Тормозная система тягача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области транснортного машиностроения. Це.и. ичоп ретения - повышение надежности и снижение металлоемкости тормо:шой сиск-мы. )ийно-за1цитный к.тананныи узел К5 включает в себя рас 1оложенные в одном корпусе одинарный занипный клапан и аварийный клапан в виде подпружиненного зо.ютника, приводимого в действие электромагнитом , управление которым осуакчтвляст э,тект|)онпый блок 21. Датчики давления 14 и 18 установлены в питающей ма истрали 10 и на вы.ходе ун1)авляю1ие11 ма1ист|)али 15. Датчик 19 положения lojv мозной педа,1И 5 и датчики 14 и 18 подключены к входам блока 21, ре1Л лир к)- пимо ,чав,1енис в магисгра.чи 10 торможении с поврежденной ма|-истрал1)Ю 15. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1373608 (51) 4 В 60 Т 13/68

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (:Ь

CO

00 рие 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4116537/31-11 (22) 16. 06. 86 (46) 15.02.88. Бк)л. № 6 (71) Белорусский политехнический институтT (72) Г. П. Грибко, А. И. Скуртул, А. И. Антоневич и В. Ю. Сидоренко (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СС(;Р

¹ 933511, кл. В 60 Т 13/26, 1980. (54) ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТЯ ГА(1А (57) Изобретение отно(ится к об,) >)(ч и транспортного маьпиносгроения. 11сль и (<><> ретения — повып ение надежности и снижение металлоемкости тормозной сис) смы

А па рий и()-за(питии> и h. I() () а ни)>) и >, з(. л 13 вклн)ча(т в себя расположенны(в одном корпусе î",èíàpl)hié за)нитный клапан и ав;)ри иный клапан в видс подпружинеHH()l <) лоло) ника, приводим<>го в дейсгвис э.нкI ромаг итол(, l llpBBëåíèå кот(>рым (>су п(ссгвляст алектронный блок 21. (агчики дав1(ппя 14 и 18 установлены в питагоп)(и л(агистрали 10 и на выло (с ) Ilð Iвляк>)ц(и магистрали 15. 1>)тчик 19 почожсния l()рмонной педали 5 и датчики 14 и 18 подь,)н ч(иь< к B><(> Lci÷ б1<)IB 21, регулирук)п(ег<>;>ÄIB.)ение в l;I«I<. I рали 10 при т<>р"1(>ж(и пи <. Il<)B p(жд(Ii нои л! ) ги< гpll,)ьк) 1 )

3 пл.

1373608

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным

«н«темам, и может быть использовано на

f <),.««f1 û тягачах. ! !«л) изобретения повышение наI(«жн< «гн и снижение металлоемкости тормозной системы, 11а фиг. l изображена принципиальная

«м м;1 <ормозной системы; на фиг. 2 — объе<в н«llllhlll аварийно-защитный клапан; на фиг. 3 функциональная схема элекг1)онll<» <> I>.i<)hа

Т(>1>л<< Ill;1» система тягача содержит р««ив<.ры 1, 2 и 3, дву;««кционный кран 4 л Ill>.IB.I(ни» Iîðìo3ами тягача и прицепа, .<>5<>l>1 1<рнводится в действие тормозной

11«з;>л ьf() 5 и с<и>0щает при торможении

)о1>л<<> <ны«камеры 6 передней оси с ренн< ром I и 1)невмопру жннные тормозные кал><. ры 7 задней оси с ресивером 3.

Кран 4 Iloдает сжатый воздух к клапаII) 8 >, Ill)()B() 1ныл) приводом и от него к клапану 9 !Il)ilH.I(ни» )орл<озами прицепа с однопроB<),I>II,lì 1)рнводом. В питаю>цей магистрали

ll! им K)III«й разобп(ительный кран 11 и сое.1»1<из«льнук> I оловку 12, установлен объе:lllllt »1:ый аварийно-защ)ггный клапанный л 1«.1 13 и да.гчик 14 давления. УправI»к>1111<» маги«тра ib 15 снабжена разобщи.>ш<ым кр;11<ил) 16 н (>(. динительной головI«>iI 17 «усга>>овленныл) в ней датчиком 18 шн. «ни». горл)озная педаль 5 связана с дат<п к<>м <1, фи к« ирл к) гци л< ее перемещение.

