ведомого зубчатого колеса, а другой — связан поводком с рамой тележки, отличающийся тем, что, с целью снижения динамических нагрузок на элементы привода, на оси колесной пары ь вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось редуктора, установлен жестко закрепленный диск, а ступица ведомого зубчатого колеса выполнена в виде тарелок, расположенных по обе стороны диска с зазором, в котором размещены упомянутые упругие элементы, сжатые тарелками.
2, Привод по п. 1, отличающийся тем, что поводок расположен в плоскости диска.
Редактор Т. Горячева
Составитель Б. Левин
Техред Е. Хмелева
Корректоры: А. Степанова и Л. Брахнина
Заказ 1268/9 Изд. № 540 Тираж 655
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Подписное