Устройство для определения геометрических параметров сиденья водителя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

«i>988598 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10. 08. 81 (21) 3328168/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) ПриоритетОпубликоваио 1%183. Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 15 01 83

Р М g з

В 60 N 1/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

ting) УДК 629.113. . 001. 4:620.1. . 05 (088. 8) Ъ

В. А. Гончаров, Л. Я. Рабцевич, Л.: К. Чучалин; Е.Н. Гр горьев, И. М. Илинич, И. А. Глузман и:Я;.:И. тайц :.;.

° °

Белорусский филиал Всесоюзного научно-исследовате ьского института технической эстетики и Государствейиый..союзный научно-исследовательский тракторный институт (72) Авторы изобретения (71)Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

IIAPAYETPOB СИДЕНЬЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для оценки удобства расположения водителя транспортного средства.

Известны устройства для нагружения сиденья водителя транспортных средств, содержащие основание и закрепленные на нем грузы. Такие устройства используются для определения статических и динамических характеристик сиденья в лабораторных условиях (1).

Однако известные устройства не позволяют измерять параметры, необходимые для оценки удобства размещения оператора на рабочем месте.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для определения геометрических параметров сиденья водителя транспортного средства, содержащее основание, имеющее форму тазовой. части человеческого тела, имитирующую торс человека спинку, связанные с основанием и спинкой кронштейны, шарнирно-соединенные между собой в точке теоретической оси поворота бедра относительноторса., и элементы, имитирующие нагрузку, приходящуюся на сиденьем 21.

Однако использование данного устройства вызывает значительные погрешности и неудобства при определении точки отсчета сиденья (ТОС), лежащей на пересечении соответствующих плоскостей подушки и спинки и принятой в качестве базы для привязки различных элементов рабочего места (сиденья, деталей кабины, органов управления). Неудобства возникают и при определении координат расположения теоретической оси поворота бедра относительно ТОС.

Так, определение ТОС с помощью дополнительного инструмента, например линеек, устанавливаемых между указанным нагружающим устройством

20 и сиденьем по оси симметрии их, влияет на характер деформации мягких элементов,-что отражается на положении ТОС. Кроме того, в ряде случаев определение ТОС таким способом невоэ" можно иэ-за сложного профиля подушки и спинки. Поэтому линейки приходится располагать сбоку сиденья, что увеличивает погрешность измерений иэ-за неопределенного положения точек контакта устройства и мягких элементов сиденья.

988598

Келью изобретения является повышение точности и удобства проведения измерений путем определения точки отсчета сиденья и координат расположения ее относительно теоретической оси поворота бедра. 5

Указанная цель достигается тем, что в устройстве для определения геЬметрических параметров сиденья во-дителя транспортного средства основание выполнено с продольной прорезью, в которой расположена тяга, а на спинке и связанном с ней кронштейне смонтированы вертикальные направляющие, в которых установлены штоки, шарнирно-соединенные с концами упомя- 5 нутой тяги.

Штоки зафиксированы относительно тяги регулировочными элементами.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез, на фиг. 2 — то же, вид в.плане; на фиг. 3 — схема расположения устройства на сиденьи транспортного средства..

Устройство содержит основание 1, выполненное по форме тазовой части человеческого тела, и спинку 2, имитирующую торс человека. Основание 1 и спинка 2 шарнирно соединены между собой посредством связанных с ними кронштейнов 3 и 4 таким образом, что ось 5 шарнира находится в точке теоретической оси поворота бедра относительн торса. Фиксация кронштейнов

3 и 4 в требуемом положении осуществляется за счет сил трения между

35 пластинами 6 и 7, прижатыми одна к другой посредством рукоятки 8. На основании 1 закреплены съемные грузы

9, имитирующие нагрузку человеческого тела, приходящуюся на сиденье. В ос- 40 новании 1 в продольном направлении выполнена прорезь 10, в которой расположена тяга 11. Передний конец 12 тяги 11 имеет паз 13 и шарнирно соединен со штоком 14. Задний конец 15 тяги 11 выполнен отогнутым и шарнирно соединен с отогнутым концом 16 штока 17. Штоки 14 и 17 установлены в направляющих 18 и 19, параллельных прямолинейному участку наружной поверхности спинки 2, при этом направляющая 19 жестко закреплена на спинке 2, а направляющая 18 — на кронштейне 4. штоки зафиксированы в определенном 55 положении посредством винтов 20 и 21.

На тяге 11 закреплен указатель 22 ее горизонтального положения.

