Привод управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автотракторостроению, и может быть использовано для дистанционного управления коробками передач автомобилей, тракторов, дорожно-строительных машин. Цель изобретения - повышение долговечности деталей коробки передач путем обеспечения следящего действия включения передач. В крышке коробки передач расположен вал 2 механизма переключения, жестко соединенный с рычагом включения передач. Крышка коробки передач изготовлена вместе с механизмом переключения передач, который соединен тросами 5 с контроллером. Корпус механизма переключения передач состоит из корпуса 7 вала механизма переключения и корпуса гидроцилиндра 8, в котором размещен шток-поршень 9, соединенный шарнирно со сферическим рычагом 10. Гильза золотника 11 запрессована в шток-поршень 9. В гильзе имеется шайба, которая ограничивает ход стержня-золотника 12 в момент слежения. При движении вала 2 механизма переключения происходит выбор штока передачи. Шток-поршень 9 копирует движения золотника и включает соответствующую передачу. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2! ) 4259322-31-11 (22) 23.06.8?. (46) 15.07.89. Бюл. № 26 (7!) Белорусский политехнический институт (72) Г. Д. Сычев, С. Г. Стаскевич, А. П. Бомбешко, М. В. Сечко, А. А. Цереня, А. Д. Черванев, В. М. Яцковский и М. Г. Мелешко (53) 629-113.585 (088.8) (56) Заявка Японии № 60-95240, кл. F 16 Н 5/12, 1985. (54) ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автотракторостроению, и может быть использовано для дистанционного управления коробками передач автомобилей, тракторов, дорожностроительных машин. Цель изобретения— повышение долговечности деталей коробки

„„80„„1493499 A 1 (д!) 4 В 60 К 20/14, F !6 Н 5/12 передач путем обеспечения следящего действия включения передач. В крышке коробки передач расположен вал 2 механизма переключения, жестко соединенный с рычагом включения передач. Крышка коробки передач изготовлена вместе с механизмом переключения передач, который соединен тросами 5 с контроллером. Корпус механизма переключения передач состоит из корпуса 7 вала механизма переключения и корпуса 8 гидроцилиндра, в котором размещен шток-поршень 9, соединенный шарнирно со сферическим рычагом 10. Гильза золотника 11 запрессована в штокпоршень 9. В гильзе имеется шайба, которая ограничивает ход стержня-золотника 12 в момент слежения. При движении вала 2 механизма переключения происходит выбор штока передачи. Шток-поршень 9 копирует движения золотника и включает соответствующую передачу. l з.п. ф-лы, 6 ил.!

493499

Формула изобретения

3

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к автостроению и тракторостроению, может быть ипользовано для дистанционного управления коробками передач автомобилей, тракторов, дорожно-строительных машин.

Целью изобретения является повышение долговечности деталей коробки передач путем обеспечения следящего действия включения передач.

На фиг. 1 показан привод управления передач транспортного средства, общий вид; на фиг. 2 — механизм переключения передач, продольный разрез; на фиг. 3 разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — контроллер; на фиг. 5 — разрез Б — Б на фиг. 4; на фиг. 6 — вид В на фиг. 4.

В крышке коробки передач 1 на подшипниках скольжения (Hp показаны) находится вал 2 механизма переключения, жестко соединенный с рычагом 3 включения передач. Крышка коробки передач 1 жестко соединена с механизмом 4 переключения передач, который соединен тросами 5 с контроллером 6.

Корпус механизма переключения передач выполнен разъемным и состоит из корпуса 7 вала механизма переключения и корпуса 8 гидроцилиндра. В корпусе 8 гидроцилиндра находится шток-поршень 9 с уплотнениями. Шток-поршень 9 сопряжен со сферическим рычагом 10. Гильза золотника 1! запрессована в шток-поршень 9.

В гильзе имеется шайба, которая может ограничивать ход стержня-золотника 12.

Эта фигурная шайба выполнена с вырезами для пропуска рабочей среды. Гильза золотника 1! на наружной поверхности имеет продольную прорезь в виде шлица для пропуска рабочей среды. Стерженьзолотник 12 соединен с одним тросом 5 включения передачи. Г1одобным образом соединен вал 2 механизма переключения с другим тросом 5 выбора передачи. В гильзе золотника !! имеются два пояска и отверстия, связывающи» соответствующим образом полости А, Б и В.

