Самоблокирующийся дифференциалтранспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
<и 846330
Союз Советскии
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.06.79 (21) 2776069/27 11 (5I)M. Кл.
В 60 К 17/20 с присоединением заявки М
Гоеударствеииый комитет (23) Приоритет ло делам изебретеиий и открытий
Опубликовано 15.07.81. Бюллетень И 26
Дата опубликования описания 15.07.81 (53) УД К 629.113 —. — 587 (088.8) (72) Авторы изобретения
О. Т. Снегарь, В. К. Замчевский и В. В. Белогуров (71) Заявитель (54) САМОБЛОКИРУЮКИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВл
Изобретение относится к дифференциальным механизмам в частности к самоблакирующемуся дифференциалу транспортных средств.
Известен самоблокирующнйся дифференциал транспортного средства, содержащий расположенные в корпусе полуосевые шестерни, сателлиты, установленные посредством втулок на закрепленном в корпусе дифференциала водиле и находящиеся в зацеплении с полуосевыми шестернями (1).
Однако эта конструкция характеризуется
1О недостаточной надежностью в работе, большой . шумностью из-за наличия свободно перемещающихся элементов, имеющих большие зазоры и работающих с ударными нагрузками и больши15 ми удельными давлениями.
Цель изобретения -- упрощение конструкции и повышение надежности блокировки.
Поставленная цель достигается тем, что продольная ось отверстия втулки смещена относительно продольной оси сателлита.
На фиг. 1 изображен самоблокирующийся дифференциал, продольный разрез; на фиг. 2— то же, сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3
2 сателлит в незаблокированном положении; на фиг. 4 — то же, в заблокированном положении; на фиг. 5 — вариант установки сателлита на эксцентриковом элементе, выполненном в виде эксцентрикового стержня.
Самоблокирующийся дифференциал представляет собой корпус 1, состоящий из двух половин, стянутых болтами 2 в один блок. Корпус
1 может быть выполнен цельным. Этими же болтами к корпусу 1 крепится ведомая шестерня 3 главной передачи, которая придает вращательное движение корпусу 1. В корпусе известным образом установлены соосно две полуосевые шестерни 4, которые при помощи шпиц или другим способом соединены с полуосями 5.
Корпус 1 установлен в картере на подшипниках (не показаны) и может совершать у них вращательное движение. По уосевые шестерни 4 взаимно соединены парой противолежащих по оси сателлита 6. Каждый сателлит 6 установлен на эксцентриковом элементе, например эксцентриковой втулке 7, которая в свою очередь помещена на стержне 8, закрепленном в корпусе
1. Сателлиты 6 и эксцентриковые втулки 7
846330 4
55 расположены на противоположных концах. стержня 8. Между эксцентриковыми втулками установлен распорный элемент, например втулка. 9.
Оптимальная величина эксцентриситета " осей эксцентриковой втулки 2-6 мм Стержень 8, как показано на фиг. 2, смещен от центра дифференциала точки О, в плоскости вращения корпуса 1 на величину эксцентриситета осей эксцентриковой втулки 7 .При этом ось стержня
8 совпадает с осью 10 эксцентриковой втулки
7,. которая таким образом жестко связана с корпусом 1. Вторая ось 11 эксцентриковой втулки 7 непосредственно с корпусом 1 не связана. Ось 1 подвижна, проходит через центр дифференциала точку О, явля тся осью вращения сателлита и при перемещении эксцентрико. вой втулки 7 вокруг стержня 8 перемещается вокруг оси 10, т. е. вокруг их общей оси. При определенных условиях работы эксцентриковая втулка 7 располагается в корпусе 1 так, что ее оси 10 и 11 лежат в плоскости вращения корпуса 1, при этом сателлит 6 совершает дифференциальное вращение вокруг эксцентриковой втулки 7 и ее оси 11, При изменении условий работы эксцентриковая втулка 7 совместно с сателлитом 6 перемещается вокруг. стержня 8„ оси 10 эксцентриковой втулки, в сторону од. ной из полуосевых шестерен 4 и заклинивает ее.
Вариант самоблокирующегося дифференциала показан на фиг. 5, Эксцентриковый элемент дифференциала выполнен в виде эксцентрикового стержня 12, закрепленного своей осью 10 в корпусе 1 дифференциала, при этом ось 10 смещена от центра дифференциала в плоскости вращения корпуса на величину эксцентриситета е осей.
Вторая ось 1 эксцентрнкового стержня 12 под. вижна, может перемещаться вокруг оси -10.
Ось 11 является осью вращения сателлита 6.
При определенных условиях работы сателлит вращается вокруг эксцентрикового стержня 12, а при изменении условий работы перемещается вместе с эксцентриковым стержнем вокруг оси 10. Зксцентриковый стержень 12 установлен в корпусе подвижно.
Самоблокирующийся дифференциал работает следующим образом.
При движении транспортного средства крутящий момент передается от ведомой шестерни 3 через корпус 1, стержень 8, эксцентриковую втулку 7, сателлит 6, полуосевые шестерни 4, полуоси 5 на колеса транспортного средства.
При движении по прямой дороге, когда коэффициент сцепления колес с дорогой приблизитель но одинаковый, тяговое усилие распределяется равномерно на оба колеса. Под действием прило5
35 женных сил оси 10 и 11 эксцентриковой втулки 7 располагаются в плоскости вращения корпуса 1, силы, действующие на сателлит 6, находятся в равновесии. При этом сателлит 6 нормально вращается вокруг эксцентриковой втулки 7 при различных оборотах полуосевых шестерен, когда колеса транспортного средства проходят различные пути, например при поворо. тах. Сателлит 6 при этом не меняет своего положения относительно полуосевых шестерен, как показано на фиг. 3 и достигается дифференциальный эффект.
При различных коэффициентах сцепления ведущих транспортного средства с дорогой, например одно колесо движется по грунту, второе по льду, нарушается равновесие сил, действующих на сателлит 6 и эксцентриковую втулку 7, Под действием этих сил сателлит 6 вместе с эксцентриковой втулкой 7 поворачивается в плоскости вращения сателлита вокруг стержня
8 в сторону одной из полуосевых шестерен 4 и заклинивает их. Происходит блокировка полуосевых шестерен, как показано на фиг. 4.
При этом оба колеса транспортного средства сблокированы и вращаются с одинаковой скоростью. При выравнивании коэффициентов сцепления колес и сил, действующих на сателлит
6 и эксцентриковую втулку 7, последние возвращаются в положение, когда оси 10 и 11 эксцентриковой втулки размещаются в плоскости вращения корпуса 1, происходит разблокировка дифференциала. При движении транспортного средства эти процессы повторяются в зависимости от состояния дороги.
Данное изобретение позволяет упростить конструкцию самоблокнрующегося дифференциала, одновременно повышая надежность включения блокировки.
Формула изобретения
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий расположенные в корпусе полуосевые шестерни, сателлиты, установленные посредством втулок на закрепленном в корпусе дифференциала водиле и . находящиеся в зацеплении с полуосевыми шестернями, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности блокировки, продольная ось отверстия втулки смещена относительно продолькой оси сателлита.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Р 3342084, кл. 74-- 711, 1967.
8463 0
7 фиг.0
Qua .5
Составитель С. Белоусько
Техред Э. Чужик Корректор М. Пожо
Редактор Т. Веселова
Заказ 5349/24 Тираж 732
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4