Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - интенсификация охлаждения. Ротор электрической машины.имеет сердечник 3 с обмоткой и каналами и полый вал 1 с отверстиями 2 и распределителями 4. Благодаря Тому, что каналы 5 выполнены наклонными, а вход и выход их - в разных зонах сердечника, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (дц 4 . H 02 К .1/32, 9/19

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ. И ОТКРЫТИЙ (21) 4081823/24-07 4081251/24-07 (22) 02.07.86 (46) 07.01.88. Бюл. Ф 1 (71) Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Л.M.Астановицкий, А.П.Бычков, В.А.Винокуров, M.Í.Ãoðoäåöêèé, Б .А.Метелкин, Б .Н.Минаев и А.Н.Панаев (53) 621.313.713(088.8) (56) Науменко В.И., Клочков О.Г., Бандурин В.В. Конструктирование авиационных электрических машин сжидкостным охлаждением. Киев: 1975, рис. 17.

Наумено В.И., Клочков О.Г. Авиационные электрические машины с интенсивным охлаждением. M: 1977, с.90.

„„SU„„1365246 А1 (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения— интенсификация охлаждения. Ротор электрической машины имеет сердечник

3 с обмоткой и каналами и полый вал

1 с отверстиями 2 и распределителями

4. Благодаря гому, что каналы 5 вы полнены наклонными, а вход и выход их — в разных зонах сердечника, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

1365246

Выполнение каналов 5 V-образной формы позволяет транспортировать хладагент через железо ротора под действием центробежной силы, действующей на него при вращении машины. Причем хладагент, проходя по первому участку канала до его вершины, практически не нагревается, так как обычно тепловыделения в роторе сосредотачиваются вблизи его поверхности, обращенной к воздушному зазору (это справедливо для всех типов роторов: с обмоткой и безобмоточных) . Следовательно, первую часть канала от входного отверстия до вершины можно назвать транспортной. Хладагент по этой части канала поступает в наиболее нагретую область железа ротора— его середину и затем начинает, двигаясь по второй части канала, активно отбирать тейло в наиболее нагретой поверхностной зоне. Вторую часть канала можно приблизить к нагретой зоне, уменьшив угол, который она составляет с образующей ротора, Таким образом, предлагаемая система охлаждения эффективно охлаждает весь объем ротора, и при этом тепловое сопротивление на пути теплового потока минимально.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах, применяемых в промышленности, авиационном, железнодорожном, морском и наземном транспорте. Цель изобретения — интенсификация охлаждения.

На фиг.1 показан ротор, продольный 10 разрез; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг.3 — ротор с К-образными каналами, продольный pasyes. . На полом валу 1 с отверстиями 2 закреплен сердечник 3 ротора. На тор- 1 цах сердечника .размещены кольцевые распределители 4, а в железе ротора имеются каналы 5.

Устройство работает следующим образом. 20

Хладагент под некоторым давлением из полого вала 1 через отверстия 2 поступает во внутреннюю полость машины и ударяется о кольцевой распределитель. 4 и делится на части, Часть 25 хладагента поступает на лобовые части обмотки 6 ротора, а часть попадает в канал 5, расположенный.в железе ротора и под действием центробежных сил перемещается по этому каналу. При вы- 30 ходе из канала хладагент попадает на лобовые обмотки ротора.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий . сердечник с каналами и обмоткой и полый вал с отверстиями, расположенными по обе стороны от сердечника, отличающийся тем, что, с целью интенсификации охлаждения, каналы сердечника расположены с наклоном и вход в них расположен в полости кольцевого распределителя, а выход — под обмоткой..

2. Ротор по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что каналы выполнены перекрещивающимися и вход и выход соседних каналов расположены с чередованием на каждом торце сердечника.

3. Ротор по п,1, о т л и ч а ю— шийся тем, что вход и выход каждого канала расположены на одном тор це сердечника и каждый канал имеет

V-образную форму.

Выполнение каналов 5 наклонными позволяет транспортировать хладагент

35 через железо ротора под действием центробежной силы. Причем меняя наклон канала, можно менять и расход хладагента через каналы. Выполнение каналов навстречу один другому позво- 40 ляет эффективно охлаждать весь объем железа и создавать симметричную систему охлаждения без применения каких-либо дополнительных устройств, Необходимо отметить, что эта система 45 охлаждения ротора может быть очень эффективна в случае выполнения машины с массивным ротором, где эта система может быть наиболее просто осуществлена. Следует заметить; что подача

50 хладагента в каналы осуществляется на торцах ротора. При этом хладагент может подаваться как через форсунки в валу, так и через отдельный трубо.провод.

1365246 Риг 2

Составитель В .Константинов

Техред Л.Сердюкова Корректор А,Обручар

Редактор Л.Зайцева

Заказ 6650/50 Тираж 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4