Контроллер 6 содержит жестко связанные между собой рычаг 13, ось 14, вторую ось 15 с втулкой 16. Специально ограничивающий сектор 17 с пазами 18 выполнен в виде желоба, позволяющего соединить втулку 16 с тросом 5 включения передачи, а с другим тросом 5 выбора передачи соединена ось 14. На рычаге 13 установлен фиксатор 19, а в пазах контроллера выполнен ы с пециал ьн ые гнезда 20 для фиксации рычага 13.

Привод управления коробкой передач транспортного средства работает следующим образом.

При перемещении вала 2 механизма переключения посредством троса 5 происходит выбор штока, на котором происходит включение передачи из нейтрали.

При этом рычаг 3 входит в соответствующий паз. Вал 2 смещается, а сферический рычаг остается на месте, так как он с обеих сторон упирается в корпус 7 вала механизма переключения. Так как трос

5 может передавать усилие в обе стороны, то вал 2 подобным образом может перемещаться из вновь занятого положения в другое.

Включение передачи производится следующим образом после того, как соответствующий паз штока включения передачи уже выбран.

При движении троса 5 влево (фиг. 2) стержень-золотник перемещается влево. Правая кромка золотника открывает правую щель в гильзе золотника 11. При этом рабочая среда из полости А проникает через щель в полость Б. Из-за разности усилий ввиду различия площадей шток-поршень 9 передвигается влево до тех пор, пока щель не закроется. При дальнейшем передвижении стержня-золотника 12 влево этот процесс продолжается, т. е. осуществляется следящее действие. Общий ход золотника равен ходу штока-поршня 9.

Насос подобран так, что его производительность не допускает «утыкания» золотника при наибольших скоростях перемещения троса 5.

При движении вправо стержня-золотника 12 левая кромка золотника открывает левую щель, которая связывает полость Б с полостью В слива. Под давлением рабочей среды в полости А шток-поршень 9 передвигается вправо, закрывая левую щель и осуществляя следящее перемещение штока-поршня 9 за золотником.

При достижении, например, нейтрали обе щели закрыты. Оставшаяся в полости Б рабочая среда практически несжимаема, поэтому шток-поршень 9 остается в положении «нейтраль». Увеличение давления в полости А ведет к срабатыванию клапана в магистрали.

Таким образом осуществляется выбор передачи, включение нужной передачи и установка в нейтраль.

Фиксирование включенной передачи достигается фиксацией рычага 13.

l. Привод управления коробкой передач транспортного средства, содержащий контроллер переключения передач, связанный с механизмом переключения передач, выполненным в виде вала переключения передач, размещенного в корпусе с возможностью осевого перемещения и поворота, снабженного рычагом переключения передач, и рычага, связанного со штокомпоршнем силового гидроцилиндра, при этом рычаг размещен на валу переключения передач с возможностью относитель1493499 ного осевого перемещения и совместного поворота, источник давления рабочей жидкости с нагнетательной и сливной MBгистралями, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности коробки передач путем обеспечения возможности следящего действия включения передач, он снабжен двумя тросами управления, связанными с контроллером, двухщелевым гидрораспределителем, размещенным в штоке-поршне силового гидроцилиндра и состоящим из гильзы, закрепленной в штокепоршне, золотника, размещенного в гильзе с возможностью ограниченного осевого перемещения и образующего со штокпоршнем подзолотниковую полость, сообщенную со сливной магистралью, при этом в гильзе распределителя выполнены два канала, один из которых соединен с поршневой полостью гидроцилиндра, а другой— со штоковой, соединенной с нагнетательной магистралью, при этом один из тросов шарнирно связан с валом переключения передач, а другой — с золотником.

2. Привод по п. I, отличающийся тем, что контроллер выполнен в виде рычага управления, снабженного фиксатором его положения, первой оси, размещенной в корпусе с возможностью осевого перемещения и поворота и подпружиненной относительно корпуса, второй оси, связанной с первой и размещенной в пазах корпуса во втулке с возможностью поперечного перемещения и осевого, параллельного осевому перемещению первой оси, при этом первая ось связана с рычагом управления и с тросом, связанным с валом переключения передач, а вторая ось связана с тросом, соединенным с золотником.

1493499

1493499

РмЗ 8

Составитель А. Барыков

Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор О. Кравцова

Заказ 3943/20 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1! 3035, Москва, 5K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101