Рулевая колонка транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая верхний наклоияемый корпус с верхией частью рулевого вала и рулевым колесом, выполнениый в виде П-образной скобы, неподвижно закрепленной на трубе, механизм фиксации положения наклоняемого корпуса, нижний корпус с нижней частью рулевого вала, шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки и шарнир для соединения верхней и нижней частей рулевого вала, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий труда за счет снижения усилия на рулевом колесе при неработающих двигателе и сервоусилителях руле2 , 2, вого управления, а также расширения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности остановки транспортного средства путем разрыва потока мощности в механизмах поворота одновременно обоих бортов при воздействии на рулевую колонку, нижний и верхний корпуса колонки расположены внутри автономного поста управления, снабженного двумя кронштейнами , нижний корпус выполнен подвижным в виде U-образной скобы, закрепленной на корпусе двухскоростного редуктора с двумя параллельными валами, один из которых через шарнир связан с верхней частью рулевого вала, а другой расположен в овальном пазу пола кабины и снабжен коаксиально расположенным уплотнением, при этом шарниры, связывающие П-образную и U-образную скобы корпусов колонки, выполСО нены в виде цилиндрических втулок, неподвижно закрепленных на кронштейнах поста управления, а U-образная скоба связана резьбовыми соединениями с П-образной скобой и одним из кронштейнов поста управления, з ;о -.«
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D4 В62D! 18
ВСЕСОЮ311я И
13, „ ." ... 3.
В%1 ЛИ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3775816/27-11 (22) 28.05.84 (46) 15.12.85. Бюл. № 46 (72) Ю. С. Беленький, В. Я. Боков, Ю. М. Мажарцев и В. П. Шевчук (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 710853, кл. В 62 D 1/18, 1980. (54) (57) 1. РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая верхний наклоняемый корпус с верхней частью рулевого вала и рулевым колесом, выполненный в виде П-образной скобы, неподвижно закрепленной на трубе, механизм фиксации положения наклоняемого корпуса, нижний корпус с нижней частью рулевого вала, шарнир для соединения верхнего и нижнего корпусов колонки и шарнир для соединения верхней и нижней частей рулевого вала, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий труда за счет снижения усилия на рулевом колесе при неработающих двигателе и сервоусилителях руле„„SU„„1197910 A вого управления, а также расширения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности остановки транспортного средства путем разрыва потока мощности в механизмах поворота одновременно обоих бортов при воздействии на рулевую колонку, нижний и верхний корпуса колонки расположены внутри автономного поста управления, снабженного двумя кронштейнами, нижний корпус выполнен подвижным в виде U-образной скобы, закрепленной на корпусе двухскоростного редуктора с двумя параллельными валами, один из которых через шарнир связан с верхней частью рулевого вала, а другой расположен в овальном пазу пола кабины и снабжен коаксиально расположенным уплотнением, при этом шарниры, связывающие П-образную и Я
U-образную скобы корпусов колонки, выпол-. нены в виде цилиндрических втулок, непод- фф вижно закрепленных на кронштейнах поста управления, à U-образная скоба связана резь- С бовыми соединениями с П-образной скобой и одним из кронштейнов поста управления. Я
1197910
20
2. Колонка по п. 1, отличающаяся тем, что один из кронштейнов поста управления снабжен дополнительным, отнесенным от оси шарниров резьбовым отверстием, расположенным соосно с радиальным пазом в
U-образной скобе для связи с кронштейном резьбовым соединением.
3., Колонка по п . 1, отличающаяся тем, что U-образная скоба снабжена отнесенным от оси шарниров резьбовым отверстием, расположенным соосно с радиусным пазом в П-образной скобе для связи
Изобретение относится к транспортным средствам и предназначено для рулевых приводов с сервомеханизмами гусеничных машин, которые имеют механизм поворота, работающий по принципу разрыва потока мощности (планетарный механизм, муфты поворота и т.п.), и которые оснащены зависимым валом отбора мощности (ВОМ) .
Цель изобретения — улучшение условий труда за счет снижения усилия на рулевом колесе при неработающих двигателе и сервоусилителях рулевого управления, а также расширение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности остановки транспортного средства путем разрыва потока мощности в механизмах поворота одновременно обоих бортов при воздействии на рулевую колонку.
На фиг. 1 схематически показана предлагаемая рулевая колонка, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3— разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 2; на фиг. 5 — один из рычагов рулевого привода; на фиг. 6 — разрез à — Г на фиг. 4; на фиг. 7 — положение уплотняющей шайбы относительно овального отверстия в полу при рабочем положении нижнего корпуса рулевой колонки.
Рулевая колонка состоит из верхнего наклоняемого 1 и нижнего наклоняемого 2 корпусов, которые соединены шарнирами
3 и 4. Корпусы 1 и 2 расположены внутри автономного поста 5 управления, который несет на себе педали и другие органы управления (не показано). Пост 5 управления закреплен на полу 6 кабины.
Верхний корпус 1 состоит из П-образной скобы 7, приваренной к трубе, внутри которой на опорах 8 расположена верхняя часть рулевого вала 9 с рулевым колесом
10 и вилкой 11. Нижний корпус состоит из U-образной скобы 12, закрепленной на корпусе двухскоростного редуктора с двумя ее с U-образной скобой резьбовым соединением.
4. Колонка по п. 1, отличающаяся тем, что уплотнение пола выполнено в виде расположенных на ведомом валу редуктора пружины сжатия и круглой шайбы, наружный диаметр которой больше максимального размера овального отверстия в полу.
