Система подкачки топлива
Реферат
СИСТЕМА ПОДКАЧКИ ТОПЛИВА , содержащая расходную магистраль с последовательно соединенными внутрибаковым насосом, пожарным краном и фильтром, через которую в месте установки двигательного насоса замкнут контур питания термообменника, и возвратную магистраль, соединенную с расходной через обратный клапан и жиклер в линии перепуска, а с баком через кран в линии слива, а также датчики расхода подаваемого и возвращаемого топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, линия перепуска подключена к участкам расходной и возвратной магистралей соответственно перед и за датчиками расхода и снабжена нормально открытым электрокраном, в цепи питания которого размещен блок включения форсажа.
Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к устройствам, обеспечивающим подачу топлива к силовой установке. Известны системы подкачки топлива, содержащие расходный топливный бак, подкачивающий баковый насос, магистраль подачи топлива, расходомер и двигательный подкачивающий насос. Такие системы недостаточно надежны из-за опасности подачи в двигатель перегретого топлива и недостаточной точности контроля его расхода. Известны также системы подкачки, содержащие расходную магистраль с последовательно соединенными внутрибаковым насосом, пожарным краном и фильтром, через которую в месте установки двигательного насоса замкнут контур питания теплообменника, и возвратную магистраль, соединенную с расходной через обратный клапан и жиклер в линии перепуска, а с баком через кран в линии слива. Такие системы имеют невысокую надежность из-за сложности средств включения слива топлива и неточности контроля расхода топлива. Целью изобретения является повышение надежности системы. Для достижения поставленной цели линия перепуска подключена к участкам расходной и возвратной магистралей перед и за соответствующими датчиками расхода и снабжена нормально открытым электрокраном, в цепи питания которого размещен блок включения форсажа. Описываемая система представлена на чертеже. Система состоит из расходного бака 1, установленного в нем подкачивающего насоса 2, бачка-аккумулятора 3, расходной магистрали 4, с установленным в ней обратным клапаном 5, пожарного крана 6, основного датчика 7 расхода, установленного на двигателе подкачивающего насоса 8, фильтра 9, самолетных теплообменников 10, теплобменника 11, возвратной магистрали 12, датчика 13 возвращаемого топлива, линии 14 перепуска с установленными в ней нормально открытым электрокраном 15, обратным клапаном 16 и жиклером 17, линии 18 слива с обратным клапаном 19, крана 20, блока 21 включения форсажа, блока 22 включения аварийного слива, суммирующего блока 23 и показывающего прибора 24. При малом расходе топлива на двигатель работа системы протекает следующим образом. Топливо из расходного бака 1 с помощью подкачивающего насоса 2 поступает в расходную магистраль 4, и часть топлива поступает в бачок-аккумулятор 3, а основная часть топлива поступает через обратный клапан 5 и пожарный кран 6 к датчику 7, причем часть этого топлива проходит через самолетные теплообменники 10 и сливается в магистраль 4 за обратным клапаном 5. Далее топливо проходит датчик 7 и им учитывается, сигнал, соответствующий прошедшему количеству топлива, поступает на суммирующее устройство 23. После датчика 7 топливо поступает на вход двигательного подкачивающего насоса 8. После насоса 8 топливо поступает на фильтр 9 и далее в двигатель. Часть топлива от насоса 8 через датчик 13, по возвратному трубопроводу 12 поступает к крану 20, который направляет топливо в линию 14 перепуска, и через нормально открытый электрокран 15, обратный клапан 16 и жиклер 17 поступает в расходную магистраль 4 на вход датчика 7. Эта часть топлива, уже учтенная датчиком 7 и возвращаемая в расходную магистраль на вход этого датчика, учитывается датчиком 13 путем вычитания в суммирующем устройстве. Жиклер 17, установленный в линии 14 перепуска, ограничивает расход возвратного топлива до заданной величины. При повышении температуры топлива перед двигателем, а следовательно и в возвратной магистрали, срабатывает термочувствительный элемент в кране 20 и направляет поток горячего топлива в расходный бак 1 по сливной магистрали 18 через обратный клапан 19. С увеличением расхода топлива на двигатель увеличивается расход топлива через датчик 7, при неизменном расходе топлива через датчик 13, и с момента, когда расход топлива через датчик 7 достигнет большего, чем минимальный расход, обеспечивающий заданную точность расхода топлива через датчик 7, а в предлагаемой системе это совпадает с началом форсажного режима от блока включения форсажа, поступает сигнал на закрытие электрокрана 15. Закрытие электрокрана 15 дает возможность использовать насос 8 оптимальной производительности, обеспечивающий работу двигателя на форсажном режиме. С уменьшением расхода топлива на двигатель уменьшается расход и через датчик 7. При очень малых расходах чувствительность датчика, а следовательно, и точность его падают. Для компенсации уменьшающегося расхода на вход в датчик 7 поступает топливо, учитываемое датчиком 13, по возвратной магистрали. Таким образом, данная система с термочувствительным элементом в кране 20, упрощающим перепуск в бак нагретого топлива, и возвратным датчиком 13, учитывающим перепускаемое топливо и одновременно сужающим диапазон измерения расхода топлива основным датчиком 7, повышает надежность системы перекачки.
Формула изобретения
СИСТЕМА ПОДКАЧКИ ТОПЛИВА, содержащая расходную магистраль с последовательно соединенными внутрибаковым насосом, пожарным краном и фильтром, через которую в месте установки двигательного насоса замкнут контур питания термообменника, и возвратную магистраль, соединенную с расходной через обратный клапан и жиклер в линии перепуска, а с баком через кран в линии слива, а также датчики расхода подаваемого и возвращаемого топлива, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, линия перепуска подключена к участкам расходной и возвратной магистралей соответственно перед и за датчиками расхода и снабжена нормально открытым электрокраном, в цепи питания которого размещен блок включения форсажа.РИСУНКИ
Рисунок 1MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000
Извещение опубликовано: 27.12.2000