Кл;>Ill B 8 соединен трубопроводом с краном рл «)<ого торможения. Датчики 18, 19 и

<н 1,(днн«нный аварийно-защитный клапан!3

-.I< hi!)ll

"l >,1>р»г»1 IIII», к которому также подклю1<ы р;I«f1<),i<) к«нньц на щитке приборов све1<>1«и " и <вл ковой 23 сигнализаторы. ()<б),«,1» пенный аварии но-защитный кла:1;> н н ь< и л.<«.1 13 состоит из корпуса 24 (ф)11. "), крышки 25, электромагнита 26, I<). оl llllv,ff 27, по,>пружин«нного пружиной

<>б1);<тного клапана 29, диафрагмы 30, 11 >1>lll»» 31, подпружиненного пружиной 32, 1><1улировочногo винта 33, каналов 34, 35 и 31>. -э lef f р<шный блок 21 управления (фн) 3! «<>держит пороговое устройство 37, (> II;(>BII<>1);Ir()l) 38, триггер 39, стробируемый к<)м)1;<р;>тор 40, двойной двухканальный .>,.1I l и>кц ксор 41, эл«ктронный ключ 42, сиг<1;1,11>ll<>< устрой TBo 43 д.<я оповегцения во,И I «,15<.

1 I>(>(>Iает предлагаемая тормозная систе»;1 «,1«дl K)f1líì образом.

К<».)а педаль 5 тормозного крана 4 не

l1i1ж;1 га, «жатый воздуx из ресивера 2 тя11о«ту пает 110 трубопроводу в кап;)л 33 объединенного аварийно-защитного

1 1. 111)11 достижении давления сжатого воздух<1 н системе тормозов тягача свыше

<),551! 1),5)55 М11а диафрагма 30 под дейстни(м этого давления приподнимается, пере5

50 мешая поршень 31 и сжимая пружины 32 поршня 31, и открывает перепускной канал. Сжатый воздух из канала 34 через перепускной канал поступает к обратному клапану 29, отжимает его, поступает в питаюгцую магистраль 10 и далее в пневмосистему прицепа. Золотник 27 клапана 13 под действием пружины 28 находится в крайнем нижнем положении, в котором он перекрывает выход в атмосферу из канала 36 упомянутого клапана. Кроме того, сжатый воздух из ресиверов и 3 подводится соответственно к верхней и нижней секциям тормозного крана 4, а из ресивера 2 через кран ручного торможения — в полости пневмоподпружиненных тормозных камер.

При этом происходит сжатие пружин упомянутых камер и колеса заднего моста тягача находятся в расторможенном состоянии.

При торможении с полностью исправным приводом водитель нажимает тормозную педаль 5. которая кин«матическн связана с подвижным элементом датчика !9 и с время Задающим элементом (сопротивлением) одновибратора 38. При этом меняется сопротивление сдвоенного потенциометра (датчика 19 положения тормозной педали 5), а сигнал одного регулируемого потенциометра увеличивается по мере утапливания тормозной педали, а другого — уменьшается. При выборе свободного хода тормозной педали 5 срабатывает пороговое устройство 37 (значение свободного хода педали 5 устанавливается опорной величиной

Ll»1 и воздействует на одновибратор 38 и D-триггер 39. Установочный вход обеспечивает предварительную установку триггера в исходное состояние. По истечении некоторого времени от момента начала торможения, величина которого зависит от положения тормозной педали, срабатывает Dтриггер 39. Одновибратор 38 задает время задержки, величина которого определяется

RC-цепочкой (величина R меняется в зависимости от положения педали 5), при этом чем больше утоплена тормозная педаль 5, тем меньше время задержки. Введение упомянутой задержки исключает ложное срабатывание тормозной системы и обуславливается конечным временем распространения сжатого воздуха в трубопроводах. При этом чем больше управляющее давление, тем быстрее передается управляющий сигнал в трубопроводах. Поэтому задержка уменьшается с увеличением управляюшего давления. По истечении указанной задержки происходит сравнивание электронного сигнала, соответствующего давлению в управляющей магистрали 15 с заданным сигналом, соответствующим заданному давлению.

Сравнение указанных сигналов осуществляется стробируемым компаратором 40, в момент опрокидывания D-триггера 39, т. е., когда на стробируемом входе компаратора

137Зоох

40 присутствует разрешающий сигнал. 13 этом случае на входе Х присутствует сигнал, соответствующий сигналу на входе Х;, а на выходе 3> сиг(!а.1 3>1. Если сигнал на инвертирующем входе компаратора несколько меньше, чем сигнал на неиннертируюшем входе компаратора несколько меныпе, чем сигнал на неинвертирующем, то срабатывание электронного блока tt(. происходит. Это говорит об исправности тормозной системы.

