Тягово-сцепное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к прицепному подвижному составу. Цель изобретения - улучшение тягово-динамических качеств и повышение надежности работы устройства. Устройство состоит из корпуса 2 с боковинами 3, в отверстиях которых размещено тяговое звено 4, выполненное с упорами на концах. На тяговом звене 4 расположены сегментные эластичные элементы 10, охватываемые кольцевыми упругими элементами 12, кдторые установлены с возможностью взаимодействия с торцами нажимных колец 8. Между торцами нажимных колец 8 установлена пружина 6. В процессе эксплуатации устройства конические поверхности нажимных колец 8, взаимодействуя с ответными коническими поверхностями сегментных элементов 10, вызывают их взаимодействие с тяговым звеном 4, 3 ил. § (Л 8 J Л J Jib :л ,J. А ypoSeffb Cf cf3ffu (риг.1 72

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (дц 4 В 60 D 1/14

1 1

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Урий ргь сма,урги Щ /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3973136/31-11 (22) 01. 11. 85 . (46) 15.07,87. Бюл. 9 26 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве и Головное конструкторское бюро но автомобильным и тракторным прицепам (72) А.А.Денисов, А.M.Ôåäoòoâ, В.А.Востропятов, Е.Н.Заботкин и Я.А.Михайличенко (53) 629. 113. 013. 5(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1220933, кл. В 60 D 1/14, 1984. (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к транс-. портным средствам, а именно к прицепному подвижному составу. Цель изобЛК„1323415 А1 ретения — улучшение тягово-динамических качеств и повышение надежности работы устройства. Устройство состоит из корпуса 2 с боковинами 3, в отверстиях которых размещено тяговое звено 4, выполненное с упорами на концах. На тяговом звене 4 расположены сегментные эластичные элементы 10, охватываемые кольцевыми упругими элементами 12, которые установлены с возможностью взаимодействия с торцами нажимных колец 8. Между торцами нажимных колец 8 установлена пружина б.

В процессе эксплуатации устройства конические поверхности нажимных колец 8, взаимодействуя с ответными коническими поверхностями сегментных элементов 10, вызывают их взаимодействие с тяговым звеном 4. 3 ил.

13234

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к прицепному подвижному составу.

Цель изобретения — улучшение тягово-динамических качеств и повышение надежности работы устройства.

На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство, общий вид; на фиг.2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 развернутая внутренняя поверхность фрикционного элемента.

Тягово-сцепное устройство содержит дышло 1, жестко соединенное с цилиндрическим корпусом 2, снабженным по краям боковинами 3, в центральном про-15 дольном отверстии которых расположено тяговое звено 4, выполненное в виде стержня с выступающими на нем упорами 5 и 7 и охватывающей его пружиной б

По обе.стороны от пружины б между ее концами и упорами 5 стержня 4 .установлены нажимные кольца 8, имеющие внутренние конические поверхности 9, между которыми установлены фрикционные

25 элементы 10 с наружными коническими поверхностями 11, охватывающие своей внутренней поверхностью тяговое звено 4. фрикционные элементы 10 охваче. ны по наружному периметру кольцевыми упругими элементами 12, расположенными между торцами нажимных колец 8.

Нажимные кольца 8, соприкасающиеся с пружиной 6, имеют опорную поверхность 13, обращенную к установленному внутри цилиндрического кор- 35 . пуса 2 на их пути упору 14. Соприкасающаяся с тяговым звеном 4 поверхность фрикционных элементов 10 выполнена эластичной и снабжена тупиковыми внутренними 15 и внешними 16 ка- 40 навками (фиг. 3), первые из которых расположены под углом, а вторые — параллельно направления движения тягового звена 4, при этом последние выполнены на одном уровне с концами 45 первых и расположены в промежутках между ними. В нижней части корпуса 2 расположена смазка. На боковине 3 корпуса 2 с противоположной стороны от сцепной петли 17 закреплен кол- 50 пак 18.

Устройство работает следующим образом.

При трогании с места транспортного 55 агрегата соединенное с тягачем звено

4 перемещается в сторону его движения ° Нагрузка через один из упоров 5 (в зависимости от направления движеl5 2 ния), через набор нажимных колец 8 и упругих кольцевых элементов 12, пружину 6, второй набор нажимных колец 8 и упругих кольцевых элементов 12 передается торцу передней (задней) боковины 3 цилиндрического корпуса 2 и далее — к дышлу 1 прицепа, В момент трогания и частичного разгона тягача усилие на передвижение прицепа возрастает. Конические поверхности 9 и 11 нажимных колец 8 и фрикционных элементов 10 за счет имеющегося между ними зазора, определяемого упругими элементами 12, не взаимодействуют между собой. Поэтому тяговый стержень 4 перемещается в отверстиях боковин 3.

