Тормозной привод прицепа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве привода стояночного тормоза на автомобильных и тракторных прицепах, оборудованных гидравлической системой. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Привод прицепа содержит установленный на раме прицепа силовой цилиндр 7 двухстороннего действия, шток 6 поршня которого посредством тяги связан с разжимными рычагами тормозных механизмов, и подпружиненную защелку, взаимодействующую с зубчатой поверхностью, выполненной на поршне 8. Защелка выполнена в виде зуба на рабочей торцовой поверхности плунжера 10, расположенного в сообщенном с бесштоковой полостью 19 цилиндра 7 канале, выполненном в стенке корпуса цилиндра 7. Цель достигается тем, что перед выводом зубьев из зацепления обеспечивается разгрузка зубьев от действующих в зацеплении продольных осевых нагрузок путем установки в приводе двухмагистрального перепускного клапана 14 и выполнения в плунжере 10 канала 17 с дросселем 16. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1 !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР (61) 1271779 (21) 4472075/3!-11 (22) 22.06.88 (46) 07.01.90. Бюл. № 1 (71) Белорусский политехнический институт и Головное специализированное проектноконструкторское технологическое бюро г. Бобруйска (72) Е. И. Габа, В. Ю. Сидоренко, Б. Я. Ляндрес, Н. В. Богдан и А. А. Сабадаш (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1271 779, кл. В 60 Т 7/20, 1985. (54) ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД ПРИЦЕПА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве привода стояночного тормоза на автомобильных и тракторных прицепах, оборудованных гидравлической системой. Цель изобретения — повышение

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильHblM и тракторным прицепам, и является усовершенствованием устройства по авт. св.

¹ 1271 779.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности.

На фиг. l изображено шасси прицепной сельскохозяйственной маши н ы, оборудова нной тормозным приводом, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид снизу; на фиг. 3 тормозной привод прицепа; на фиг. 4 плунжер с дросселем; на фиг. 5 — тормозной привод прицепа, другое исполнение; на фиг. 6 — — плунжер с обратным клапаном.

Тормозной привод прицепа содержит тормозные механизмы 1, установленные в закрепленных на раме 2 ходовых колесах 3 и управляемые посредством разжимных рычагов 4, связанных гибкой тягой 5 со штоком 6 гидравлического силового цилиндра 7, установленного на раме 2. Шток 6 жестко

„„Я0„„1533919 A 2 (51)5 В 60 Т 7/20

2 надежности и долговечности. l,ривод прицепа содержит установленный на раме прицепа силовой цилиндр 7 двухстороннего д- йствия, шток 6 поршня которого посредством тяги связан с разжимными рычагами тормозных механизмов, и подпружин енную защелку, взаимодействующую с зубчатой поверхностью, выполненной на пори не 8. Зашелка выполнена в виде зуба на рабочей торцовой поверхности плунжера 10, расположенного в сообщенном с бесштоковой полостью 19 цилиндра 7 канале, выполненном в стенке корпуса цилиндра 7. Цель достигается тем, что перед выводом зубьев из зацепления обеспечивается разгрузка зубьев от действующих г> зацеплении продольных осевых нагрузок путем установки в приводе двухмагистрал ьного перепускного клапа на

14 и выполнения в плунжере 10 канала

17 с дросселем 16. 2 з. п. ф-лы, 6 ил. связан с поршнем 8, на котором выполнен зубчатый элемент 9. В корпусе силового цили ндра 7 установлены подп ружине.>ные защелки, выполненные в виде плунжера 10 с зубом, входящим в зацепление с зубчатым элементом 9. Трубопроводы 11 и 12 служат для подвода масла от распределителя 13 гидросистемы тягача (не показан) к входам двухмагистрал1ьного перепускного клапана 14, выход которого связан со штоковой полостью 15 цилиндра 7. В плунжере 10 выполнены дроссель 16 и канал

17 так, что когда зуб плунжера 10 находится в зацеплении с зубчатым элементом 9, один -из входов упомянутого клапана 14 через магистраль 18, упомянутые дроссель 16 и канал 17 сообщается с бесштоковой полостью 19 цилиндра 7, а когда зуб плунжера

i0 выходит из зацепления с зубчатым элементм 9, вход клапана !4 сообщается с бесштоковой полостью 19 через магистраль

18 и канал 17. В плунжере 10 может быть

1533919 выполнен обратный клапан 20, сообщающий бесштоковую полость 19 с магистралью 18.

Привод работает следуюшим образом.

Если плунжер выполнен без обратного клапана, то для установки прицепа на стоя5 ночный тормоз тракторист, находясь на своем рабочем месте в кабине тягача, переводит оукоятку распределителя 13 гидросистемы тя.— гача в положение, при котором масло под

1авлением подается по трубопроводу 11 к левому (по схеме) входу двухмагистрального перепускного клапана 14 (прывый, по схеме, вход при этом перекрывается) и далее н штоковую полость 15 силового цилиндра 7.