При разгерметизации управляющей магистрали 15 пневматического привода T(>pмозной системы тягача сигнал на иниертирующем входе компаратора 40 превыш,цт сигнал, присутствующий на неинвертиру к>щем входе, т. е. управляк)щее давлеllit<, оказывается меньшс заданного, при э!Ом срабатывает компаратор 40 и ирез электронный ключ 42 воздействует на упранляющую обмотку аварийно-защитного узла

13, золотник 27 которого при этом сжим;1ет пружину 28 и открывает атмосферный канал клапана. (.жатый вокалуx и 3 питак>щей магистрали 10 по каналам 35 и, 33> аварийно-защитного клапана 13 стравливается в атмосферу, что приводит к срабатыванию тормозной системы прицепа. с 3.3повременно с этим срабатывает устройсT13()

43 оповещения водителя, вклк1чаюц)се 1) триггер, генератор звуковой «астоты, логические элементы 141, НЕ, т. е., kovft 31)(тор воздействует на К:1-триггер, козор(,)Й дает разрешение на подачу звуковой IH(тоты генератора на динамик (звукоиая сигнализация) и черсз элемент 11Е иа л;(м почку (световая сигнализация). Тех! t;If-триг! с р воздействует на управляющий вход д!3О)(ного двухканального мультиплексора 41 и Обеспечивает тем самым подключение к выхоlу Х сигнала, присутствующего на входе Х), 3 к выходу 3 — сигнала 1 . . Это позволяет обеспечить следящее действие тормозной системы прицепа в зависимости от положения тормозной педали 5 тягача, что выражается в обеспечении такой величины давления сжатого воздуха в питающсй магистрали 10, которая соответствовала бы положению тормозной педали 5. Осуществляется это следующим образом. Если сигнал, соответствую!ций давлению в питающей магистрали 10, больше чем заданный си!нал, определяемый положением тормозной педали 5 и соответствующий заданному давлению, то срабатывает компаратор 40 и че рез электронный клк)ч 42 он воздействует на аварийно-защитный узел 13. При этом начинает уменьшаться давление в питающеи мti èст1)или 1(! и с <н) (Вс)с (!!с и и» < и; нал, регистрирус мый 3«l I чиком, у. i «Ill<)lf,lt ll иым, В 11)IT)k)II(t)f if;f ãll(. 11);>.) и. 13 )1<»1< !) I

I31)()tCIfIt, K()l,!«t v1<) I < ill ll«l. < 1;tll(>lilt I < и

МЕНЬШЕ, ЧЕМ СИГ(3(3(1, З;);Ilfift МЫИ l;if

5 положения тормс)зи<>й II<. Ви (и,), к<» II;11kl тор 40 !3ОВ В1>а (и;Н 1 с и и I(t i(> l!«()« () t l ())I иис и с пимах т ВО.< it II< I t(lit чср< f ->, it к тронный клк>ч 42 t. (>t>i )<>i hit (и;!рнии за!нитного у <,!а 13.

1,!ким ()1)1)«1 <ох(, I! <;)Ви< им»< и () t Il().l()

iKt ния тормО <иой II<.1;!.)и > 8 < (>(ii>lf. )ЯВ;(< (я

1ребуемое данлеlflt(и ии I, tê>II(< f f,tl и< .1>:. . I и 1(3 при 1()1) («1)< )3< 1< I ff«>tf

) 5 ) ир«!и (ЯК)ис(il )f«!i и() 1> )1))«> 1 )

Ф()Р.<<((f(l ((.f(» > . Hf(".>

1 Ормози«IЯ ((lс с )1«i I и I I i;I, < (> (< 1)ж, 3 il! I u исто и и к;1«3 В.((ll иЯ, < В Я («)!1! I (,I и и >О1>«,!с Г)3»)1

20»)i t)t)111)()H() !ОВ В к„l(>1)l)i, if, р,)(иы с е h l It (> H f l I)l )t О Р м < > < l 1 (> I! (; 1 .; ill и ) Р . > l I 1 > h « l f () » у и р В.1< ч и и Об 1>;! 1 Il()l (!, è ff I i< ll )l, (» 1> м > (i!I)I 1 и h;i )1(Р «1 х1 >! Il(1) t . 111< ll < >) и и If(It (f

Ill)<, ж и II<. li H t)l )1 I! 1 (>f> IО «ill)l 1 и h;! )>< 1> ) )) и < !.1 и < I!

ЛЮ Р «-1 ° It » 1> «! 111!

