Устройство для управления гидрозамедлителем транспортных машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И C А Н И Е »721611

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.10.77 (21) 2538556/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл2

F 16 D 65/14

F 16 D 65/32

Государственный комитет

Опубликовано 15.03.80. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания 25.03.80 (53) УДК 62-522 (088.8) 60 делам изооретеиий и открытий

Л. С. Гаронин, Н. К. Дьячков, М. Н. Дзядык, В. С. Рымар и О. И. Гируцкий (72) Авторы изобретения

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт и Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт автобусостроения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОЗАМЕДЛИТЕЛЕМ

ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления автомашинами.

Известны устройства для управления гидрозамедлителями автомашин, содержащие связанный с гидрозамедлителем распределитель следящего действия золотникового типа, в котором торцовая полость золотника соединена с пневматическим регулятором давления, имеющим рукоятку ручного управления (lj.

Недостаток этого устройства заключается в том, что для управления регулятором водитель автомашины должен отрывать руки от рулевого колеса при движении по извилистой дороге, особенно на уклонах.

Это затрудняет работу водителя, поэтому снижается безопасность движения.

Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации.

Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве установлен второй пневматический регулятор давления и избирательный клапан, причем оба регулятора давления соединены трубопроводами с противоположными сторонами избирательного клапана и через него сообщаются с торцовой полостью золотника, при этом пневматические регуляторы давления выполнены в виде двухпозиционных клапанов с нижним управлением.

Избирательный клапан выполнен в виде корпуса с расположенным в нем двухступенчатым поршнем, полость большего диаметра которого соединена с золотником и трубопроводом, соединяющим эту полость с одним из двухпозиционных клапанов, а полость меньшего диаметра с другим двухпозицион10 ным клапаном, при этом в гнезде поршня клапан подпружинен к поршню.

Предлагаемое устройство поясняется чертежом.

Гидрозамедлитель 1 связан магистральIS ными трубопроводами — патроном 2 и всасывающим 3 — с золотником 4 распределителя, в который через насос 5 подается рабочая жидкость из резервуара 6, а слив отработанной жидкости в этот резервуар происходит через трубопровод 7. Рабочая ур жидкость охлаждается теплообменником 8.

Магистрали 9 и 10 соединены с гидротрансформатором.

Торцовая полость 11 золотника 4 соединена с избирательным клапаном 12, кото721611!

О

$$

Формула изобретения

4$

$0

$$ рый через трубопровод 13 соединен с двухпозиционным клапаном 14, а через трубопровод 15 с другим двухпозиционным клапаном 16. Каждый двухпозиционный клапан выполнен в виде корпуса, в котором расположен шток 17, подпружиненный к перемычке 18 корпуса и имеющий канал 19, а снизу корпус имеет полость 20, в которой установлен подпружиненный к дну корпуса клапан 21, при этом полость 20 имеет отверстие 22, соединенное через магистраль

23 с ресивером сжатого воздуха 24. Полость

25 над клапаном 21 соединена через трубопровод 13 (15) с избирательным клапаном 12.

В полости 26 имеется отверстие 27, соединенное с атмосферой.

Избирательный клапан 12 состоит из корпуса, в котором расположен двухступенчатый поршень 28, разделяющий полость корпуса на две части: меньшую А, соединенную с трубопроводом 13 и через него с клапаном 14, и большую Б, соединенную с трубопроводом 15 клапана 16 и патрубком 29, соединенным с полостью 11 золотника 4.

В меньшей ступени поршня 28 имеется гнездо, в котором установлен клапан 30 со стержнем 31, подпружиненным к поршню и снабженным на другом ее конце другим клапаном 32, перекрывающим отверстие ЗЗ в дне корпуса, соединенное с трубопроводом 15.

Магистралью 34 напорная магистраль 2 соединяется с полостью 35 под торцом золотника 4.

Работает устройство следующим образом. На тяговом режиме работы транспортной машины элементы устройства находятся в положении, изображенном на чертеже. 3олотник 4 распределителя находится в крайнем левом положении. При этом полость гидрозамедлителя 1 сообщена со сливом.

В этом случае гидрозамедлитель выключен.

Для включения первой ступени торможения водитель смещает вниз шток 17 клапана 14. Канал 19 внутри штока 17 перекрывается клапаном 21, изолируя полость

25 от атмосферы. Дальнейшее движение вниз штока 17 приводит к открытию клапана 21 и пропуску сжатого воздуха из ресивера 24 через магистраль 23 и трубопровод 13 в избирательный клапан 12. Сжатый воздух воздействует на поршень 28 и клапан 30. Поршень 28 и клапан 30 смещаются вниз. При этом входное отверстие 33 избирательного клапана 12 закрывается клапаном 32, а гнездо клапана 30 в поршне

28 открывается, пропуская сжатый воздух в полость Б избирательного клапана 12 и через патрубок 29 в полость 11 золотника 4, который перемещается вправо и соединяет всасывающую магистраль 3 через теплообменник 8 с резервуаром 6. По мере роста давления жидкости в напорной магистрали 2 эта жидкость подается через дополнительную магистраль 34 в полость 35 под подпружиненный торец золотника 4, смещая золотник влево и ограничивая давление в напорной магистрали 2. Так как в полости Б меньше, чем в полости А, избирательного клапана 12, то обеспечивается торможение тормозом-замедлителем с частичной эффекти вностью.

Для включения второй ступени торможения водитель смещает вниз шток клапана 16. При этом сжатый воздух поступает в избирательный клапан 12 через входное отверстие 33. Поршень 28 и клапаны 30 и

32 перемещаются вверх. Входное отверстие, соединенное с трубопроводом 13, и гнездо клапана 30 закрываются. Сжатый воздух под полым давлением поступает в полость 11 золотника 4. Возрастает давление в напорной магистрали 2 гидрозамедлителя 1, и торможение производится с полной эффективностью.

Таким образом, предлагаемое устройство обеспечивает удобное управление гидрозамедлителем, не отвлекает внимания водителя от дороги, водитель не отрывает руки от рулевого колеса, что повышает безопасность движения транспортного средства. Такое устройство целесообразно применять на городских автобусах, в том числе эксплуатирующихся в местностях со средней крутизной спусков. В этом случае эффективность гидрозамедлителя можно ступенчато регулировать.

1. Устройство для управления гидрозамедлителем транспортных машин, содержащее связанный с гидрозамедлителем распределитель следящего действия золотникового типа, в котором торцовая полость золотника соединена с пневматическим регулятором давления, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, в нем установлен второй пневматический регулятор давления и избирательный клапан, причем оба регулятора давления соединены трубопроводами с противоположными сторонами избирательного клапана и через него сообщаются с торцовой полостью золотника, при этом пневматические регуляторы давления выполнены в виде двухпозиционных клапанов с ножным управлением.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что избирательный клапан выполнен и виде корпуса с расположенным в нем двухступенчатым поршнем, полость большего диаметра которого соединена с золотником и трубопроводом, соединяющим эту полость с одним из двухпозиционных клапанов, а полость меньшего диаметра соединена с трубопро721611

ЦН И И П И Заказ l 03/29 Тираж 1095 Подписное

Филиал ППП Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 водом второго двухпозиционног0 клапана, при этом в поршне меньшей ступени имеется гнездо с расположенным в нем клапаном, соединенным жестким стержнем с другим клапаном, перекрывающим входное отверстие трубопровода в полости большего диаметра, при этом клапан, расположенный в гнезде поршня, подпружинен к нему

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

i. Патент США Юю 3526304, кл. F 16 D 67/00, 1968.