Гидрообъемный привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить экономичность гидрообъемного привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания. Насос 1 соединен напорной гидролинией (ГЛ) 2 с входом гидромотора генератора (ГМГ) 5 через регулятор 10 расхода жидкости, и с входом гидромотора вентилятора (ГМВ) 4 через устройство для отключения ГМВ 4. Выход ГМГ 5 соединен сливной ГЛ 9 с гидробаком. Заклапанная полость перепускного клапана 8 связана с входом ГМГ 5, предклапанная - с ГЛ 2. Выход клапана 8 соединен с ГЛ 9, вход связан с устройством для отключения ГМВ 4. Устройство выполнено в виде двухпозиционного распределителя 7, подпружиненный запорно-регулирующий элемент которого связан с датчиком 6 т-ры. Насос 1 выполнен нерегулируемым и снабжен предохранительным клапаном 13. Клапан 8 ограничивает миним. значение перепада давлений на регуляторе 10 и, следовательно, минимальное значение расхода в ветви ГМГ 5. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ социАлистичесних
РЕСПУБЛИН (19) (111 (5у 4 F 16 Н 39/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H ASTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ П.(НТ СССР (21) 4232706/25-29 (22) 21.04.87 (46) 23.11.89. Бюл. II 43 (71) Московский автомеханический институт и Московский автомобильный завод им. И.А.Лихачева (72) А.А.Михайлин, В.А.Анохин, И.В.Борисов и А.В.Лепешкин (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР (Т 331944, кл. В 60 К, 1967. (54) ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД BCIIOMOI АТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить экономичность гидрообъемного привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания. Насос 1 соединен напорной гидролинией (ГЛ) 2 с входом гидромотора генератора (ГМГ) 2
5 через регулятор 10 расхода жидкости и с входом гидромотора вентилятора (IMB) 4 через устр-во для отклю-чения ГМВ 4. Выход I MI 5 соединен сливной ГЛ 9 с гидробаком. Заклапанная полость перепускного клапана 8 связана с входом ГМГ 5, предклапанная — с ГЛ 2. Выход клапана 8 соединен с ГЛ 9, вход связан с устр-вом для отключения ГМВ 4. Устр-во выполнено в виде двухпозиционного распределителя 7, подпружиненный эапорно-регулирующий элемент к-рого связан с датчиком 6 т-ры. Насос 1 выполнен нерегулируемьм и снабжен предохранительным клапаном 13. Клапан 8 ограничивает миним. значение перепада давлений на регуляторе 10 и, следовательно, минимальное значение расхода в ветви I MI 5. 1 ил.
1523806
45
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидрообъемным приводам вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сго- 5 рания.
Цель изобретения — повышение экономичности привода.
На чертеже представлена конструктивная схема гидрообъемного при- 10 вода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания.
Гидрообъемный привод содержит нерегулируемый насос 1, приводимый от двигателя и связанный напорными гид- 15 ролиниями 2 и 3 с нерегулируемым гидромотором вентилятора 4 и нерегулируемым гицромотором генератора 5 и устройство для отключения гидромотора привода вентилятора при низкой температуре охлаждающ и жидкости двигателя с датчиком 6 температуры, установленным в термонапряженном месте двигателя, воздействующим выходным штоком на двухпозиционный распреде- 25 литель 7, торцовая сторона которого связана с гидромотором вентилятора 4 и перепускным клапаном 8, выход которого связан со сливной гидролинией 9, регулятор 10 расхода жидкости, состо- 30 ящий из перепускного клапана 11 и дросселя 12, связанного с гидромотором генератора 5, и предохранительный клапан 13.
Гидрообъемный привод работает
35 следующим образом.
Датчик 6 температуры, выполненный, например, в виде термосилового датчика с поршнем, перемещающимся пропорционально изменению температуры, изменяет длину своего штока, непосредственно перемещающего распределитель 7.
При температуре двигателя, соответствующей нижнему пределу заданного диапазона температур, цвухпозиционный распредепитель 7 занимает верхнее положение, при этом рабочая жидкость на гидромотор вентилятора 4 не поступает, а из насоса 1 по напорной гидролинии 2 рабочая жидкость через регулятор 10 расхода поступает в гидромотор генератора 5. При повышении давления в напорной гидрс-линии открывается перепускной клапан
8 и рабочая жидкость через него идет на слив.
При температуре двигателя, соответствующей верхнему пределу заданного диапазона температур, распределитель 7 занимает нижнее (по чертежу) положение. При этом возможны два случая: первый, когда подачи насоса
1 хватает для привода двух потребителей (гидромоторов вентилятора 4 и генератора 5), и второй, когда подачи насоса 1 не хватает для работы двух потребителей в номинальном режиме.
В первом случае рабочая жидкость поступает в количестве, необходимом для работы в номинальном режиме. Если подача насоса 1 будет больше, чем необходимо для гидромоторов генератора 5 и вентилятора 4, то в этом случае откроется предохранительный клапан 13 и избыток рабочей жидкости пойдет на слив.
Во втором случае клапан 8 обеспечивает приоритетность работы гидромотора генератора 5, а остаток рабочей жидкости идет на гидромотор вентилятора 4, т.е. при уменьшении расхода жидкости в ветви гидромотора генератора 5 (гидролиния 2) ниже заданного минимума перепад давления на регуляторе 10 расхода также становится меньше предельной величины. При этом подпружиненный запорно-регулирующий элемент клапана 8 смещается влево (по чертежу), уменьшая расход жидкости в ветви гидро- мотора вентилятора 4 (гидролинии 3 и 9) . А так как гидромоторы вентилятора 4 и генератора 5 работают параллельно, то при уменьшении расхода в ветви гидромотора вентилятора 4 увеличивается расход в ветви гидромотора генератора 5. Таким образом, клапан 8 ограничивает минимальное значение перепада давлений на регуляторе 10, а следовательно и минимальное значение расхода в ветви гидромотора генератора 5.
Формула изобретения
Гидрообъемный привод вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания самоходной машины, преимущественно генератора электрического тока и вентилятора, содержащий насос с приводом от двигателя, гидромотор привода вентилятора, устройство для отключения гидромотора привода вентилятора при низкой температуре охлаждающей жидкости двигателя с датчиком температуры, гидромо5 1523806 6 тор привода генератора, дроссельный ным клапаном, эаклапанная полость корегулятор расхода жидкости, посту- торого связана с входом гидромотора пающей в гидромотор генератора, при — генератора, предклапанная - с напорчем насос соединен напорной гидроли- ной гидролинией, выход перепускного нией с входом гидромотора генерато- . клапана соединен со сливной гидролира через указанный регулятор рас- нией, а вход - с устройством для отхода и с входом гидромотора венти- ключения гидромотора вентилятора, лятора через устройство для отклю- причем это устройство выполнено в чения гидромотора вентилятора, а 10 виде двухпозиционного распределителя, выход гидромотора генератора слив- подпружиненный запорно-регулирующий ной гидролинией соединен с гидроба- элемент которого связан с датчиком ком, отличающийся тем, температуры, а насос выполнен неречто, с целью певышения экономичнос- гулируемым и снабжен предохранительти привода, привод снабжен перепуск- 15 ным клапаном.
Составитель И.Васильева
Редактор E.Ïàïï Техред Л.Сердюкова Корректор В.Гирняк
Заказ 7024/38 Тираж 721 Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб. ° д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина,101