:!Охl, с ВЯ: и< > ((I I)lt h1> I

lit)l < и ит 1 х>!1(с и и <, I!1» I В. I и к > lilt )1 « l;t I и < 11>;:, I)I >t It, ИМ< I«>It(it t IИ И И(t . I l)lit)l(I ), <)В(«И

1. I H >(олк. К>ч(и И Я I (>1> 1Î !if<) ) I(1>i« I<(> (,I I!1> ill l<

30 (1«), и > < T(3 H() If 1(. H lf l)i< В Il il I,> I»! > I(ll ) «1 (и < I

Р 1.1И ИВ«(РИИ(,!)(И )f (> !f1 I !()(Il)li! <, f!III! I i(i )И

К, I i)IHlft)l, i)l.)((i(l(<>i(i(l«l(l(СМ, I I «>. < !(< ((,1«)

ll()131)I lilt tl H Я ll «1,!()h If< >« И «() I: f,+ t !) И )! ! «!.I,1()t «tk()(Г и ТО1) х1() (if«>и t II< I < <(I I. ()I(,> < Ili>() жс иа эл(ктрОН ни)! f>, !»<(<>)1, д;i I l)!hi)%!I> (и В

35 лени я В llftTcth)(ttt lt 11 Il lf) 1;<. ! II lli> В! х<).)!

3 ИР;(Взяк>п)еи х(;(гис Р;<, li(и 1(l I <(и к<> 1 ll(>, l(> ,+«И И Я 1 ОР".,IО.! О ПО1С ИЦИ >МС(Р,!. Il() tif)trhIII)f)f т.l<. м(. Нт кО1 ()p()I hilt!()1;!TИ I(< hi! < ВЯ ((lit

40 т О Р Х(О 3 Н О !! I I (, 3;t Ë I t(), ;t i!I > « it) i t !1 ill )I I I

1)и с ll() l() ih с tl lf О,!it())f !« » 1)il t < е < (> !il !I(f 1)I(I)1 i(<«I (i! И 1 I< Ы М k «1 11«! l(() ))1 I! Iff I!I< ). III< II I< I<)I !<

Il() 3I(Ði жинс иного»О. I() I (lit. : ->, lt h!1><>м;(I нитным ъ пр«) В.(с и!и м <> I >i(< к11)()(llf()i <) ()(1»к;(, Вк((н)чак)и(сго В сеt))l ИО; < (<>В<>с (<»>»и< (В<, 45 О,lff()13)t()1)«t ГОР, t31)t (Орого кинема Ичс сkl! Вя,;>(! ((>1) t<> «if<>II

lit,!Г(Г!ьк), 1(-три! (р, с)1)<><>I(1> < м),(и h<> Ill (р;!

1 Ор, Il().tк.) к) ч() II H t)IH (H(>I! )I I! )I 1> tt;f > i ff«>f) li I I

Х1И ВХС). 3«!МИ h 131)l) <), t 3 <),1В )It if(>l >,(В I. >

1l«I. It)ll()I мм. Iь l и и.lt h« >1>;(, a, lt !. (1>< >f1! Il)li! (;. к) (50 и If! íàëüí()с (t »)()ét I if<>, I(1>ff>(< и i)1(1

Вижtll)IH элс чс и !, 1«l I !fit(ii il». I<>)!«с Ill!)I I »1>

«1О.)ИОЙ lit ;1«t,lit (ВЯВ«lи t Il<)1>«>l <>(3!)! )1 рс>йстB()M и с lit ðâûì If%<) l<><1 !????????>( двухканальнсп О»х,lt) I un.it к«>f>;I, Iи !

Ретий в. î 31)l h()1<>РОго II((к.(к> lt (>(,I (. Вых > (ам датчиh()13 д,(В. It. иии,;) ВI )и< и и ) (! и,« II),fè элемс нт датчика ИО.I(>+ с HIIH I»рх!О «If(>li

;Гали связан t ч(1((с р ым If%<> (<> f )13, .ь(fl

ll l(«K<:()P«3. ПРИ Эт»Х(lit)l ХО 1 II<>(><)f ()lf()l (>

1373608

wd2 5 (з>с гани гг.)н (.. Ма)аров

I («;>к гор М Товгин 1 саре;(!1. Верее Корр«к>о() М 11о ко

Заказ I(i() I I l èðà»(>69 1!одписное

BHI IIII III Г (. > (арственного ко>п) ге )а ((.(.Р по делам и >г)бретений и открытий (I З(135, Москна, Ж вЂ”;Б, Ра> гискан )»6, д 4 5

III>()lI (н((, гиг нпо-поаиграфн )г скос пр(аппп>пие. >. У кгороа, гн I!роектнаи, 4 ройства связан с входом сброса и через одновибратор с синхронным входом D-триггера, инвертирующий вход которого подключен к стробирующему входу компаратора, связанного с электронным ключом и с сигнальным устройством, которое соединено в свою очередь с управляющим входом мультиплексора, и выход электронного ключа подклк>чен к обмотке электромагнитного управления аварийного клапана.