Упорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ по авт. св. № 619003, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности при пусках и остановках под нагрузкой, входная кромка сегментов выполнена HanpoS/iPHue у 6 по длине больше, чем их выходные кромки. 2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что расстояние между точками каждого сегмента, образованными пересечением входной кромки с наружной боковой.поверхностью и пересечением выходной кромкиiс внутренней боковой поверхностью, больше, чем расстояние между точками сегмента , образованными пересечением наружной боковой поверхности с линией, параллельной входной кромке,проведенной из точки пересечения выходной кромки с внутренней боковой поверх«3 ностью, и пересечением входной кромки с внутренней боковой поверхностью. S со о Од ю ел м
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 С 17/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
K ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 619003 (21) 2527578/25-27 (22) 03. 10.77 (46) 23.12.86. Бюл. В 47 (72) Н.А.Вахрамов, Э. Г.Новинский, В.М.Попов, В.Н.Седенков и В.И.Максимов (53) 621.822.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 619003, кл. F 16 С 17/04, 1976. (54)(57) 1. УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ по авт. св. У 619003, о т л ич а ш шийся тем, что, с целью повышения несущей способности при пусках и остановках под нагрузкой, входная кромка сегментов выполнена
„„SU„„906215 A 2 по длине больше, чем их выходные кромки.
2. Подшипник по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что расстояние между точками каждого сегмента, образованными пересечением входной кромки с наружной боковой поверхностью и пересечением выходной кромки с внутренней боковой поверхностью, больше, чем расстояние между точками сегмента, образованными пересечением наруж-. ной боковой поверхности с линией, параллельной входной кромке, проведенной из точки пересечения выходной кромки с внутренней боковой поверхностью, и пересечением входной кром- Е ки с внутренней боковой поверхностью.
906215
55
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для восприятия осевых нагрузок вращающихся валов.
По основному авт. св. У 619003 5 известен упорный подшипник скольжения, содержащий сегменты, у которых точки пересечения эаходных кромок с наружной и внутренней боковыми поверхностями сегментов расположены на меньшем диаметре,. чем точки пересечения выходных кромок с их наружной и внутренней боковыми поверхностями сегментов.
При рабочем направлении вращения смазывающая жидкость захватывается из
15 межсегментного пространства вращающимся диском пяты и через заходную кромку подается на рабочую поверхность сегментов для образования несущего гидродинамического клина. Смазывающая жидкость, участвующая в образовании несущего гидродинамического клина, имеет результирующую скорость движения, направленную под острым углом к вектору окружной скорости вращения.
Рабочие поверхности сегментов расположены оптимально к вектору результирующей скорости движения слоя смазывающей жидкости, идущего на образование высоконагруженного гидродинамического клина при номинальной частоте вращения.
Ч„, по своей величине растет быстрее параметра окружной скорости. По аналогичным причинам изменение на- 35 правления результирующей скорости движения Ч будет происходить и эа счет изменения вязкости смаэывающей
1 жидкости вследствие температурных колеб аний. 40
Рабочие поверхности сегментов, как уже указывалось выше, выбираются для определенного числа оборотов, когда входной тракт сегментов расположен оптимально к вектору результирующей сКорости движения смазывающей жидкости.
Однако при пусках и остановках подшипникового узла под нагрузкой происходит изменение частоты вращеО ния ротора и нарушается оптимальная взаимосвязь между направлением вектора результирующей скорости движения потока смазывающей жидкости и расположением входного тракта сегментов.
Это приводит к тому, что часть смазывающей жидкости, которая на номинальной частоте вращения участвовала в образовании несущего гидродинамического клина, в режиме пуска или остановки под нагрузкой будет уходить
"паразитно" с рабочей поверхности сегментов через боковые кромки. Увеличение расхода смазывающей жидкости через боковые кромки приведет к уменьшению количества жидкости, проходящей через гидродинамический клин, и, следовательно, будет происходить снижение несущей способности подшипника в пусковом режиме.
Цель изобретения — устранение укаэанных недостатков, т.е. повышение несущей способности упорного подшипника скольжения при пусках и остановках под нагрузкой.
Укаэанная цель достигается тем, что в упорном подшип скольжения, у которого точки пересечения входных кромок с наружной боковой поверхностью сегментов расположены на меньшем диаметре, чем точки пересечения выходных кромок сегментов с их наружной боковой поверхностью, точки пересечения входных кромок сегментов с их внутренней боковой поверхностью расположены на меньшем диаметре, чем точки пересечения выходных кромок сегментов с их внутренней боковой поверхностью, входные кромки сегментов выполнены по длине больше, чем их выходные кромки. При этом расстояние между точками каждого сегмента, образованными пересечением входной кромки с наружной боковой поверхностью и пересечением выходной кромки с внутренней боковой поверхностью, выполнено больше, чем расстояние между точками сегмента, образованными пересечением наружной боковой поверхности с линией, параллельной входной кромке, проведенной из точки пересечения выходной кромки с внутренней боковой поверхностью, и пересечением входной кромки с внутренней боковой поверхностью.
На чертеже изображен описываемый упорный подшипник скольжения.
Упорный подшипник скольжения включает в себя сегменты 1 С входной кромкой 2, выходной кромкой 3, наружной боковой поверхностью 4 и внутренней боковой поверхностью 5. Точки 6 и 7 образованы пересечением заходной кромки 2 с наружной и внутренней боковыми поверхностями 4 и 5 сегментов 1. Точка 8 сегментов 1 образована пересече906215
Редактор С.Титова Техред М.Ходанич Корректор C.ùeK ð
Заказ 6979/3
Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5,Производственно-полиграфическое. предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4 нием выходной кромки 3 с внутренней боковой поверхностью 5. Точка 9 сегментов 1 образована пересечением наружной боковой поверхности 4 с линией, параллельной входной кромке 2 5 и проведенной из точки 8. При этом входная кромка 2 выполнена по длине больше, чем выходная кромка 3 сегментов 1, а расстояние между точками 6 и 8 выполнено больше расстояния между точками 7 и 9.
При рабочем направлении вращения смазывающая жидкость захватывается из межсегментного пространства вращающимся диском пяты и через входную кромку 2 подается на рабочую поверхность сегментов 1 для образования несущего гидродинамического клина.
Смазывающая жидкость, участвующая в образовании несущего гидродинамического клина, имеет результирующую скорость движения, направленную под острым углом к вектору окружной скорости вращения.
Рабочие поверхности сегментов 1 расположены по направлению вектора результирующей скорости движения слоя смазывающей жидкости на номинальной частоте вращения, идущего на образование высоконагруженного гидродинамического клина. Увеличенная по длине заходная кромка 2 позволяет подавать на рабочую поверхность сегментов 1 повышенный расход смазывающей жидкости и скомпенсировать возникающие при пусках и остановках под нагрузкой дополнительные утечки, вызванные изменением частоты вращения диска пяты, что приводит к увеличению несущей способности подшипника при пусках и остановках под нагрузкой.
По данным экспериментальных испытаний опытного образца подшипника предельная нагрузочная способность на номинальной частоте вращения была сохранена при пусках под нагрузкой.