Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям коробок передач, применяемых преимущественно на тракторах. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и обеспечение экономичных режимов работы транспортного средства. Это достигается путем обеспечения возможности независимого и синхронного соединения с трансмиссией валов отбора, предназначенных для работы различных навесных агрегатов. За счет обеспечения требуемых чисел оборотов валов отбора мощности при различных скоростях движения происходит экономичная работа транспортного средства. Конструктивно это достигается путем связи вторичного вала 13 коробки передач с валами отбора мощности. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (g1) 4 В 60 К 17/28

ВСЕСОЮЗНАЛ

ПАТЕНТНС fEXlhiiliCNll

E .БДЛО Г1:лд

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTGPCMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4353288/27-11 (22) 31. 12. 87, (46) 30. 08. 89. Бюл. N 2 (75) С.А.Беганский, В,A.Òèìoíåíêo, В.В.Уткин и Н,N.×àïëûãïí (53) 629.113-585.1(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 931506, кл. В 60 К 17/28, 1982. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям коробок передач, применяемых преимущественно на тракторах.

Цель изобретения — расширение функ„„Я0„„15О4И6 А 3 циональных возможностей и обеспечение экономичных режимов работы транспортного средства, Это достигается путем обеспечения возможности независимого и синхронного соединения с трансмиссией валов отбора, предназначенных для работы различных навесных агрегатов, 3а счет обеспечения требуемых чисел оборотов валов отбора мо 1 ости при различных скоростях движения происходит экономичная работа транспортного средства ° Конструктивно это достигается путем связи вторичного вала 13 коробки передач г валами отбора мощности ° 1 ил.

3 1504116

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкциям коробки передач, применяемых преимущественно на тракторах.

Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей и обеспечение экономичных режимов работы транспортного средства.

На чертеже показана кинематическая схема предлагаемой коробки передач.

На первичном валу 1 закреплены шестерни 2 — 6, Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с шестернями 7 и 8, а шестерня 4 — с шестернями 9 и 10, шестерня 5 с шестерней 11, шестерня 6 с шестерней 12. Шестерни 7, 9, 11 и 12 свободно установлены на вторичном валу 13, а шестерни 8, 10 20 и 14 на вторичном валу 15. На вторичных валах 13 и 15 размещены зубчатые муфты 16 — 19, служащие для соединения шестерен 7, 9, 11 и 12 с валом 13 и шестерен 8, 10 и 14 с валом 15. 25

Вторичные валы 13 и 15 постоянно соединены между собой посредством шестерен 20 и 21, жестко установленных на упомянутых валах. Шестерни 20 и 21 соединены с последующими элементами 30 трансмиссии трактора — главной и конечными передачами. На валу замедленных передач 22 установлен блокируемый планетарный редуктор 23, соединенный посредством шестерен 2 и 24 с первич- 35 ным валом 1 и посредством шестерен 25 и 14 с вторичным валом 15. Коронная ше сте рня 26 планетарного редуктора 23, выполи енн ая пе ре ключ а ем ой (подвижной в осевом направлении), оснащена на- 40 ружным зубчатым венцом 27 и пазом 28 для механизма переключения. Водило 29 планетарного редуктора 23, оснащено наружным зубчатым венцом 30 с параметрами зубьев, соответствунщими па- 45 раметрам зубьев внутреннего зубчатого венца коронной шестерни 26. На корпусе 31 коробки передач закреплен зубчатый венец 32 (выполнен в виде секторов зубчатого венца, конструктивное исполнение зубчатого венца на чертеже не показано) с параметрами зубьев, соответствующими параметрам зубЬев наружного зубчатого венца 27 коронной шестерни 26.