При этом поршень 8 перемещается впразо

15 по схеме, зубья плунжеров 10, взаимодействующие с зубчатым элементом 9, начинают выходить из зацепления. Кроме того, при перемещении поршня 8 и бесштоковой полости 19 создается давление, которое, воздействуя на торцовые поверхности плун- 20 жеров О, также способствует выходу и х из зацепления, При этом канал 17 сообщает бесцпоконую полость !9 через магистраль !

8, трубопровод 12 и распределитель 13 со сливом. Связанный с поршнем 8 шток б через гибкую тягу 5 затягивает разжим25 ные рычаги 4 тормозных механизмов 1, ходовые колеса 3 затормаживаются, зубья плунжеров 10 фиксируют зуб.- атый элемент

9 в положении, соответствующем заторможенному состоянию прицепа. 30

Для выключения стояне чного тормоза тракторист переводит рукоятку распределителя 13 гидросистемы тягача в положение, прн котором масло под давлением подаетcH Iio трубопроводу 12 h IpBBQMÓ (по cxcMe) входу двухмагистрального перепускного клапана 14 (левый, по схеме, вход при этом перекрывается) и далее f3 штоковую полость

15 цилиндра 7. Под действием давления масла на поршень 8 с0 стороны штоковой полости 15 зубья плунжеров I О разгружаются и начинают вь|ходить из зацепления с зубчатым элементом 9. Одновременно с подачей масла в трубопровод 12 оно поступает через магистраль 18 к дросселю !б, сообгценному через канал 7 с бесштоковой 4 полостью 19 цилиндра 7. Однако вследствие малой пропускной способности дросселя 16 давление в бесштоковой полости

19 нарастает значительно медленнее, чем н штоконой полости 15, в результате чего зубья плунжерон !О разгружаются. Нарастание давления в бесштоксвой полости !9 способствует дальнейшему выходу плунжерон !О из зацепления с зубчатым элементом 9. При этом канал 17 сообщается с магистралью 18, давление в бесштокозой полости !9 резко возрастает. Так как сила, 55 действующая на плунжер !О со стороны пружины, значительно меньше силы, действующей на поршень 8 со стороны ш:.оной полости 15, то плунжеры 10 окончательно выходят из зацепления. Поскольку эффективная площадь поршня 8 со стороны бесштоковой полости 19 больше эффективной площади поршня 8 со стороны штоковой полости 15, то поршень 8 перемещается влево (во схеме). При этом излишек масла из полости 15 через клапан 14, магистраль 18 и канал 17 перетекает в полость 19, шток 6 выталкивается из цилиндра 7, натяжение гибкой тяги 5 падает, тормозные механизмы 1 ходовых колес 3 растормаживаются.

Если плунжер вьиолнен с обратным клапаном, то прн установке прицепа на стояночный тормоз тормозной гривод работает аналогично описанному, однако, при перемещении поршня 8 вправо по схеме, давление масла в беси токовой полости 19 не возрастает, поскольку масло через обратный клапан 20 вытесняется в магистраль 18, трубопровод 12 и далее на слив.

При выключении стояночного тормоза тормозной привод работает также аналогично описанному, при этом обратный клапан 20 постоянно закрыт, поскольку давление масла на шарик обратного клапана 20 взаимодействует с двух сторон.

Выполнение в плунжере обратного клапана позволяет значительно снизить усилие возвратной пружины плунжера, так как, когда плунжер под действием пружины входит в зацепление с зубчатым элементом (при вкгпочснии стояночного тормоза), масло, вытесняемое плунжером из бесштоковой полости гидроцилиндра, удаляется через дроссель, имеющий малое проходное сечение.

В случае выполнения в плунжере обратного клапана, имеющего значительно большее проходное сечение, масло вытесняется через него, при этом для ввода плунжера в зацепление с зуочатым элементом требуется меньшее усилие пружины.

Формула изобретения

1. Тормозной привод прицепа по авт. св.

М 1271779, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, он снаОже.- двухмагистральным перепускным клапаном, входы которого подключены к распределителю гидросистемы тягача„а выход -- к штоковой полости гидравлического силового цилиндра двустороннего действия, по крайней мере в одном из плунжеров выполнен канал, через который беспггоковая полость силового цилиндра сообщена с одним из входов дву магистрального перепускного клапана при выходе зуба нлунжера из зацепления.

2. Привод по п. 1, отличагащийея тем, что в плунжере выполнен дроссельный канал, сообщающий бесштоковую полость с одним из входов двухмагистрального пере1533919 пускного клапана при зацеплении зуба плунжера с зубчатым элементом.

3. Привод по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в плунжер встроен обратный клапан, подключенный параллельно дроссельному каналу и препятствующий перетеканию жидкости в бесштоковую полость силового цилиндра.

1533919

1533919

Составитель С. Макаров

Редактор H. Рогулич Техред И.Верес Корректор г1. Патай

Заказ 15 Тираж 412 Подп исное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101