Под действием возрастающего тягового усилия кольцевые упругие элементы 12 продолжают деформироваться. Наступает момент, когда исчезает зазор между коническими поверхностями 9 и 11 нажимных колец 8 и фрикционнык элементов 10 и последние начинают взаимодействовать с тяговым звеном 4 с усилием, пропорциональным воздействию нажимных колец 8 на фрикционные элементы 10, до тех пор, пока сила гашения тягового звена 4 не достигает значения, равного сопротивлению на передвижение прицепа в начальный момент его трогания. С возникновением такого равенства тяговое звено 4 останавливается, и прицеп трогается с места.

С началом движения транспортного агрегата сопротивление передвижению прицепа уменьшается, и тяговое звено

4 под воздействием сил упругости пружины 6 и кольцевых элементов 12 перемещается в обратном направлении до тех пор, пока не устанавливается равновесие между величиной сил упругости и сопротивлением передвижению прицепа.

В предлагаемом устройстве при нагрузках, превышающих усилие рабочей деформации пружины 6, нажимные кольца 8, соприкасающиеся с ней, своими опорными поверхностями 13 при перемещении тягового звена 4 взаимодействуют с упором 14 цилиндрического корпуса 2, чем предотвращается соударение ее витков. При перемещении нажимных колец 8 навстречу упору 14 смазка, находящаяся в цилиндрическом корпусе 2, разбрызгивается по его внутреннему объему и через промежутки

1323415 между фрикционными элементами 10 и внутренние канавки 15 попадает на поверхность трения. В моменты взаимодействия фрикционных элементов 10 с . тяговым звеном 4 их эластичная труща- 5 яся поверхность слегка деформируется.

Поэтому ее внутренние 15 и внешние 16 канавки под воздействием сдавливающих сил сужаются, что позволяет нормализовать работу поверхности трения.10

Наклонное расположение внутренних канавок 15 по отношению к направлению движения тягового звена 4 позволяет равномерно распределять смазку по его поверхности. Параллельность внешних 15 канавок 16 ходу тягового стержня 4 предотвращает периферийные зоны фрикционных элементов 10 от преждевременного разрушения. Тупиковость внутренних 15 и внешних 16 канавок позво-20 ляет удерживать запасы смазки внутри центральной рабочей поверхности фрикционных элементов 10 и осуществлять обмен смазки при сужении и расширении внутренних канавок 15. Располо- 25 жение концов внутренних 15 и начал внешних 16 канавок на одном уровне обеспечивает равномерное, нагружение рабочей поверхности фрикционных элементов 10. 30

Формула изобретения

Тягово-сцепное устройство, содержащее корпус, тяговое звено в виде стержня, смонтированную на нем пружину и упоры, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения тяговодинамических качеств и повышения надежности работы устройства, тяговое звено выполнено с утолщениями на концах с образованием указанных упоров, между каждым из которых и одним из концов пружины установлены нажимные кольца в виде тарелок, крайние из которых выполнены с одной конической поверхностью, а средние — с двумя, обращенными вершинами друг к другу, при этом указанные нажимные кольца установлены с возможностью взаимодействия с ответными наружными коническими поверхностями сегментных эластичных фрикционных элементов, которые своими внутрейними поверхностями установлены на тяговом звене посредством охватывающих их кольцевых упругих элементов, выполненных с возможностью взаимодействия своими торцовыми поверхностями с торцовыми поверхностями нажимных колец, причем на корпусе, в средней его части, выполнен кольцевой упор с возможностью взаимодействия с торцовой поверхностью каждого прилежащего к пружине нажимного кольца, а на внутренней поверхности фрикционных элементов выполнены тупиковые канавки, крайние из которых параллельны тяговому звену, а средние — винтовые.

A p

Ю — Июв

Составитель Г. Гандыбин

Редактор И.Касарда Техред JI.Cåðäþêoâà Корректор Г. Решетник

Заказ 2920/22 Тираж 598 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г,ужгород, ул.Проектная, 4