55 . )та к:.>1.>бка передач входит как состави,»> ч,>сть в много,и>апазонную короб>к, передач. На вход»ом валу 33, св>1з;»>в..> в >13>II.;lòã:I вм и установленным соосно с выходным валом 34, соединенным с первичным валом коробки 1, жестко установлены шестерня, 35 и первый ведущий барабан 36 двойной управляемой фрикционной муфты 37, ведомый барабан которой жестко установлен на выходном валу 34. Второй ведущий барабан 38 фрикционной муфты 37, оснаценный приводной шестерней 39, свободно установлен на выходном валу 34.

Шестерни 35 и 39 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 40 и 4! соответственно, которые жестко закреплены на промежуточном валу 42, на котором свободно установлены шестерни 43 и 44, соединенные с упомянутым валом 42 посредством зубчатой муфты

45. 1Честерни 43 и 44 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 46 и 47, жестко закрепленными на валу 48 привода заднего вала отбора мощности, на котором свободно установлены шестерня 49 и блок шестерен 50 и 51, соединяемые с валом 48 посредством зубчатой муфты 52. Шестерня 51 блока шестерен находится в постоянном зацеплении с шестерней 53, жестко установленной на вторичном валу 13. Шестерня 49 и шестерня 50 блока шестерен находятся в постоянном зацеплении с шестернями 54 и 55, свободно установленными на ва1>у 56 привода переднего вала отбора мощности, и объединяемые с валом 56 посредством зубчатой муфты 57.

Коробка передач работает следукщим образом.

Мощность от энергетической установки (двигателя) трактора подводится к входному валу 33 и далее к ведущему барабану 36 двойной управляемой фрикционной муфты 37, а через шестерни

35 и 40, вал 42 и шестерни 41 и 39 к ведущему барабану 38 упомянутой муфты. При включении управляемой муфты

37, т.е. при соединении ведущих барабанов 36 и 38 с ведомым барабаном муфты, жестко установленным на выходном валу 34, мощность от вала 34 подводится к соединенному с ним первичному валу l коробки передач. При включении зубчатой муфты 16 (с вторичным валом 13 соединяется шестерня 7) мощность от первичного вала 1 передается вторичному валу 13 через шестерни 3 и 7, а вт<»;ичному валу 15 через шестерни 3, 7, 20 и 21 и далее мощности посредством зубчатой муфты

45 с валом 42 соединяется шестерня 43, если трактор работает нри номинальном числе оборотов двигателя, и шестерня

44, если трактор работает на одном из наиболее применяемых частичных режимах работы двигателя, При этом мощность от двигателя через входной вал

33, закрепленную на нем шестерню 35, шестерни 40 и 43 или 44, установленные на валу 42, и находящиеся в зацеплении с последним, шестерни 47 или 46, установленные на валу 48, передается валу 48, являющемуся. приводным для заднего вала отбора моцности.

При необходимости включения независимого привода переднего вала отбора моцности, в дополнение к произведенным операциям, посредством зубчатой муфты 52 соединяют вал 48 с шестерней 49 и находящуюся с ней в постоянном зацеплении, шестерню 55 посредством зубчатой муфты 57, с валом 56, являющимся приводным для переднего валч отбора моцности, 1

При необходимости включения синхронного привода заднего вала отбора мощности посредством зубчатой муфты

52 соединяют блок шестерен 50 и 51 с валом.48, при этом моцность с вторичного вала 13 через закрепленную на нем шестерню 53 и блок шестерен 50 и 51 приходит на вал 48. При необходимости включения синхр нного привода переднего вала отбора мощности, дополнительно к упомянутым операциям, посредством зубчатой муфты 57, соединяют шестерню 54, находящуюся в постоянном зацеплении с шестерней 50, вала 48, с взлом 56, являющимся, как было упомянуто выше, приводным для переднего вала отбора моцности.

В предлагаемой коробке передач по сравнению с известной значительно расширяются функциональные возможности коробки передач путем обеспечения независимого и синхронного привода переднего и заднего валов отбора мощности; повышается экономичность работы трактора путем обеспечения возможкости получения чисел оборотов валов отбора моцности, требуемых ГОСТом при работе двигателя трактора на разных скоростных режимах. Кроме того, на одном тракторе класса 2 т тяги эконо мия составляет 540 кг топлива в год.