5. Колонка по п. 1, отличающаяся тем, что один из валов двухскоростного редуктора снабжен лыской, взаимодействующей с плоской пружиной, закрепленной на корпусе редуктора. параллельными валами 13 и-14, один из которых с помощью вилки 15 связан с верхней частью рулевого вала, а другой проходит через овальйое отверстие 16 в полу и несет на себе круглую шайбу 17 и пружину 18, прижимающую шайбу 17 к полу.
П-образная скоба 7 охватывает U-образную скобу 12 и шарнирно связана с ней с помощью втулок 19. На посту 5 управления закреплены кронштейны 20 и 21, имеющие резьбовые отверстия, в которые вворачиваются болты, прижимающие втулки 19 к кронштейнам 20 и 21.
U-образная скоба 12 имеет резьбовое отверстие 22, отнесенное от оси шарнира 3 и расположенное соосно с радиусным пазом 23 в П-образной скобе 7. Через паз 23, образованный дугами окружностей, описанными из геометрической оси шарнира 3, проходит рукоятка 24, имеющая ступенчатый цилиндрический стержень с резьбовым концом. Кронштейн 21 имеет дополнительное резьбовое отверстие 25, отнесенное от оси шарнира 3 и расположенное соосно с радиусным пазом 26 в U-образной скобе 12.
Через паз 26, образованный дугами окружностей, описанными также из геометрической оси шарнира 3, проходит рукоятка 27, конструктивно унифицированная с рукояткой 24.
Вал 13 редуктора несет на себе шестепни 28 и 29, которые могут передавать вращение на вал 14 выборочно через блок
30 шестерен, имеющий возможность осево. го перемещения по шлицам вала 14 и фиксации с помощью обычного механизма переключения (не показан) . Верхний конец вала 14 имеет лыску 31, взаимодействующую с плоской пружиной 32, которая с помощью кронштейна 33 закреплена на, корпусе редуктора. На конце вала 14, расщяоженном под полом 6, неподвижно за» креплен поводок 34 с шипом 35 и два рыча
1197910 га 36 и 37, свободно сидящие на валу 14.
С помощью тяг 38 и 39 рычаги 36 и 37 связаны с сервоусилителями рулевого управления (не показано). На лицевой панели поста 5 управления расположена крышка 40, закрывающая люк 41, через который осуществляется переключение передач в редукторе.
Рулевая колонка работает следующим образом. о
При работающем двигателе и исправных сервоусилителях вращение рулевого колеса 10 передается через вал 9, шарнир
4, вал 13, шестерню 28 и блок 30 шестерен на вал 14. Вращение рулевого колеса 10 в ту или другую сторону приводит во вращение поводок 34, который своим шипом 35 выборочно воздействует на один из рычагов 36 или 37. Таким образом осуществляется разрыв потока мощности в механизме поворота одного из бортов и поворот транспортного средства в нужную сторону. Для управления транспортным средством при неработающем двигателе и гидроусилителях рулевого управления, например при буксировке, включают передачу редуктора с увеличенным передаточным чис- 25 лом. т.е. блок 30 шестерен переводится в верхнее положение. Тогда вращение рулевого колеса 10 передается через вал 9, шарнир 4, вал 13, шестерню 29 и блок 30 шестерен на вал 14. Таким образом, для адекватного воздействия на механизм поворота водитель поворачивает рулевое колесо 10 на больший угол и, следовательно, прикладывает меньшее усилие. При возвращении рулевого колеса 10 в исходное положение плоская лыска 31 вала 14 соприкасается с пружиной 32 всей своей поверхностью, фикси. руя это положение рулевого колеса. Это увеличивает удобство пользования рулевым колесом и облегчает регулирвку рулевого привода при нейтральном положении рулевого колеса.
Для остановки транспортного средства водитель поворачивает рукоятку 27, тем самым устраняя прижатие U-образной скобы
12 к неподвижному кронштейну 21, и поворачивает рулевую колонку на себя. Поскольку П-образная скоба 7 и U-образная скоба
12 жестко соединены резьбовым соединением рукоятки 24, верхний корпус 1 и нижний корпус 2 поворачиваются как одно целое вокруг шарнира 3, и вал 14 через поводок 34 и рычаги 36 и 37 воздействуют на тяги 38 и 39, тем самым разрывая поток мощности в механизме поворота обоих бортов одновременно. При этом шайба 17 перемещается по поверхности пола 6 и пружиной 18 постоянно прижимается к полу, тем самым обеспечивая герметизацию кабины. Движение транспортного средства возобновляется поворотом рулевой колонки от себя и фиксацией ее в рабочем положении путем прижатия U-образной скобы 12 к кронштейну 21 возвращением рукоятки 27 в исходное положение.
Для регулировки угла наклона рулевого колеса 10 водитель поворачивает рукоятку
24, устраняя прижатие П-образной скобы к U-образной скобе 12, и устанавливает требуемый наклон рулевого колеса 10 поворотом верхнего корпуса 1 вокруг шарниров 3 и 4. При этом нижний корпус остается неподвижным, поскольку U-образная скоба 12 остается прижатой к кронштейну
21 рукояткой 27. Выбранное положение фиксируется возвращением рукоятки 24 в исходное положение.
Д-В по5вричт
d>8
ФРЕ 7
Составитель В. Ионова
Редактор С. Лисина Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Заказ 7668/18 Тираж 600 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4