Фрикционная муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано , в частности, в конструкциях трансмиссий транспортных средств, например автомобилей и тракторо§. Цель изобретения - повышение надежности работы путем исключения действия центробежных сил на золотник клапана . Цри открытии крана 12 жидкость под давлением подается в магистраль 11 и внутреннюю полость втулки 14,
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) (511 4 F 16 D 25/063
4g"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ ИОТНРЫТИЙ, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ :Ф%
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4082493/31-27 (22) 20.05.86 (46) 07.10.88. Бюл. ¹ 37 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.П.Стецко, М.Е.Логиновский и А.И.Скуртул (53) 621.825.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 509740, кл. F 16 D 25/063, 1974.
Гапоян Д.Т. Фрикционы автоматических коробок передач. М.: Машино. строение, 1966, с.116, рис.54а.
V (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в частности, в конструкциях трансмиссий транспортных средств, например автомобилей и тракторов °
Цель изобретения — повышение надежности работы путем исключения действия центробежных сил на золотник клапана. При открытии крана 12 жидкость под давлением подается в магистраль
11 и внутреннюю полость втупки 14 °
1428866
Золотник перемещается влево. Магистраль 1 1 сообщается с полостью 8. Под давлением поршень 9 перемещается и через нажимной диск 2 сжимает пакет дисков. Муфта замыкается. При выключении муфты кран 12 соединяет магистраль 11 со сливом, давление в ней падает и соответственно падает давление в гидроцилиндре 8.. Пружина 10 перемещает поршень 9 вправо. Муфта выключается. Под действием пружины
24 золотник 15 перекрывает отверстие
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, в конструкциях трансмиссий транспортных средств, например автомобилей и тракторов.
Цель изобретения — повышение надежности работы путем исключения действия центробежных сил на золотник клапана.
На чертеже показана предлагаемая муфта.
Фрикционная муфта сцепления состоит иэ ведущей полумуфты, смонтированной, например, на маховике 1 двигателя и состоящей из нажимного
2, промежуточного 3 и опорного 4 дисков, последний из которых жестко закреплен на маховике 1, и ведомой полумуфты, состоящей из ведомых дисков 5, связанных ступицей 6 с валом 7. В опорном диске 4 размещен гидроцилиндр 8, поршень 9 которого контактирует с нажимным диском 2 и отжимными пружинами 10, и выполнена управляющая гидромагистраль 11, крторая через кран 12 управления сцеплением связывается с источником 13 давления. На опорном диске 4 в управляющей гидромагистрали 11 установлен
ЗО клапан, состоящий из втулки 14 и золотника 15 причем золотник 15 расположен параллельно оси вращения муфты сцепления, В опорном диске выполнены также каналы 16 и 17 и канал 18, рас- 35 положенный на периферии гидроцилиндра 8, а во втулке 14 выполнены отверстия: 19 вЂ,напротив магистрали 11;
20 и открывает отверстие 21. Гидроцилиндр 8 опорожняется. Твердые включения скапливаются у периферии гидроцилиндра 8. При открытии отверстия
21 они выносятся потоком жидкости из полости гидроцилиндра 8. Благодаря расположению оси золотника 15 параллельно оси вращения муфты частота вращения гидроцилиндра 8 не влияет на процесс управления муфтой, что повышает надежность работы муфты.
20 — напротив канала 16; и 21 — напротив каналов 17 и 18. Во втулке 14 со стороны магистрали 11 установлена пробка с упором 22, а с другой стороны - заглушка 23. Между заглушкой 23 и золотником 15 установлена пружина 24. !
Муфта сцепления работает следующим образом.
При закрытом кране 12 управления сцеплением давление жидкости в магистрали 11 отсутствует, золотник 15 клапана под действием пружины 24 находится в крайнем правом положении и упирается в упор 22. При этом полость гидроцилиндра 8 через каналы
17, 21 и 18 сообщается со сливом и давление жидкости в ней также отсутствует. Поршень 9 под действием пружин 10 находится в крайнем правом положении и не воздействует на нажимной диск 2. Муфта сцепления находится в разомкнутом состоянии и не передает крутящий момент.
При открытии крана 12 управления сцеплением жидкость под давлением подается в магистраль 11, откуда по отверстиям 19 — во внутреннюю полость втулки 14 клапана. Под действием сил давления жидкости золотник 15 перемещается влево, открывая отверстие
20 и перекрывая отверстие 21. При этом магистраль 11 сообщается с каналом 16 и полостью гидроцилиндра 8 а канал слива жидкости из гидроцилиндра 8 перекрывается. Давление жидкости в гидроцилиндре 8 повышает1428866
При наличии в жидкости загрязнений в виде твердых включений последние под действием центробежных сил скапливаются у периферии гидроцилиндра 8 и при выключении муфты сцепления и открывании сливного канала
Составитель Ж. Головей
Техред М.Дидык Корректор Э.Лончакова
Редактор А.Ворович
Заказ 5106/33
Тираж 784
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ся, поршень 9 перемещается влево, воздействуя на нажимной диск 2, сжимает пакет фрикционных дисков. Момент трения передается с ведущих
1-3 на ведомые 5 диски, ступицу 6 и вал 7. Муфта сцепления замыкаеГся, При включении муфты сцепления кран 12 управления соединяет магистраль 11 со сливом, давление в ней падает, одновременно падает давление в полости втулки 14 клапана, канале 16 и полости гипроцилиндра 8, усилие сжатия дисков и момент трения муфты сцепления уменьшаются.
Под действием пружин 10 поршень 9 перемещается вправо, муфта сцепления выключается. Одновременно с этим под действием пружины 24 золотник 15 перемещается вправо, перекрывая отверстия 20 и открывая отверстие 21. При этом остаток жидкости из полости гидроцилиндра 8 по каналам
17, 21 и 18 сливается непосредственно .во внутрикартерную полость муфты сцепления и гидроцилиндр 8 полностью опорожняется. В результате центробежное давление жидкости в выключенном гидроцилиндре отсутствует. выносятся потоком жидкости из полости гидроцилиндра 8.
Поскольку в предлагаемой конст5 рукции ось золотника 15 параллельна оси вращения муфты сцепления, то частота вращения гидроцилиндра практически не оказывает влияния на процесс управления муфтой сцепления, что позволяет обеспечить стабильность характеристик процесса управления и повысить надежность работы муфты сцепления.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
15 Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и механизм управления, состоящий из гидроцилиндра, установленного на ведущей полумуфте и связанного уп2р равляющей гидромагистралью через кран управления сцеплением с источником давления, и подпружиненного золотникового клапана, установленного на корпусе гидроцилиндра в уп25 равляющей гидромагистрали и связывающего одним каналом рабочую целость гидроцилиндра с управляющей магистралью, а другим каналом связывающего рабочую полость гидроциЗц линдра со сливом, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности работы клапана путем исключения влияния центробежных сил на золотник, ось золотникового клапана расположена параллельно оси
35 вращения муфты сцепления.