5 150411 через последующие узлы трансмиссии трактора к его ведуцим колесам.

В том случае, если коробка передач устанавливается на гусеничном тракторе, мощность отбирается одно5 временно с обоих вторичных валов 13 и 15 и через.механизмы поворота,главные и конечные передачи передаются ведущим звездочкам. В том случае, ес- lð ли коробка передач устанавливается на колесном тракторе, моцность отбирается с одного из вторичных валов 13 ипи 15.

Переключение передач в коробке осуществляется соединением шестерен

7 — 12 и 14 с вторичными валами 13 и 15 посредством зубчатых муфт 16-19.

Причем при включении зубчатой муфты

19 мощность от первичного вала 1 к 20 вторичному валу 15 может передаваться двумя путями через шестерни 2, 24, 25 и 14 при заблокированном планетарном редукторе 23 и через те же шестерни— при включенном, 25

Для того, чтобы заблокировать планетарный редуктор ?3, необходимо внутренний зубчатый венец его коронной шестерни 26, используя паз 28, посредством механизма переключения внес- 30 ти в зацепление с наружным зубчатым венцом 30 водила 29. При этом передаточное число от первичного к вторичному валу 15 будет определяться отношением чисел зубьев шестерен 2 24

35 и 25, 14. Для включения в работу (разблокировки) планетарного редуктора 23, его коронная шестерня 26 своим наружным зубчатым венцом 27 вводится в зацепление с зубчатым венцом 32, 40 закрепленным на корпусе 31 коробки передач, при этом внутренний зубчатый венец коронной шестерни 26 выводится иэ зацепления с наружным зубчатым венцом 30 водила 29. Таким образом

45 коронная шестерня 26 преврацается в неподвижный (заторможенный) элемент планетарного редуктора 23 и после н " включается в работу, обеспечивая получение пониженных передач, Переключение передач в предлагаемой коробке может осуцествляться и путем попеременного соединения ведущих барабанов 36 и 38 с ведомым барабаном двойной управляемой фрикционной 55 муфты 37, т.е. путем попеременного соединения одной из двух ее секций.

При необходимости включения независимого привода заднего вала отбора

1504116 чем эта шестерня связана с муфтой, расположенной между входной и выходной частями первичного вала для обеспечения их соединения между собой и соединения упомянутой связанной с муфтой шестерни, с выходной частью первичного вала, при этом на промежуто1 ном валу установлены с воэможноформул а изобретения передач.

2, Коробка передач по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что муфта, соединяющая входную и выходную части первичного вала, выполчена фрикционной.

Составитель С,Белоусько

ТехредМ.Дидык

Корректор О.Ципле

Редактор Ю,Середа

Заказ 5200/22 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæroðîä, ул . Гагарина, 101

1 ° Коробка передач, содержащая первичный и вторичный валы, связанные соответственно с двигателем и движителями, валы привода отбора мощности, один из которых установлен с возможностью механического соединения с первичным валом коробки передач 1О посредством шестерен и муфт, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и обеспечения экономичных режимов работы транспортного средства, первичный вал коробки передач выполнен составным в виде входной, выходной и первичной частей, а в коробке передач установлен промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями, одна иэ которых находится в зацеплении с шестерней, неподвижно установленной на связанной с двигателем входной части первичного вала, а другая— с шестерней, установленной с возмож- 25 ностью вращения на выходной части первичного вала, связанного кинематически с вторичным валом коробки, пристью соединения с валом посредством муфты по крайней мере две разного диаметра шестерни, введенные в зацепление с шестернями, закрепленными на одном из валов отбора мощности, а каждый вал отбора мощности имеет пару находящихся в зацеплении шестерен, соединяемых с валом посредством муфты, причем одна из шестерен вала отбора мощности жестко связана с шестер ней, эацепленной с шестерней, установленной на вторичном валу коробки