Устройство для автоматического управления скоростью транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<п1950558

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.08. 80 (21) 2975455/27-11 (S1)M К с присоединением заявки ¹â€”

В 60 К 31/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет— (53) УДК629.113 (088.8) Опубликовано 150ц82, Бюллетень ¹30

Дата опубликования описания 15.08.82

9 (72) Авторы изобретения

В.П.Лаптев и Л.С.Шишкин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

СКОРОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автоматическому управлению транспортными средствами, в частности к устройствам для автоматического управления скоростью и может быть использовано на борту автомобиля.

Известно устройство для автоматического управления скоростью транспортного средства, содержащее блок регулирования положения топливоподающего органа двигателя, связанный с выходом блока выделения сигналов ошибки по скорости, вход которого соединен с выходом бистабильного элемента, и датчик положения педали акселератора (13.

Недостатком известного устройства является то, что в режиме автоматического поддержания скорости водитель не принимает участия в управлении автомобилем. При некоторых условиях — потеря сознания, засйпание и др. это может оказаться опасным.

Кроме того,.для экстренного изменения скорости автомобиля требуется дополнительное время, обусловленное временем, необходимым водителю для переноса ноги на педаль акселератора, при необходимости увеличить скорость, и отсутствии режима торможения автомобиля двигателем при переносе ноги на педаль тормоза.

5 Цель изобретения — сокращение. времени, необходимого для экстрен.— ного изменения скорости.

Цель достигается тем, что известное устройство снабжено связанным с выходом бистабильного элемента блоком формирования сигналов сопротивления перемещению педали акселератора, сумматором и.блоком определения изменения положения педали, выход которого связан с входом би.стабильного элемента, а один и другой входы — соответственно с выходом бистабильного элемента и датчиком положения педали акселератора, подключенным к одному из входов сумматора, второй вход которого соединен с выходом блока выделения сигнала ошибки по скорости, а выходс входом блока регулирования положения топливоподающего органа двигате25 ля.

С целью повышения плавности.регулирования скорости блок формировании сигналов сопротивления перемещения педали связан с выходом бистабильного элемента через блок задержки.

950558

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Устройство содержит блок 1 регулирования положения топливоподающего органа двигателя, включающий в себя узел 2 сравнения сигналов, b выход которого через привод 3 соединен с топливоподающим органом 4 двигателя (например с дроссельной заслонкой),снабженным датчиком 5 его положения, причем выход датчика 5 10 соединен со входом узла 2, а другой вход узла 2 служит входом блока 1.

Кроме того, устройство включает в себя блок 6 выделения сигнала ошибки по скорости, включающий в себя дат- 15 чик 7 скорости, узел 8 памяти и узел

9 сравнения сигналов, один из входов которого соединен с датчиком 7 скорости, а другой — узла памяти 8.

Педаль 10 акселератора снабжена возвратным приспособлением (пру1 жиной) 11 и датчиком 12 положения.

С педалью 10 связан якорь электро- магнита 13, управляющего упором 14.

Выход блока 6 соединен со входом блоd5 ка 1 через сумматор 15. Устройство содержит также блок 16 определения изменения положения педали 10, содержащий узел 17 памяти и пороговый элемент 18, входы которого саединены с выходом узла 17 и с выходом датчика 12. В устройстве предусмотрен также включатель 19 в цепи запус ка бистабильного элемента 20, выход которого соединен со входами управления узлов 8 и 17. Отключаю- 35 щий вход элемента 20 связан с выходом блока 16 через диодную сборку

21 (элемент ИЛИ). Выход датчика 12 соединен с одним из входов сумматора 15. В цепи Ьитания электромаг- 4() нита 13 включен блок 22 задержки, который .выполнен, например на элементе 23 памяти с узлом выбора информации, к запрещающему входу которого подключен детектор 24 направления перемещения педали.

Формула изобретения

Устройс;тво работает следующим образом.

В режиме регулирования скорости элемент 20 обеспечивает соединение датчика 7 скорости с узлом 8 и второго узла 17 памяти с выходом датчика 12 положения педали 10. Иажимая на педаль 10 водитель через блок 1 воздействует на топливоподающий орган транспортного средства. Работа блока 1 основана на сравнении сигналов с датчика 12 и с датчика 5 положения топливоподающего органа 4 двигателя. Выходной сигнал узла 2 6О сравнения воздействует на привод 3.

В это время на вход сумматора 15 не поступает сигнал с блока 6, поскольку узел 8 памяти в это время работает в режиме воспроизведения (повто- 65 рения) сигнала с датчика 7 скорости и второй узел 9 сравнения вырабатывает нулевой сигнал.

При включении устройства вручную через включатель 19 в режим автоматического поддержания скорости изменяется состояние элемента 20. При этом узел 8 отключается от датчика 7 скорости и сохраняет после этого неизменным свой выходной сигнал, другой узел 17 памяти отключается от датчика 12 положения педали акселератора, а электромагнит 13 включается, действуя как тормоз. Скорость автомобиля автоматически поддерживается неизменной блоком 6 выделения сигнала ошибки по скорости: выходной сигнал блока 6 поступает на вход блока 1 через сумматора 15 и соответствует разности между желаемой скоростью и текущей.

При желании увеличить скорость автомобиля, водитель нажимает на педаль с усилием, превышающим сопротивление, созданное электромагнитом 13 перемещению упора. При этом увеличивается сигнал датчика 12. Когда разность сигналов, поступивших на вход элемента 18 с датчика 12 и с узла 17 превысит порог срабатына) ния, элемент 18 выдает сигнал на отклоняющий вход элемента 20 и все устройство переходит в режим регулирования скорости. Поскольку переход устройства в режим регулирования скорости сопровождается выключением электромагнита 13, а внезапное его выключение вызывает черезмерное перемещение освобождаемой от упора педали 10,предусмотрена задержка выключения электромагнита, осуществляемая блоком задержки.

Для снижения скорости водителю достаточно ослабить воздействие на педаль, которая при перемещении вызывает возникновение сигнала на выходе датчика 12, отключающий бистабильный элемент 20. Все устройство возвращается в режим регулирования скорости.

Устройство допускает перевод его в режим регулирования скорости и по любым другим сигналам, например с датчиков тормоза и сцепления, для чего служит диодная сборка 21, подключенная ко входу бистабильного элемента.

1. Устройство для автоматического управления скоростью транспортного средства, содержащее блок регулирования положения топливоподающего органа двигателя, связанный с выходом блока выделения сигнала ошибки

950558

ВИИИПИ Заказ 5868/18 Тираж 718 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 по скорости, вход которого соединен с выходом бистабильного элемента, и датчик положения педали акселератора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью сокращения времени, не— обходимого для экстренного измене- 5 ния скорости, оно снабжено связанным с выходом бистабильного элемента блоком формирования сигналов сопротивления перемещению педали акселератора, сумматором и блоком определе- 1О ния изменения положения педали, выход которого связан с входом бистабильного элемента, а один и другой входы — соответственно с выходом бистабильного элемента и датчиком положения педали акселератора, подключенным к одному из входов сумматора, второй вход которого соединен с выходом блока выделения сигнала ошибки по скорости, а выход — с входом блока регулирования положения топливоподающего органа двигателя.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения плавности регулирования скорости, блок формирования сигналов сопротивления перемещению педали связан с выходом бистабильного элемента через блок задержки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CtiIA 9 4117903, кл.180-105 Е,03.10.78 (прототип).