Для определения ТОС устройство без грузов 9 устанавливают на подуш- Я) ку 23 сиденья (фиг. 3) и сдвигают назад до упора в спинку 24 сиденья.

Крепят грузы 9, отворачивают рукоятку 8 и винты 20 и 21, устанавливают спинку 2 вплотную к сопрягаемой по- 65 верхности спинки 24 сиденья, после чего фиксируют кронштейны 3 и 4 в требуемом положении. Затем устанавливают штоки 14 и 17 таким образом, чтобы передний конец 12 тяги 11 опирался на поверхность подушки 23 сиденья, а шток 17 — устанавливают таким образом, чтобы тяга 11 занимала .горизонтальное положение.

Установка горизонтального положения тяги производится при помощи указателя 22. Положение штоков 14 и 17 фиксируют посредством винтов

20 и 21. Благодаря тому, что концы тяги 11 и штока 17 выполнены отогнутыми, обеспечивается расположение точки отсчета сиденья (см. фиг. 3) на пересечении плоскостей, проходящих через характерные точки, оговоренные стандартом (3), а именно, плоскости A касательной к нижней части спинки 24 загруженного сиденья, и горизонтальной поверхности Б, проходящей через точку В. Последняя расположена на поверхности подушки

23 сиденья и находится на расстоянии

Ь от плоскости A. В результате однозначно определяется положение ТОС и положение точки Н вЂ” теоретической оси поворота бедра. Координаты их, относительно неподвижных элементов сиденья, определяют путем измерения расстояний 1„, h, 1, Ь

Таким образом, устройство содержит указатель точки отсчета сиденья, что исключает необходимость манипуляций с помощью дополнительного инструмента для определения ее положения н пространстве. Это повышает точность и удобство определения точки отсчета сиденья, а также координат расположения ее относительно теоретической оси поворота бедра.

Использование предлагаемого устройства позволяет установить геометрические размеры сиденья, расположение

его в кабине транспортного средства относительно органов управления, приборов и т.д. Это дает воэможность определить соответствие рабочего места водителя современным эргономическим требованиям, устанавливающим параметры физиологически рациональной рабочей позы водителя, определяющей степень его утомляемости, производительность его труда, вероятность возникновения профессиональных заболеваний.

Устройство позволяет путем одноразового измерения определять расположение точки отсчета сиденья (стандарт

ИСО 3462 для сельскохозяйственных тракторов и машин), и точки бедра (стандарт ИСО 5352 для землеройных машин),и может быть применено, например, для тракторов, поскольку одни и те же тракторы, оборудованные одной

988598

Формула изобретения

l и той же моделью сиденья, применяют.— ся в качестве сельскохозяйственных и в качестве энергетического средства для строительно-дорожных машин.

Устройство может быть использовано на заводах-изготовителях сидений водителей транспортных средств для оценки соответствия сидений действу ющей нормативно-технической докумен тации (например, ГОСТ 20062-81 Сиденье транспортное. Общие техничес« . кие условия).

Устройство найдет также применение на заводах-изготовителях транспортных средств, а также в центрах по их испытаниям для оценки соответствия кабин водителя отечественным и международным требованиям. Это особенно важно для определения параметров транспортных средств, поставляемых на экспорт.

1. Устройство для определения геометрических параметров сиденья водителя транспортного средства, содержащее основание, имеющее форму тазовой части человеческого тела, имитирующую торс человека спинку, связанные с основанием и спинкой кронштейны, шарнирно-соединенные между собой в точке теоретической оси поворота бедра относительно торса, и элементы, имитирующие нагрузку тела человека, приходящуюся на сиденье, о т л и ч а ю щ е е с я

5 тем, что, с целью повышения точности и удобства проведения измерений путем определения точки отсчета сиденья и координат расположения ее .относительно теоретической оси о30 ворота бедра, основание выполнено с продольной прорезью, в которой расположена тяга, а на спинке и связанном с ней кронштейне"смонтированы вертикальные направляющие, в которых 5 установлены штоки, шарнирно-соединенные с концами упомянутой тяги.

2. Устройство по п. 1, о т л и-. ч а ю щ е е с я тем, что штоки зафиксированы-относительно тяги регулировочными элементами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Певзнер Я. М., Горелик А. М.

Испытание автомобильных сидений.—

В кн. "Конструирование, исследование и испытание автомобилей", Ф 1, Машгиз, 1955, с. 26-29.

2. Патент США Р 3147617, кл. 73-172, 1964 (прототип).

3. Сельскохозяйственные тракторы и машины. Точка отсчета сиденья.

Международный стандарт ИСО 3462.